24/7

Роль и значение ассоциаций участников портовой деятельности в условиях изменений действующего законодательства

всего: 0 04.05.12

Круглый стол на тему:

«Роль и значение ассоциаций участников портовой деятельности в условиях изменений действующего законодательства»

11.00-13.00, 26 апреля, 2012г.

Зал совещаний ассоциации «Укрпорт»

(Ланжероновская, 15А, г. Одесса)

 

В дискуссии приняли участие 25 человек. Большинство участников согласились с мнением экспертов, инициаторов Круглого стола (группа журналов «Порты Украины» и еженедельник «Моряк Украины»), что портовый сектор экономики Украины находится в стадии кардинального реформирования. Ожидаемое принятие нового закона о портовой деятельности серьезно изменит условия оказания портовых услуг. Роль профессиональных ассоциаций операторов таких услуг в этих условиях деятельности значительно возрастает. Это подтверждает опыт стран Еврозоны и других регионов мирового товародвижения. По мнению Александра Яценко, ректор Института Морехозяйства и предпринимательства:

 

· Международная ассоциация портов и гаваней (IAPH) видит свою задачу в координации усилий операторов всех видов услуг, оказываемых в портах судам, грузам и пассажирам.

· Европейская ассоциация морских портов (ESPO, Патрик Верховен) видит свою задачу в оптимизации сети портов, унификации процедур обслуживания, «обхода» морем «пробок» на сухопутных транспортных магистралях, экологизации портовой деятельности. Уже сейчас это 1200 портов 22 стран, 90% оборота внешней торговли, более 400 млн. пассажиров в год.

· Ассоциация Британских портов (более 80% внешней торговли, более 200 портов, более 500 млн. тонн грузооборота) основной задачей своей деятельности видит гармонизацию трех различных организационно-правовых моделей портов: муниципальных, частных и публичных (акционерных), а также:

- содействует выделению правительственных ресурсов на портовые

нужды и контроль их освоения;

- обеспечивает обмен ноу-хау между своими членами в области инноваций;

- сотрудничество с местными властями;

- развитие экологических подходов к портовой деятельности.

· Ассоциация российских портов (АСОП) рассматривает себя не только как часть структуры транспорта, но и как часть структуры внешнеэкономической деятельности, поэтому поддерживает партнерские связи с профессиональными ассоциациями производителей, трейдеров, перевозчиков и т.п. (РСПП, Союз транспортников, АСМАП, АПСРТ (речфлот), Асс.РОС.экспедиторов, ITSA (international transport @ safety association), Росавтотранссоюз, СОРОСС – объединение морских пароходств и т.п.). АСОП разработана программа антикризисных мер, принятая правительством (неиндексация арендных платежей за портовые ресурсы, нелицензирование страховой деятельности, отмена таможенных пошлин на критический импорт, отмена экспортных пошлин на энергоресурсы, поддержка курса рубля и т.п.) В результате, на фоне  кризиса, Российские порты перешагнули планку 500 млн. тонн в год и к 2015 году рассчитывают на 575 млн. т.

 

Ассоциация «Укрпорт», раньше акцентировала свое внимание в основном на госпортах Минтранса. Сейчас слово порт, в новой редакции Закона о портах, более приобретает «географический», а не хозяйственный оттенок. Становится ближе к понятию HARBOR, гавань. Модель разделения функций госуправления и оказания портовых услуг в свое время была реализована в России, неоднократно модернизировалась. В ходе таких модернизаций возрастало влияние профессиональных ассоциаций (АСОП и другие) на процессы оказания портовых услуг.

 

