24/7

Барьеры для инвестиций

3 марта 2020 г.: ru 4 12 октября 2018 г.: ru 2 25 марта 2020 г.: ru 2 всего: 10515.07.09

17 апреля 2009 года Кабинет Министров Украины (КМ) своим Постановлением № 530 наконец-то определил, каким образом заключаются инвестиционные договора в государственном секторе украинской экономики. Новый порядок предусматривает, что для  привлечения инвесторов должны проводиться аукционы, и распространяется он на все государственные предприятия, учреждения и организации, а не только на морские порты, что, безусловно, совершенно не учитывает специфику морского транспорта.

По сути КМ продолжил направление, которое было определено им же в пресловутом Распоряжении № 703 от 07 мая 2008 года. Напомним, что государственные  предприятия стали обязаны заключать договоры о совместной (инвестиционной) деятельности, комиссии, поручения, управления имуществом исключительно на основании решения КМ. Итак, в отношении договоров совместной деятельности, комиссии, поручения, управления имуществом порядок остался прежним, а вот регулирование инвестиционных договоров теперь существенно изменилось.

Новый порядок предусматривает, что решение о реализации инвестиционного проекта принимается КМ после положительного решения субъекта управления (читай, профильного министерства) и прохождения экспертизы Фонда госимущества, Минфина и Минэкономики. После принятия Кабинетом Министров такого положительного решения проводится аукцион. Казалось бы, наконец-то упорядочили правила игры, на которых давно настаивали частные инвесторы. Остановимся на основных аспектах нового порядка.

1.    Установлен перечень необходимой документации, которая подается для экспертизы проекта. Но этот перечень не является ... исчерпывающим. Т.е. министерства могут запрашивать дополнительные документы. Ни количество, ни состав этих дополнительных документов не ограничены.
2.    Сроки рассмотрения документов не зафиксированы или зафиксированы нечетко:
а)     30-дневный срок, установленный для экспертизы, начинает течь с момента предоставления всех документов. Учитывая, что министерства могут запрашивать дополнительные документы, процесс может затянуться на неопределенное время.
б)    В отношении Кабинета Министров новый порядок вообще  не устанавливает сроков для принятия решения о реализации инвестиционного проекта.
3.    Сам принцип аукциона предполагает продажу лота на конкурентной основе. В данном случае продается право (!) на заключение инвестиционного договора.
4.    Аукцион проводится при наличии не менее двух участников. Но если зарегистрировался только один участник аукциона, аукционная комиссия (которая создается субъектом управления), может признать этого единственного участника победителем аукциона.
5.    Проект инвестиционного договора входит в обязательный комплект документов и подается органу управления на самом первом этапе. Логично предположить, что этому предшествует непростой переговорный процесс между инвестором и госпредприятием, в результате которого они приходят к соглашению об условиях инвестиционного договора. Затем свои коррективы вносит орган управления (профильное министерство), потом -   Фонд госимущества, Минфин и Минэкономики, проводящие экспертизу проекта. Возможно, что и КМ внесет свои дополнения на этапе принятия решения о согласии на реализацию инвестиционного проекта.  Только после этого может проводиться аукцион. Недоумение вызывает то, что после проведения аукциона профильное министерство «готовит проект договора», который снова согласовывается с другими министерствами. При этом Фонд госимущества, Минфин и Минэкономики могут давать «рекомендации о доработке условий договора».

Иными словами, инвестор, пройдя весь путь согласования, от госпредприятия до Кабинета Министров через четыре министерства, и став победителем аукциона, не может быть уверен, что сможет заключить договор на тех условиях, которые для него приемлемы и, что самое главное, уже были однажды согласованы.

Можно с достаточной долей смелости заметить, что новый порядок нельзя отнести к категории правил игры. Вряд ли серьезные инвесторы будут готовы вкладывать средства в развитие портового хозяйства на таких «прозрачных» условиях. Особенно это становится очевидным, когда понимаешь, что для вложения серьезных инвестиций привлекаются заемные средства международных финансовых учреждений. А им вряд ли удастся определить соответствие такого порядка инвестирования международным традициям, правилам, логике и здравому смыслу.

Автор: