24/7

Иностранная яхта в водах Украины

10 мая : ru 1 21 июня : ru 1 18 июля : ru 1 всего: 418.06.09

Несомненно, одним из самых приятных видов отдыха является отдых на воде. Морской туризм поэтому столь популярен. И если раньше он ассоциировался только с большим белым пароходом, то в настоящее время яхтенный туризм и яхтенный спорт приобрели такую популярность, что многие люди, даже не являющиеся очень богатыми или виднейшими политиками, могут позволить себе отправиться в туристическое путешествие за рубежи своей страны на яхте. Обычно эти люди - большие энтузиасты яхтинга. Кроме того, они по определению платежеспособны и заинтересованы в полноценном отдыхе, знакомстве с другими странами и народами, так что составляют определенную и довольно заметную категорию туристов. В свою очередь, Украина по определению заинтересована в развитии туризма, в том числе яхтенного. Действительно, почему бы не предоставить возможность иностранцам полюбоваться нашими пейзажами, познакомиться с нашей культурой и отдохнуть, что само собой предполагает некоторую поддержку нашей экономики и может быть особенно интересно в настоящей ситуации экономического кризиса? Вопрос риторический. Посмотрим, есть ли правовые средства, создающие предпосылки его позитивного решения.

Итак, отношения по поводу пересечения яхтами границы Украины регулируется Порядком пропуска яхт через государственную границу, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 29.08.2002 № 1274. Этот Порядок уже был предметом нашего пристального рассмотрения. В нем, впрочем, как и в любом нормативном акте имеются некоторые недостатки, на которых мы сейчас останавливаться не будем. Обратим внимание на п. 10 этого Порядка. Вот его содержание: после осуществления контроля и пропуска в Украину яхт разрешается их беспрепятственное плавание в территориальном море и внутренних водах Украины, а также пребывание и содержание на пристанях, причалах и в пунктах базирования (за исключением районов, закрытых для плавания и пребывания) в порядке, определенном законодательством Украины. Думается, что это положение довольно ясно дает ответ на вопрос о районе, который может использоваться для плавания и пребывания яхт. Это все внутренние воды Украины, разумеется, за исключением районов, закрытых для плавания и пребывания судов. Именно это конкретное отношение и интересует иностранного туриста. Он представляет себе, как на своей яхте, скажем, под флагом Панамы после прохождения не слишком обременительных процедур таможенного и пограничного контроля приходит по Днепру в столицу Украины – город Киев.

Тут выясняется, что существует постановление Кабинета Министров Украины «Об открытии речных портов Украины для захода иностранных невоенных судов» от 06.03.1992 № 115, в соответствии с которым речные порты открыты для захода иностранных невоенных судов, но только те, которые упомянуты в этом постановлении, а именно: Запорожье, Днепропетровск, Киев, Кременчуг, Николаев, Новая Каховка, Херсон и Черкассы. И все бы было хорошо у иностранного туриста – яхтсмена, ведь избранный им речной порт входит в число открытых для посещения, однако, возникает следующее препятствие: суда под флагами государств, с которыми Украиной не заключены договора о судоходстве по внутренним водным путям, заходят в упомянутые порты только на основании одноразовых временных разрешений Минтранса (ныне Министерство транспорта и связи Украины), причем разрешение это выдается в соответствии с Порядком выдачи одноразовых временных разрешений на заход в речные порты Украины судам под флагами государств, с которыми не заключены международные договоры о судоходстве по внутренним водным путям, утвержденным приказом Минтранса от 14.12.1998 №790/3230. С Панамой, как и с огромным большинством стран, Украиной такие договоры не заключались. Пришлось иностранному туристу – яхтсмену вчитываться в положения этого Порядка. И что он там обнаруживает?

Буквально в п. 1.1 Порядка значится, что сей Порядок распространяется на субъектов предпринимательства, которые осуществляют деятельность в сфере перевозки грузов и/или пассажиров морским и речным транспортом. Яхтсмен несказанно обрадовался. Он не чувствует на себе никакого бремени. Ни грузов, ни пассажиров он не перевозит, а коммерческой деятельностью занимается только в рабочее время, что и позволяет ему в период отпуска совершать столь дальние путешествия. Не тут то было! Работники Государственного департамента морского и речного транспорта, который входит в систему Минтранса, строго следят за Порядком. Но за каким Порядком? Конечно, не за тем, в соответствии с которым яхты под иностранным флагом получают свободный доступ во внутренние воды Украины, хотя он принят позднее и имеет более специальный характер, поскольку распространяется только на яхты, что сообщает ему большую юридическую силу в данном конкретном правоотношении. Да и что за ним следить? Ведь он устанавливает свободу доступа яхт под иностранным флагом во внутренние воды Украины. Гораздо интереснее и удобнее следить за тем Порядком, в соответствии с которым яхтсмен на яхте под иностранным флагом не зайдет в речной порт, если за 10 дней до прибытия судна в порт он (судовладелец), его представитель или администрация государства флага не обратятся в Государственный департамент морского и речного транспорта для получения упомянутого одноразового разрешения.

Никто не может продиктовать суверенному и самостоятельному государству, каким является Украина, правила, регулирующие правовой статус внутренних вод. Только государством устанавливаются такие правила. И в Украине они достаточно определенные. Вопрос состоит только в толковании. Правильное толкование различных Порядков, конечно, это прерогатива юристов. Наша юридическая фирма, в частности, готова прийти на помощь любому яхтсмену и часто делает это. Однако, возникает вопрос: стоит ли создавать искусственные препятствия на пути развития яхтенного туризма. С нашей точки зрения, ни экономических, ни правовых, ни политических, ни социальных, да и никаких других мотивов нет у нашего государства для того, чтобы не истолковать рассматриваемое правоотношение в пользу собственников яхт и других лиц, которые желают отдохнуть в нашей стране на яхте под иностранным флагом и не считают себя обремененными обязанностью получать одноразовое временное разрешение Минтранса Украины на заход в речные порты, открытые для захода невоенных судов под иностранным флагом, даже если между Украиной и государством флага не заключен соответствующий публично-правовой договор.

Авторы: Николай Мельников, Вячеслав Лебедев