24/7

Изменения процедур LMAA

6 июня : ru 10 7 июня : ru 10 12 июня : ru 2 всего: 6716.05.17

В начале 2017 года Лондонская Ассоциация Морских Арбитров (LMAA) опубликовала обновленные правила рассмотрения исков по общей процедуре (LMAA Terms 2017), правила рассмотрения небольших исков (LMAA Small Claims Procedure), а также правила рассмотрения исков среднего размера (LMAA Intermidiate Claims Procedure). Обновленные Правила LMAA 2017 вступили в силу 1 мая 2017 года и автоматически применяются к разбирательствам начатым в вышеуказанную дату и в последующем. Новая редакция Правил поспособствует дальнейшей экономии времени и затрат сторон споров.

Ежегодно арбитры LMAA получают более 2000 номинаций. Так, в 2016 году было получено 2944 номинации и разрешено 535 дел по правилам LMAA. Это больше, чем количество дел, которые рассматриваются и разрешаются всеми остальными морскими арбитражами во всем мире. Основная причина популярности арбитража LMAA – способность сторон и арбитражного суда выбирать процедуры, наиболее подходящие для конкретного дела. Например: в 2016 году только в 83 случаях понадобились устные слушания.

Чтобы подобная гибкость была возможна, необходимо постоянно отслеживать тенденции, в соответствии с которыми строятся процедуры международного коммерческого арбитража, в том числе морского. Только таким образом LMAA удается обеспечить гибкость процедур, то есть регулярно внося в них изменения.  В правила ЛМАА такие изменения вносятся в среднем раз в пять лет. В ХХІ в. правила подвергались пересмотру в 2002, 2006, 2012 и 2017 г.г.

 

Правила LMAA: версия 2017 года

 

Наиболее существенным изменением в Правилах LMAA 2017 является то, что Президент LMAA может назначать единоличного арбитра, если стороны не смогут прийти к соглашению. Ранее сторонам приходилось обращаться для этого в Высокий Суд Англии и Уэльса. Это позволит сэкономить сторонам значительное время и деньги в случае безвыходного положения, то есть при невозможности достичь соглашения по кандидатуре арбитра при согласовании единоличного арбитра или в случае затруднений одной из сторон. Следует отметить, что аналогичная процедура предусмотрена действующими правилами ЛМАА для исков среднего размера.

Другим главным новшеством Правил является то, что арбитр, назначенный одной стороной, может стать единоличным арбитром, формально приняв номинацию в соответствии со ст. 17 Закона об Арбитраже 1996 года. Кроме того, арбитрам были добавлены дополнительные полномочия с целью обеспечения ограничений при  подаче документов сторонами. Теперь, к примеру, арбитр вправе  сократить объем и сроки подачи документов  в случае параллельного арбитражного производства.

Несмотря на призывы предусмотреть возможность объединения арбитром на свое усмотрение параллельных производств, LMAA посчитала, что на данный момент это нецелесообразно. Действительно, объединение исковых требований представляет собой довольно существенную проблему и для третейского, и для государственного суда. В принципе, имеется концепция права суда (арбитража) объединить в одном производстве несколько требований. Такая концепция получила и теоретическое развитие, и воплощение в регламентах некоторых арбитражных институтов. Например: Международный центр по урегулированию споров (ICDR) – коммерческий арбитраж Американской арбитражной ассоциации (ААА) в 2014 году и многие другие.

Хотя стороны имеют право на свое усмотрение согласовать объединение параллельных производств, это случается довольно редко.

 

Пересмотр процедуры рассмотрения небольших исков и исков среднего размера

 

Обновления также затронули процедуры рассмотрения небольших исков и исков среднего размера. Для рассмотрения небольших исков наиболее значительным изменением является то, что в случае недостижения согласия между сторонами о финансовом лимите цены иска, было предусмотрено прямое положение о том, что финансовый лимит исков составляет 100 000 долларов США (применяется отдельно как к прямым искам, так и к встречным искам). К прочим изменениям в процедурах рассмотрения мелких и промежуточных исков относится следующее требование: при обращении сторон к Президенту LMAA о назначении единоличного арбитра они не должны предлагать какие-либо конкретные кандидатуры возможных арбитров.

Изменения 2017 года также направлены на решение проблемы с количеством поданных материалов по мелким искам. Несмотря на то, что в действующих Правилах 2012 года уже содержится ограничение по количеству поданных материалов, арбитры по-прежнему считают, что поданные заявления соответствуют требованиям, когда превышают ограничение по количеству слов, либо когда сопровождаются чрезмерным количеством вещественных доказательств, которые могут препятствовать скорейшему разрешению спора.

 

Некоторые подробности

 

Также внесены поправки в приложения LMAA к правилам по общей процедуре, а именно:

Первое Приложение вносит больше ясности для арбитражных судов в отношении сроков их требований об обеспечении расходов. Арбитражный суд может теперь потребовать обеспечение, если он сочтет это целесообразным, и предусматривать «длительный» срок – за 21 день до слушания. Если ранее трибунал имел право присудить издержки за устные слушания только стороне ходатайствующей о них, теперь он вправе присудить издержки и другой стороне, если найдет это обоснованным.

Во Второе Приложение внесено больше всего изменений, к основным из которых относятся:

- Сторонам необходимо предоставлять всю документацию друг другу, вместе с доводами по данному делу. Часто стороны просто забывали подавать дополнения к своим процессуальным документам, Первое приложение теперь содержит требование об обязательной подаче дополнений второй стороне.

- В ответ сторона может лишь приводить дальнейшие предположения, если она может предоставить доводы в поддержку своей позиции, а также при наличии разрешения арбитража на предоставление дальнейших документов по второму кругу обмена документами. Есть надежда, что это положит конец бесконечным ответам, возражениям и повторным предоставлениям.

- Предусмотрено положение касательно своевременного уведомления о назначении представителя. По новым правилам стороны обязаны  своевременно уведомлять о замене представителя.

- Арбитражный суд должен быть уведомлён о любом постановлении или указании, согласованном между сторонами, которое, если не согласовано иное, вступит в силу в качестве постановления или указания арбитражного суда. Это устраняет предыдущую неопределенность в отношении влияния постановления или указания, согласованного между сторонами.

Для большей эффективности и экономичности процесса стороны обязаны  учитывать руководствующие принципы, указанные в Checklist, который  может быть полезен при подготовке пакета документов для слушания дела и свидетельских показаний.

Третье Приложение содержит анкету  (далее – «Анкета»), в которую также включены указания, раннее издававшиеся в отношении Правил LMAA 2012, подчёркивающие важность Анкеты в качестве инструмента управления делами. В данном Приложении  указано, что стороны должны определить вопросы, требующие показаний свидетелей и экспертного заключения, а также следует ли воспользоваться услугами переводчика на слушании.

 

Заключение

 

Правила LMAA 2017, вступившие в силу 1 мая 2017 года, очевидно будут в еще большей степени способствовать экономии времени и денежных затрат на разрешение морских и некоторых иных коммерческих споров.

Несмотря на то, что Правила LMAA 2017 не пересматриваются радикально, в них внесены некоторые положительные изменения в результате желания LMAA в максимальной мере удовлетворить потребности его «пользователей», то есть спорящих сторон. К примеру, подробная регламентация процедуры назначения единоличного арбитра, напрямую влияет на экономичность арбитражного рассмотрения дела и на принятие решения о передаче спора  в арбитраж.

 

Опубликовано в журнале "Юридическая Практика"

Авторы: Николай Мельников, Наталия Мирошниченко