24/7

Какие последствия могут быть для гражданина Украины - капитана иностранного судна

всего: 024.01.14

Наши специалисты достаточно часто сопровождают дела о нарушении таможенных правил, связанные с несоответствием сведений о грузах и транспорте, изъятием и конфискацией товаров (ст.472, 483 Таможенного кодекса Украины).

В первую очередь, стоит заметить, что ответственность за нарушение таможенных правил в Украине несут исключительно физические лица, поэтому в подобном случае первой задачей таможни является определить  лицо, на которое будет возложена ответственность за нарушение, и составить протокол о нарушении таможенных правил. Протокол обязательно должен быть предъявлен лицу, которому вменяется такое нарушение и на которое возлагается ответственность (капитан, либо другой член экипажа) с предоставлением права внести свои замечания. В случае если вы не знаете что писать – пишите, что не согласны и комментарии будут предоставлены позднее.

Прежде, чем подписывать протокол, капитану или иному лицу крайне желательно  связаться с судовладельцем и получить помощь юристов. От своевременности этого шага могут зависеть последствия инцидента, как для самого капитана или иных членов экипажа судна, так и для компании-работодателя, так как любой риск простоя судна крайне существенен в такой индустрии как шиппинг.

Актуальное таможенное законодательство исключает уголовную ответственность за данную категорию нарушений, соответственно, единственный вид ответственности за нарушения, предусмотренные указанными выше статьями Таможенного кодекса Украины – штраф и конфискация имущества.

Правильную правовую позицию, которая поможет определиться с действиями в подобной ситуации, смогут подсказать юристы после анализа протокола и конкретных обстоятельств, при которых он составлен.

Что касается последствий, то в случае, если судебным решением подтвердится наличие нарушения, а также вина лица - правонарушителя, то санкция соответствующих статей предусматривает конфискацию имущества, данные о котором указаны неточно и недостоверно, и штраф в размере 100% стоимости такого имущества. Решение выносится судом общей юрисдикции по местонахождению таможни и может быть обжаловано в апелляционной инстанции.

В случае, когда решение суда вступит в законную силу, а штраф не будет оплачен, то после предложения государственного исполнителя  добровольно уплатить штраф к должнику могут быть применены  меры принудительного исполнения. Такими мерами, в первую очередь, является обращение взыскания на имущество должника, то есть арест имущества и его последующее изъятие. Стоит отметить, что в настоящее время исполнители имеют доступ ко всем электронным базам, касающимся имущества должников: реестры БТИ, земельного кадастра, МРЭО, Гостехнадзора и т.п. На любое из обнаруженного имущества должника может быть наложен арест и начата процедура реализации.

Кроме того, в случае уклонения от исполнения решения суда, по представлению государственного исполнителя судом может быть рассмотрен вопрос об ограничении в выезде должника за пределы Украины, что крайне болезненно для моряков. 

На наш взгляд, вышеуказанных последствий вполне достаточно чтобы относиться к вопросам потенциального нарушения таможенных правил серьезно. А количество выигранных у таможни дел данной категории за 18 лет практики нашей юридической компании накопилось прилично.     

Что касается советов капитанам судов, то Interlegal настойчиво рекомендует в случае, даже самого незначительного, обвинения в нарушении законодательства в любом порту мира – немедленно связываться с работодателем и требовать правовой помощи. 

Опубликовано на cfts.org.ua

Автор: Артур Ницевич