По мнению Артура Ницевича, партнера Международной юридической службы, - в ожидании нового Закона мы думаем о том, что будут разделены функции административная и коммерческая, но не задумываемся, какие последствия нас ожидают. И мы не можем их предвидеть, поскольку речь идет о системной перемене отношений в порту между всеми участниками транспортного процесса. Поэтому как раз Ассоциация «Укрпорт» могла бы выступить платформой, своеобразной площадкой для обсуждения системных изменений по определенным направлениям. Мы все привыкли, что государственный порт выступает своеобразным буфером во взаимоотношениях с государством, железной дорогой, судовладельцами. Теперь же порт перестанет быть территорией. Порт был забором, за которым следил начальник при помощи выстроенной системы. Завтра Одесский порт перестанет быть госпредприятием. Территория останется. Но на ней будет размещаться 10-12 стивидоров. Будет один забор, а внутри много маленьких заборчиков. И каким образом предприятия, обслуживающие транспортный процесс: автоперевозчики, контейнерные линии, компании, которые поставляют продовольствие на суда, будут пробираться к судам, как будут взаимодействовать. На сегодня есть план завозов грузов в порт. Каким образом 12 стивидорных компаний будут самостоятельно регулировать отношения с Укрзализницей представить сложно. Но все это будет. И к этому надо готовиться. Невозможно сегодня решать проблемы таможни в одиночку. Нет механизмов, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи с мининфраструктуры. Так построена система, что ассоциации могут служить своеобразным зонтиком для своих участников, коммерческих компаний и лоббировать определенные интересы. Но главное не распыляться и сфокусироваться на задачах, которые необходимо решить участникам рынка.

 

Исполнительный директор Международной ассоциация портов Черного и Азовскогоморей (BASPA), Георгий Токман предложил разграничить задачи международных от национальных ассоциаций.

- К примеру, BASPA созданная по инициативе черноморской организации сотрудничества. ЕЭС включила ее в качестве эксперта в европейскую транспортную комиссию. Международные ассоциации являются экспертами, они готовят свои предложения перед высшими органами. ОЧЭС - управляющий орган совет министров.

 

Однако те, кто руководят, в специальных вопросах ничего не понимают. Внутри страны другая картина. И нам нужно, прежде всего, сохранить ассоциацию, как орган высокого профессионализма компетентного во всех вопросах. Когда готовился закон о портах, Институт стратегических исследований при администрации президента учел наши с «Укрпортом» мнения в проект закона. Я думаю, «Укрпорт» должен в обязательном порядке стать профессиональным органом, который может и должен выдвигать идеи и решать задачи. В Европе администрация порта отнюдь не считает только деньги. Дирекция каждого порта разрабатывает стратегию функционирования порта в рамках страны. Для Европейского Союза разработаны зоны тяготения для каждого порта. Из этих зон разрабатываются планы развития и строительства терминалов. Государство разработало план, где что разрабатывать. И кто это будет делать, уже решается на вопросах конкуренции. У нас же нет никакой системы и политики, строится то, что потом не нужно. Будет единая система, которая наведет порядок. И я думаю «Укрпорт» займет весомое место, как профессиональная ассоциация.

 

Суммировать международный опыт ассоциирования участников портовой деятельности можно следующим образом, считает Александра Яценко, ректор Института Морехозяйства и предпринимательства:

Основными функциями обновленной ассоциации «Укрпорт» должны быть:

· Представительство профессиональных интересов на локальном, государственном и международном уровнях.

· Продвижение профессиональных возможностей на локальных, региональных и глобальных рынках.

· Содействие созданию условий свободной конкуренции.

· Недискриминационное отраслевое или региональное регулирование на основе соглашений и договоренностей.

· Содействие повышению внутренней эффективности профессиональной деятельности.

· Содействие инновационному развитию профессиональной деятельности.

· Содействие привлечению инвестиций.

· Разработка профессиональных регламентов, правил и стандартов деятельности.

· Развитие профессиональной кадровой компетенции.

· Урегулирование конфликтов и споров.

· Задачами УкрПОРТ сейчас, с учетом опыта деятельности зарубежных и других профессиональных организаций ассоциативного типа остаются также:

-творческое изучение и применение международного опыта к актуальным задачам портового хозяйства Украины

- изменение уставных документов для либеризации условий членства;

- привлечение новых членов независимо от их формы собственности и отраслевого подчинения;

- определение круга проблем, требующих первоочередного решения для всех членов ассоциации;

- разработка рекомендаций по реструктуризации государственных портов в свете новой редакции Закона о портах;

- разработка организационной структуры ассоциации и планов деятельности ее профильных подразделений;

- формирование кадрового актива для деятельности профильных подразделений;

- установление рабочих деловых контактов с органами государственного управления;

- установление партнерских отношений с аналогичными профессиональными ассоциациями ближнего и дальнего зарубежья.

Участники Круглого стола согласуют Меморандум скоординированных действий и готовят актуальную проблематику кампаний портового сектора экономики Украины в условиях меняющегося законодательства для новых заседаний.

 

 

Автор релиза Анатолий Венгрук, Моряк Украины.

 

 

biznes-kurs biznes-kurs