Изменения проформ GAFTA 48 и 49
В сентябре 2018 года Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA) опубликовала на официальном сайте пересмотренные и измененные проформы контрактов GAFTA 48 и GAFTA 49. Кроме того, изменились и правила арбитража GAFTA 125.
GAFTA 49 – исключена обязанность продавца иметь товар готовым к погрузке на протяжении всего периода поставки
Ассоциация не перестает уделять внимание оговорке 6 проформы (период поставки).
Прошлогодние изменения по мотивам нашумевшего дела Ramburs v Agrifert коснулись права покупателя на замену судна и толкованию его обязательств по подаче pre-advice. Изменения этого года, видимо, были направлены на балансировку интересов продавца и покупателя - из текста оговорки исключена обязанность продавца иметь товар готовым к погрузке на протяжении всего периода поставки, вне зависимости от pre-advice.
Отсутствие такой обязанности подразумевает, что товар будет готов к погрузке на момент предоставления судна и задержки в погрузке по причине трудностей в аккумуляции судовой партии в порту возникнуть не должно. В то же время, в данной редакции проформы, отсутствие полной судовой партии готовой к погрузке по прибытию судна не является существенным условием контракта и у покупателя не возникнет права на расторжение контракта, если судно придет в порт погрузки, а груз будет не готов.
Учитывая логистическую обстановку в портах Украины, в частности, недостаток ж/д вагонов для доставки товара в порты, можно ожидать всплеска споров по контрактному демереджу в связи с задержками в погрузке.
Мы рекомендуем экспортерам, во избежание претензий по демереджу, аккумулировать груз в порту заблаговременно, не дожидаясь подхода судна.
GAFTA 48 – исключена обязанность продавца номинировать судно
Оговорка 9 стандартной проформы GAFTA 48 предусматривала обязанность продавца в согласованный срок номинировать судно, предназначенное для перевозки.
Согласно новой редакции проформы такой обязанности у продавца нет, что сулит спорами в связи с несоответствием технических характеристик судна требованиям порта выгрузки.
В этой связи, рекомендуем сторонам все же включать оговорку о номинации судна в контракт для того, чтобы заблаговременно урегулировать вопросы, связанные с возможностью обработать номинированное продавцом судно в порту выгрузки.
GAFTA 48 и 49 – исключено положение о незамедлительной оплате причитающихся сумм
В прежних редакциях проформ, было предусмотрено, что суммы, подлежащие оплате по контракту, должны быть выплачены сторонами незамедлительно. В противном случае, любая из сторон может уведомить контрагента о возникновении спора и обратиться в арбитраж для его разрешения.
Исключение этого положения из проформ перекликается с изменениями арбитражных правил GAFTA 125 – отмена категории споров о денежных суммах.
Очевидно, GAFTA решила следовать тенденции, заданной FOSFA весной 2018 года, и отменить категорию споров о денежных суммах со специальным сокращенным сроком (60 дней) на обращение в арбитраж.
Согласно прежней версии правил, в случае спора по денежным суммам, сторона, которая не получила оплату, должна была инициировать арбитраж в течение 60 дней с момента уведомления контрагента о возникновении спора. Исключенное из оговорок об оплате проформ GAFTA 48 и GAFTA 49 положение служило для соблюдения правил арбитража в части уведомления о возникновении спора.
Наличие множественных категорий споров (по качеству/количеству, по денежным суммам и пр.) вызывало разногласия между сторонами относительно применимой категории спора и расчета срока на обращение в арбитраж. Очевидно, что арбитражи решили упростить процедуру, предлагая сторонам руководствоваться базисом поставки, как однозначной и неоспоримой характеристикой контракта, для определения сроков на обращение в арбитраж.
Изменения вступили в силу для контрактов датированных 1 сентября 2018 года.
АПК-Информ
- Как не потерять право на демередж?2020.02.22
Вряд ли какой-либо бизнес заинтересован в уменьшении прибыли, и уж тем более – никто заранее не настраивается на убытки. Однако в сфере морс...
Организация экспортной сделки и ее исполнения предполагает значительное число взаимосвязанных процессов. Ошибка на любом из этапов подготовк...
С начала российской военной агрессии на Крымском полуострове позиция международного сообщества довольно четко была обозначена в направлении...
- С чего начинается демередж?2016.01.11
Задача Иностранный судовладелец обратился в Interlegal в связи с неоплатой фрахтователем демереджа, начисленного согласно у...
Ежедневно в сфере международной торговли и морских перевозок заключаются тысячи контрактов между лицами, разговаривающими на разных языках,...
- Изменения проформ GAFTA 48 и 492018.10.04
В сентябре 2018 года Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA) опубликовала на официальном сайте пересмотренные и измененны...
01 Стоит ли экспортировать продукцию на CIF? Некрупные агроэкспортёры в странах Северного Причерноморья традиционно считают, что поставки...
- Международные санкции и Украина2018.03.26
Среди негативных факторов, которые ограничивают ведение бизнеса в целом и международной торговли в частности, особо выделяютс...
6 октября 2017 года, в рамках рассмотрения вопроса «Правила судоходства в Чёрном Море и в Крыму», правительство Турции приняло решение о зап...
- Проект ХПК: обоснованность, перспективы2017.05.22
Украина, являясь прибрежным государством, обладающим морскими портами, а также государством экспортером / импортером продукции, большая част...