24/7

Эксплуатация и страхование яхт

24 января : ru 10 25 января : ru 3 26 января : ru 3 всего: 4024.01.18

Понимание правил и нюансов эксплуатации яхты на территории отдельных государств позволит избежать непредвиденных ситуаций с таможенными органами и возможных штрафных санкций.
За покупкой и регистрацией яхты следует ее эксплуатация. Однако не все до конца понимают правила и порядок ее дальнейшего перемещения через государственные границы. Ниже мы рассмотрим правила ввоза яхты, зарегистрированной под иностранным флагом, на таможенную территорию Европейского Союза и территорию Украины.
 
Ввоз яхты в ЕС
Для свободного передвижения в территориальном море стран-членов ЕС яхта должна быть помещена в соответствующий таможенный режим.
В тех случаях, когда яхта и собственник зарегистрированы за пределами ЕС, и при заходе яхты в территориальноеморе стран-членов ЕС, собственник имеет право воспользоваться льготами таможенного режима временного ввоза (temporaryimportation). Условия данного режима позволяют:
1. Не платить европейский ввозной НДС на яхту (ставка варьируется от 15 % до 25 % в зависимости от страны ввоза и декларирования);
2. Эксплуатировать яхту в личных некоммерческих целях в ЕС в течение 18 месяцев.
Нормы в отношении временного ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифицированы и закреплены в Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 год), к которой присоединились страны ЕС.
Согласно указанной конвенции, собственником яхты может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Нахождение яхты в ЕС в режиме временного ввоза ограничено по времени, общий срок временного ввоза составляет 18 месяцев.
По истечении указанного срока яхта должна покинуть территориальные воды ЕС, в противном случае оплата НДС станет обязательной наряду с другими последствиями.
В случае если яхта физически не может покинуть ЕС (например, произошли какие-либо серьезные повреждения и требуется ремонт), собственник может продлить срок временного ввоза на срок проведения ремонтных работ, но только при условии получения разрешения таможенных органов. Такое разрешение должно быть получено до истечения срока временного ввоза.
Если срок временного ввоза будет нарушен, то местные контролирующие органы имеют право обязать судовладельца заплатить НДС в полном объеме в первый же день просрочки срока таможенного режима и обвинить владельца в нарушении таможенных правил. В зависимости от страны, где произойдет нарушение, могут применяться и иные санкции: арест яхты, административный штраф лицу, которое оформляло транзит и взяло на себя обязательство вывезти яхту в срок, в том числе капитану.
 
Ввоз на территорию Украины
Таможенное законодательство Украины – одна из самых обширных отраслей права по количеству нормативно-правовых и подзаконных актов, разъяснений, рекомендаций, консультаций и пр. Поэтому она всегда была и есть одной из наиболее сложных, вынуждая граждан, в том числе собственников яхт, «подстраиваться» под практику толкования и применения законов сотрудниками таможенных органов и лишая граждан прозрачной и четкой процедуры таможенного оформления яхт.
Итак, рассмотрим вопрос правового режима нахождения и эксплуатации иностранной прогулочной яхты, собственником которой является иностранное юридическое лицо.
В зависимости от заявленной цели ввоза, яхта может рассматриваться органом доходов и сборов как товар, как транспортное средство личного пользования или в качестве транспортного средства коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 57 статьи 4 Таможенного Кодекса (ТК) Украины товары – это любые движимые вещи, в том числе те, на которые законом распространен режим недвижимой вещи (кроме транспортных средств коммерческого назначения), валютные ценности, культурные ценности, а также электроэнергия, которая перемещается линиями электропередачи.
Таможенное оформление товаров осуществляется органами доходов и сборов на основании поданной таможенной декларации или документа, который в соответствии с законодательством ее заменяет, и др. документов, необходимых для таможенного оформления.
Если яхта при перемещении через таможенную границу имеет статус товара, в соответствии с частью 1 статьи 106 ТК Украины и пунктом. b статьи 5 Главы 3 Приложения С Стамбульской конвенции такие товары могут перемещаться с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами.
Если яхта при перемещении через таможенную границу имеет статус транспортного средства, она должна быть зарегистрирована в уполномоченных органах иностранных государств, что подтверждается сертификатом регистрации транспортного средства. Указанное в соответствии с частью 1 статьи 380 ТК Украины является обязательным условием допуска транспортных средств к временному ввозу на таможенную территорию Украины.
Следует отметить, что ТК Украины не содержит понятия транспортного средства личного пользования, которое находится в собственности у юридического лица. Таким образом, согласно украинскому законодательству яхтой личного пользования может владеть только физическое лицо, а юридическое лицо – только яхтой коммерческого назначения.
Если в соответствии с сертификатом регистрации транспортного средства, его владельцем является юридическое лицо - нерезидент, то на момент ввоза на таможенную территорию Украины транспортное средство должно находиться во временном пользовании гражданина - нерезидента на основании доверенности судовладельца, что соответствует требованиям термина «транспортные средства личного пользования» приведенного в части 60 статьи 4 ТК Украины. При этом управление яхтой на момент временного ввоза на таможенную территорию Украины может осуществлять капитан судна в присутствии гражданина - нерезидента, о чем последний должен заявлять в декларации временного ввоза (вывоза) яхты (в графах 1 и 4).
Составление и выдача необходимых документов при оформлении яхты в режиме временного ввоза с условным полным освобождением от налогообложения осуществляется, среди прочего, в соответствии с Типовой технологической схемой осуществления таможенного контроля водных транспортных средств перевозчиков товаров, перемещаемых ими, в пунктах пропуска через государственную границу, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 21 мая 2012 года № 451 и нормами ТК Украины.
Ввоз гражданами - нерезидентами на таможенную территорию Украины транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года. Этот срок может быть продлен органами доходов и сборов с учетом действия обстоятельств непреодолимой силы и личных обстоятельств граждан, которые ввезли такие транспортные средства, при условии документального подтверждения этих обстоятельств, но не более чем на 60 дней. Обязательным условием допуска указанных транспортных средств к временному ввозу на таможенную территорию Украины является регистрация этих транспортных средств в уполномоченных органах иностранного государства, которая подтверждается соответствующим документом (статья 380 ТК Украины).
Временно ввезенные транспортные средства личного пользования должны быть вывезены за пределы таможенной территории Украины с соблюдением сроков, или помещены в таможенные режимы отказа в пользу государства, уничтожения или разрушения или могут быть оформлены для свободного обращения на таможенной территории Украины при условииоплаты соответствующих импортных платежей.
 
