24/7

7 вопросов об ответственности экспедитора

18 августа 2017 г.: ru 3 20 марта 2017 г.: ru 2 22 августа 2017 г.: ru 2 всего: 15620.04.11

Untitled Document
lebedev transport  

Не секрет, что транспортный бизнес, связанный с морскими портами, в Украине на сегодняшний день переживает не лучшие времена.

Достаточно парадоксальным это выглядит на фоне всемирного подъема рынка перевозок, географии этих самых перевозок, и места Украины на логистической карте мира.

Не смотря на все большее количество избегающих нашу страну владельцев груза (особенно транзитных), спрос, создаваемый немаленьким населением страны, поддерживает как достаточно стабильное движение грузов, так и организаторов перевозки - экспедиторов.

В процессе работы у экспедиторов возникает множество вопросов, связанных с ответственностью организаторов перевозки. Здесь представлены некоторые из таких вопросов, наиболее часто повторяющихся в нашей практике.

1. Какие существуют основания для освобождения экспедитора от ответственности?

В отличие от законодательства многих стран, вопрос об освобождении или ограничении ответственности экспедитора, как и прежде, не урегулирован законодательством Украины. Отрицательным моментом в данной ситуации является то, что законодательство не устанавливает лимиты ответственности экспедитора перед заказчиком. Положительным - стороны могут согласовать любые пределы ответственности и основания для освобождения от ответственности организатора транспортного процесса.

2. Должен ли экспедитор отвечать перед заказчиком за действия перевозчика, если груз повреждён непосредственно в процессе перевозки?

В соответствие с законодательством Украины экспедитор несет ответственность за действия и упущения третьих лиц, привлеченных им для исполнения договора транспортного экспедирования, так же, как за свои собственные действия. Для исключения своей ответственности экспедитор, при заключении договора с заказчиком, может оговорить, что привлечение перевозчика осуществляется экспедитором (а) от своего имени, (б) от имени и по поручению заказчика. В последнем случае договор, заключенный экспедитором с перевозчиком, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности заказчика, что исключает ответственность экспедитора.

3. Содержит ли законодательство Украины какие-либо ограничения ответственности экспедитора за убытки, связанные с действиями таможенных органов?

На сегодняшний день вопросы, связанные с действиями и бездействиями таможенных органов являются крайне болезненными для транспортников. Кроме вопросов безосновательного задержания или досмотров таможенного оформления грузов, существует проблема переноса ответственности за нарушения таможенных правил грузоотправителями на экспедиторов и перевозчиков. Мы давно обращали внимание на содержащиеся в Таможенном кодексе Украины размытые формулировки, опираясь на которые таможенные органы производят длительные задержания и настаивают на конфискации автотранспорта и грузов вне зависимости от их принадлежности, наличия вины участников транспортного процесса, степени общественной опасности и величины ущерба для государства.

Соответственно, автоперевозчики, понесшие убытки в связи с простоем транспорта, пытаются компенсировать их за счет экспедитора. В случае с контейнерными перевозками, экспедитор также вынужден выплачивать морским линиям суммы демереджа. Если будет найдено взаимопонимание с заказчиком, то указанные расходы экспедитору будут компенсированы, в противном случае конфликта не избежать.

Остается надеяться, что в новом Таможенном кодексе Украины, о разработке которого достаточно давно идет речь в средствах массовой информации, законодатель исправит это недоразумение и упразднит ответственность по формальным составам, а следовательно основания для длительных задержаний транспортных средств и грузов на границах.

4. Можно ли организовать экспедирование грузов, избежав при этом ответственности за его сохранность?

Прежде всего, экспедитор может снять с себя ответственность за сохранность груза, если договор с перевозчиком будет заключен непосредственно заказчиком или по его поручению от его имени. Экспедитор будет в данном случае только обеспечивать общее руководство, контроль над погрузкой груза на транспортное средство, издание документов и пр. сопутствующие услуги.

Однако, достаточно очевидно, что подобный договор экспедирования теряет смысл для заказчика: зачем платить экспедитору, если можно обо всем напрямую договориться с перевозчиком.

Если же экспедитор оказывает комплексную услугу по перевозке груза (от двери до двери) и принимает на себя соответствующую ответственность, то он принимает на себя функции перевозчика.

В этом случае он может выдавать отправителю документ на мультимодальную перевозку, который покрывает весь путь следования груза – так называемый экспедиторский коносамент.

