24/7

Демередж: платить или не платить?

18 августа : ru 102 17 августа : ru 78 19 августа : ru 41 всего: 48817.08.17

Демередж в торговом мореплавании - это заранее согласованные убытки сторон по договору за период нахождения судна под погрузочно-разгрузочными операциями, превышающий время на такие операции, согласованное сторонами в договоре (сталийное время).

Демередж применяется против фрахтователя или иной стороны по договору (например, продавца по договору купли-продажи на условиях FOB), ответственной за погрузку или выгрузку судна.

Vоуlayrules 1993 определяют деме­редж как согласованную сумму, ко­торая уплачивается судовладельцу в связи с таким простоем судна после истечения сталийного времени, за ко­торый судовладелец не является от­ветственным.

Ст. 149 КТМ Украины определяет демередж как размер платы перевоз­чику за простой судна в течение контр­сталийного времени.

Размер платы за простой судна свыше оговоренного времени определяется соглашением сторон, закрепленным в чартере. В случае отсутствия такого соглашения – согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. При отсутствии таких ставок размер демереджа определяется расходами на содержание судна и экипажа во время простоя судна.

Английское право признает демередж как убытки, которые были за­ранее согласованы сторонами, вследствие чего по умолчанию судовладельцу нет необходимости предоставлять доказатель­ства таких убытков или предприни­мать меры по их уменьшению (liquidated damages). Таким образом, требование судовладельца по демереджу является безусловным.

Кроме ставки демереджа стороны иногда также согласовывают период, в течение которого судовладелец должен предъявить претензию по демереджу, а фрахтователь - оплатить демередж. Если такой срок не согласован, судовладелец вправе предъявить претензию по демереджу в любой момент. Если же срок согласован, но судовладелец не предъявил претензию в рамках этого срока, обязательство по оплате демереджа прекращается.

В этой связи между сторонами часто возникают споры. Так, в деле Contrast Waterfront Shipping Co Ltd v. Trafigura AG (The Sabrewing) [2008] фрахтователи зафрахтовали т/х ADVENTURE согласно стандартной проформе BPVoy4. Судовладельцы заявили о демередже, возникшем как по порту погрузки, так и по порту выгрузки. Фрахтователи оспаривали иск, утверждая, что срок на подачу претензии пропущен Судовладельцами, поскольку они не предоставили документы, подтверждающие демередж, в рамках согласованного в чартере срока.

В ходе арбитража Трибунал постановил, что требование Судовладельцев было необоснованно, поскольку они не предоставили Фрахтователям документы, подтверждающие демередж согласно положениям чартера.

Судовладельцы обжаловали решение арбиртажа в Верховный суд Англии, который также постановил, что Судовладельцы не предоставили все подтверждающие документы (нотис о готовности, стейтмент оф фэктс, расчет демереджа) в согласованный срок, в связи с чем, требование по демереджу было предъявлено необоснованно.

Этот случай является явным напоминанием Судовладельцам о риске несоблюдения установленных сроков для предъявления претензий по демереджу.

Не только несоблюдение согласованных сроков подачи претензии по демереджу может иметь последствия для судовладельцев, но и сами предоставленные документы. Не существует определенного правила относительно того, какие документы судовладельцы должны предъявить фрахтователям. В тех случаях, когда положения чартера требуют предоставления «всей подтверждающей документации», судовладельцы не могут рассчитывать, что предоставление одного лишь расчета сталийного времени будет достаточным.

В деле Kassiopi Maritime Co v. Fal Shipping Co Ltd (M/T Adventure) [2015] EWHC 318 (Comm), фрахтователи зафрахтовали судно на стандатной проформе BeePeeVoy 3 для рейса с грузом неэтилированного бензина из Нью-Йорка в Ванкувер в июле/августе 2005 года. По чартеру сталийное время составляло 84 часа для погрузки и выгрузки. Сталийное время было полностью израсходовано в порту погрузки, и по прибытию в порт выгрузки судно вышло на демередж с момента подачи нотиса о готовности. Выгрузка длилась в общей сложности около 87 часов, что привело к возникновению демереджа в размере 114 887.40 долл. США.

В течение согласованного 90-дневного периода судовладельцы подали претензию по демереджу вместе с различными подтверждающими документами. Однако в этом пакете судовладельцы не предоставили насосные журналы. Кроме того, часть документов не была подписана ответственным лицом судна, терминалом или представителем фрахтователей.

Поскольку чартер предусматривал, что любое требование судовладельцев по демереджу должно быть предъявлено  фрахтователям в течение 90 дней после завершения выгрузки с предоставлением «всей подтверждающей документации», включая подписанные насосные журналы, суд постановил, что судовладелец нарушил порядок предъявления претензии, предусмотренный в чартере, и отказал в удовлетворении иска.

В одном из недавних дел Interlegal, в чартере был согласован 30-дневный срок на подачу претензии по демереджу после завершения рейса с предоставлением расчета сталийного времени и сопроводительной документации. Стороны согласовали, что если претензия не будет предъявлена в течение указанного срока, то она считается недействительной и рассмотрению со стороны фрахтователя не подлежит.

Судовладелец подал претензию по демереджу спустя 57 дней после завершения рейса, и фрахтователь отказал в ее рассмотрении. Судовладелец обратился в Лондонскую Морскую Ассоциацию Арбитров для разрешения спора.

С учётом несоблюдения срока, предусмотренного чартером, касательно предъявления претензии о демередже вместе с сопроводительными документами в течение 30 дней после завершения рейса, арбитраж постановил, что иск не подлежит удовлетворению.

Согласно общим принципам английского права, для того, чтобы выиграть спор по демереджу, судовладелец обязан строго соблюсти требования о сроке предъявления претензии. Джон Шофилд в книге «Сталийное время и демередж» отметил следующее:

Часто в рейсовых чартерах можно найти дополнительные оговорки, требующие от судовладельца предъявить претензию о демередже в течение определённого срока после завершения погрузки/выгрузки – чаще всего в течение 90 дней; в противном случае претензия будет «считаться отклонённой и с полностью истёкшим сроком давности». Суды и арбитражи выступают в поддержку таких оговорок”.

Как видится из рассмотренных в данной статье судебных решений, действительно, такая практика имеет место быть и судовладельцу необходимо проявлять внимательность и точность к требованиям чартера относительно претензии по демереджу.

 

Опубликовано в журнале "Порты Украины"

Авторы: Наталия Мирошниченко, Екатерина Гадецкая