Страхование яхты
По причине рисков нахождения яхты в море, владельцу стоит позаботиться о страховом покрытии своей яхты. Страхование – неотъемлемый элемент культуры яхтинга.
Во многих европейских странах, таких как: Италия, Греция, Франция, Хорватия существуют требования по обязательному страхованию ответственности. В Украине этот вопрос урегулирован неоднозначно.
Законом Украины «О страховании» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев обязательного страхования (статья 7), в том числе обязательное страхование средств водного транспорта. Однако согласно этому же Закону для осуществления обязательного страхования Кабинет Министров Украины устанавливает порядок и правила его проведения, формы типового договора, особые условия лицензирования обязательного страхования, размеры страховых сумм и максимальные размеры страховых тарифов или методику актуарных расчетов. На данный момент такой порядок не установлен.
Условия страхования закрепляются в страховом договоре (страховом полисе). Страховой полис содержит информацию о наименовании и характеристиках яхты, о дополнительном оборудовании на борту яхты, о районах плавания яхты, стоимости яхты, страховой премии и периоде действия страхового покрытия.
Зачастую, базовые страховые полисы покрывают следующие виды рисков в зависимости от вида и условий страхования:
1. Hull&Machinery (H&M) – страхование корпуса и оборудования/материалов, включая двигатель, тендер яхты, но исключая деньги, драгоценности, предметы искусства.
H&M страхование бывает следующих разновидностей:
- страхование полной гибели (totalloss) и повреждений;
- страхование только повреждений;
- страхование только полной гибели.
2. ThirdPartyLiability (TPL) – страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими лицами.
TPL страхование включает в себя страхование ответственности судовладельца за вред, причиненный третьим лицам и/или их имуществу, окружающей среде, а также жизни или здоровью человека.
На практике при страховании прогулочных яхт оба вида покрытия H&M и TPL обычно объединяются в одном полисе и страхуются одним страховщиком.
Бывают случаи, когда выгоднее осуществить H&M страхование у одного страховщика, а TPL страхование – у другого. Например, если страховая компания не имеет представителей в портах определённого региона, где планируется эксплуатация яхты. Это имеет особую важность для страхования ответственности. Такая опция выгодна также в тех случаях, когда ввиду большой стоимости яхты один страховщик не готов взять на себя ответственность за полную стоимость, в этом случае корпус страхуется в одной страховой компании, а ответственность в P&I клубе.
Европейские страховщики зачастую руководствуются английскими правилами страхования – «Оговорки о страховании яхт Института лондонских страховщиков» (InstituteYachtClausesCl. 328 (1 ноября 1985года). В отдельных случаях страховщики применяют свои специальные исключения/дополнения к базовым правилам.
Понимание правил и нюансов эксплуатации яхты на территории отдельных государств позволит избежать непредвиденных ситуаций с таможенными органами и возможных штрафных санкций. Специалисты яхтенной практики Interlegal ежедневно занимаются вопросами регистрации и эксплуатации яхт и готовы предоставить весь пакет консультационных и правовых услуг в данной сфере.
 
Опубликовано в журнале «Юридическая практика», №4 от 23.01.2018

Авторы: Ирина Воеводина, Кирина Ряшенцева