24/7

Чек-лист при покупке б/у яхты

14 декабря 2018 г.: ru 6 7 декабря 2018 г.: ru 4 12 декабря 2018 г.: ru 2 всего: 20314.12.18

Выбор правильной лодки во многом зависит от Вашего бюджета, образа жизни и цели эксплуатации.
Если Вы приняли решение приобрести подержанную лодку, вам стоит обратить внимание на целый ряд важных факторов, от которых зависит удобство и комфорт дальнейшей эксплуатации. Благодаря богатому опыту работы в сфере яхтинга, специалисты Interlegal изложили ключевые моменты технического и юридического характера, на которые следует обратить внимание покупателю.

Юридические аспекты

Избегайте устных договоренностей

Сделанное Вами предложение покупки должно сопровождаться письменным договором. Таким образом, Вы обозначите свои намерения, защитите свои права, а лодка не сможет «уйти» к другому покупателю.
Часто (особенно когда брокером по сделке является член MYBA) используется стандартный договор купли-продажи MYBA – проформа, разработанная Средиземноморской Ассоциацией Яхтенных Брокеров (Mediterranean Yacht Brokers Association – MYBA).

Стандартные договоры MYBA хорошо известны на международном уровне. Важными условиями договора являются: покупная стоимость лодки, размер депозита и условия его возврата, дата завершения сделки, место доставки лодки, последствия неудовлетворительного технического осмотра лодки и т.д.

Существуют и другие стандартные формы договоров, доступные в интернете, однако любое изменение условий стандартного договора может исказить содержание остальных его положений. В связи с чем, мы рекомендуем обращаться за юридической консультацией и сопровождением сделки.

Всегда проводите инвентаризацию

При осмотре лодки мы рекомендуем составить опись/спецификацию предметов и оборудования, которое находится на борту яхты (inventory list) и которое должно быть включено в продажу яхты.
Опись оформляется в виде письменного приложения к договору, подписывается продавцом и покупателем, и является неотъемлемой частью договора.

Согласовывайте размер депозита

Депозит является «авансовым» платежом за лодку, который выплачивается покупателем либо сразу, либо в течение нескольких дней после подписания договора. Депозит в размере 10% от покупной стоимости лодки является отраслевым стандартом, однако Вы можете договориться о другой, меньшей сумме.

В соответствии с договором MYBA депозит выплачивается на счет третьей стороны – держателя (stakeholder), где и хранится до момента завершения сделки. При наступлении определенных условий (к примеру, при дефолте продавца – на дату завершения сделки лодка не доставлена по месту доставки, указанному в договоре), депозит возвращается покупателю.

Проверяйте продавца

При покупке лодки необходимо убедиться в том, что продавец является действительным собственником, имеет право на ее продажу (не зарегистрирован залог) и по яхте нет задолженностей перед судовым реестром.

Для начала запросите у продавца документы, подтверждающие право собственности. Желательно, что бы они отражали всю цепочку владения с момента постройки лодки/передачи ее от верфи и до настоящего момента). Документы должны включать строительный сертификат (builder's certificate) и купчие (bill of sale). Право собственности продавца на лодку и отсутствие обременений также возможно проверить, запросив соответствующее извлечение в реестре флага.

Также мы рекомендуем запросить доказательство оплаты стоянки в марине, действующий страховой полис и последние счета по ремонту лодки.

Завершение сделки не является завершающим этапом приобретения лодки

После фактической передачи лодки и подписания акта приема-передачи, данные о новом собственнике необходимо внести в текущий реестр флага или произвести рефлагацию (исключить из текущего и зарегистрировать в новом реестре). При проведении рефлагации подготовка сертификата исключения (deletion certificate) лодки из текущего реестра является обязанностью продавца.

Еще одним важным моментом является оформление страхового покрытия на лодку. Страховка имеет большое значение для защиты лодки, ее пассажиров и экипажа при несчастном случае и нанесении ущерба. Также важно помнить, что страховка является первым документом, который запрашивают в европейских маринах.

Вид страхования в значительной степени зависит от типа лодки, района эксплуатации и т.д. Удостоверьтесь, что страхование покрывает стоимость яхты (включая ее содержимое) и ответственность перед третьими лицами.

Настаивайте на техническом осмотре

Делая продавцу предложение, всегда четко указывайте, что лодка будет куплена только при условии удовлетворительного технического осмотра (а в некоторых случаях – также и ходовых испытаний).
Совет: Лодка может иметь хороший внешний вид и положительные отзывы, однако лучше провести осмотр квалифицированным сюрвейером.
Дата и условия проведения технического осмотра указываются в договоре. Любые существенные дефекты, выявленные сюрвейером, могут быть использованы для снижения стоимости лодки, проведения ремонтных работ силами и за счет продавца или же для отказа от сделки и возврата депозита. 

Технические аспекты

Экстерьер пластиковой яхты

Внимательно проверьте состояние гелькоута (не «болеет» ли лодка осмосом), состояние рубки (нет ли трещин на бортах и в районах стыковки рубки) и состояние иллюминаторов. Особенно внимательно осмотрите лодку в самой широкой ее части – если к лодке плохо относились, Вы заметите трещины и пузырьки в гелькоуте, царапины и вмятины на бортах.

Интерьер

Откройте все, что можно открыть на судне – шкафы, пайолы, осмотрите все внутренние поверхности на наличие плесени, грязи и подтеков. Обивка, неприятный запах и пятна скажут многое об эксплуатации судна. Не ждите лодку старше 15 лет в идеальном состоянии, даже самые качественные материалы подвластны времени.

Паруса

Проверьте, нет ли потертостей, плесени и неприятного запаха от парусов.

Двигатель

Обязательно получите ответы на вопросы о том, сколько наработано моточасов и как регулярно производилось сервисное обслуживание двигателя, проверьте состояние сухости и отсутствие подтеков. Запустите двигатель и проверьте его работу на разных режимах. Помните, что замена двигателя – это значительные траты, которые могут ожидать вас в будущем.

Основываясь на личном опыте, сервис аренды яхт Sailica советует проверить масло и убедиться, что его недавно меняли, оно чистое и не почернело. Собственник, который выставил яхту на продажу не заменив масло, вряд ли заботился о лодке и следил за её состоянием внимательно.

Состояние дерева/ламината

Все морщины, прогибы, плесень или сколы краски или лака говорят о том, что лодку содержали в ненадлежащих условиях – зимой под открытым небом или в неотапливаемом ангаре. Это не только эстетические минусы, но прежде всего минус в вопросе безопасности – если лодка зимовала на улице, влага в виде осадков, попавшая в микротрещины пластика и дерева ухудшает их износостойкость и долговечность.

Управление яхтой

Провести тест-драйв важно для того, чтобы проверить на ходу яхту, её управляемость и ходкость, легкость работы штурвала и пера руля (нет ли люфта). Для парусной яхты важно проверить состояние стоячего и бегучего такелажа. В подводной части необходимо проверить состояние анодной защиты корпуса.

Системы

Не зависимо от размеров каждая яхта оборудуется целым комплексом инженерных коммуникаций обеспечивающих жизнедеятельность как самой яхты, так и экипажа. Обязательно проверьте водяную систему - откройте и закройте все краны, проверьте работу гальюна и помпы забортной воды. Проверьте топливную и газовую системы – все ли исправно работает и отвечает вопросам безопасности. Тщательно осмотрите состояние помп и проверьте в работе осушительную систему. Для наших широт, система климат контроля исключительно важна. Наличие печки и кондиционера - важный фактор комфорта проживания на борту. Чтобы проверить электрику и оборудование – лучше возьмите с собой специалиста, который профессионально оценит состояние электрических цепей и навигационных приборов.

Рангоут и такелаж

Во время сюрвейерского осмотра осмотрите внешний вид и работу лебедок, стопоров; детально изучите не была ли погнута или сломана ранее мачта, проверьте фиксацию вант и штаг-путенсов (нет ли потеков ржавчины и деформации в местах закладки). Обратите внимание не качаются ли заклепки на мачте, проверьте леера, штаги и прочее оборудование.

Навигационное и иное оборудование

Продавец может предлагать лодку вместе с дополнительным оборудованием – картплотером, огнетушителями, якорями, баграми. Зачастую нет смысла переплачивать за старый картплотер и проще купить новый самому. Проверьте состояние и срок годности огнетушителей.

Совет: Не стесняйтесь попросить продемонстрировать, как работают все системы. Лучше записать работу на видео, так как часто потом многие покупатели не могут вспомнить, как включается и работает та или иная система.

Самое нежелательное повреждение яхты – последствия посадки на мель и удар килем. Поэтому желательно осмотреть лодку в поднятом состоянии и убедиться, что у нее нет трещин на месте крепления киля, повреждений вала и лопастей винта. Также обязательно поднимите все пайолы и осмотрите изнутри крепления киля. Проверьте состояние флоров – если был серьезный удар килем – вы увидите отслоения, «вспученность» и паутину трещин.

Не спешите останавливать выбор яхты исходя из технических описаний и отзывов на форумах. Обязательно походите по лодке, почувствуйте, как она ведет себя в разных погодных условиях. Мы рекомендуем взять лодку в чартер или заказать тест-драйв, чтобы понять ее характер и ощутить атмосферу.

В завершение, остается пожелать будущим мореходам удачного приобретения яхты и незабываемых морских приключений!

За помощью и советами относительно выбора и сопровождения покупки лодки, ее последующей регистрации и страхования Вы можете обратиться к специалистам Interlegal.

Мы всегда готовы подсказать, как выбрать и купить яхту – чтобы покупка была удачным вложением и радовала владельца долгие годы. Добро пожаловать на борт!

Скачать чек-лист в PDF

Опубликовано в журнале Фарватер

Авторы: Кирина Ряшенцева, Марта Свердликовская, Геннадий Петровский