Работая таким образом экспедитору крайне рекомендуется соблюдать некоторые условия:

1) четко оговорить в договоре лимит ответственности, условия перевозки груза, температурный режим, сроки доставки и иные необходимые условия,
2) осуществлять приемку груза под свой контроль в присутствии заказчика и сюрвейера с составлением соответствующих актов, фиксирующих состояние груза при приемке;
3) если перевозка осуществляется не собственным транспортом и с привлечением чужих складов, то заключить соответствующие договоры с надежными субподрядчиками;
4) застраховать груз и/или свою ответственность у платежеспособных, желательно специализированных страховщиков.

В целом, договор на перевозку такого рода груза должен быть составлен очень тщательно, с учетом всех деталей и возможных последствий для экспедитора, в противном случае существуют существенные риски получения претензий и связанных с этим убытков.

5. Какие специфические риски экспедитора при организации мультимодальных перевозок?

Дополнительные риски может повлечь за собой необходимость передачи груза от одного перевозчика к другому. Экспедитору необходимо тщательно контролировать вопросы информирования, сдачи-приемки груза, пересылки и вручения транспортных документов, в частности коносаментов, а также оперативно реагировать на возможные повреждения/недостачи.

Учитывая, что в процессе может участвовать множество лиц (отправитель, экспедиторы, агенты, автоперевозчики, ж/д, морские линии и пр.), экспедитору в договоре с заказчиком необходимо исключать свою ответственность на тех этапах, которые он не в состоянии контролировать (к примеру, если по условиям запродажного контракта отправитель самостоятельно отгружает груз). Также стоит обратить внимание на необходимость правового аудита и согласования между собой условий договоров между разными участниками транспортного процесса.

6. Чем регулируется создание экспедиторской компанией собственных правил экспедирования? Могут ли они существенно влиять или изменять содержание договора с Заказчиком?

Использование стандартных правил является нормой в работе большинства иностранных и транснациональных экспедиторских компаний и призвано детально урегулировать все этапы организации перевозки экспедитором, взаимоотношения последнего со всеми участниками транспортного процесса, ограничения ответственности экспедитора и пр.

В отличие от проформ договора экспедирования, правила экспедирования являются не основой такого договора, а стандартом, подлежащим принятию и подписанию контрагентом в неизменном виде. Только такое применение может исключить противоречия норм договора и разное толкование его положений сторонами и арбитрами в случае возникновения спора.

При наличии таких правил, достаточно подписать с заказчиком краткий договор экспедирования, содержащий существенные условия (реквизиты сторон, предмет, ставку или общую сумму договора, основные обязанности сторон по конкретной перевозке), и ссылку на обязательность применения Правил экспедирования в процессе исполнения и прекращения договора. Это существенно сократит работу менеджеров по продажам и юристов экспедитора, при сохранении должной степени защищенности его интересов.

7. Страхование ответственности экспедитора – панацея?

В договоре о предоставлении транспортно-экспедиторских услуг экспедиторы нередко возлагают на себя обязательства по страхованию своей ответственности, а также страхованию грузов, которые принимаются оператором к перевозке. Однако, следует понимать, что не всегда даже наличие двух полисов (страхования груза и ответственности) предоставляет экспедитору достаточную защиту его интересов и возмещение убытков.

Как правило, покрытие страховщика по ответственности экспедиторов относится к процессу транспортировки груза. Если же порча/повреждение груза произошли, например, на складе, который используется экспедитором в работе, то возможность получить возмещение будет зависеть от формулировок конкретного полиса. При этом стандартные условия полисов достаточно часто не покрывают риски, связанные с хранением грузов на складе до начала транспортировки, или на любом ином складе, кроме указанного в полисе.

Стоит знать, что полисы страхования ответственности редко предусматривают покрытие страховых случаев, которые явились следствием упущения (грубой небрежности) работников экспедитора. Определенные лимиты также страховщики могут установить в отношении привлеченных субподрядчиков. Существуют и иные исключения, которые оговариваются в полисах страхования ответственности экспедиторов, которые перед подписанием договора страхования необходимо тщательно оценивать применительно к своему транспортному бизнесу.

Страхование не является панацеей от всех рисков в логистике, но может стать реальной защитой. При этом не стоит забывать и о других, не менее эффективных способах снижения рисков экспедитора, которые позволят избежать дорогостоящих ошибок при организации транспортного процесса. Ведь не секрет, что всего один утерянный коносамент может свести на нет не только работу по данному грузу, но и стать причиной разрыва отношений с перспективным клиентом, а платёжеспособные грузовладельцы сегодня действительно ценятся на вес золота.

Автор: