24/7

Коммерческая эксплуатация яхты

14 февраля 2017 г.: ru 5 8 февраля 2017 г.: ru 4 12 февраля 2017 г.: ru 2 всего: 79501.08.16

В последнее время специалисты яхтенной практики компании Interlegal все чаще получают от клиентов компании вопросы относительно возможности коммерческой эксплуатации яхт. Речь идет как о сдаче в чартер уже имеющейся у клиента прогулочной яхты, так и о построении чартерного бизнеса с нуля.

Как мы упомянули ранее в нашей статье о регистрации коммерческой яхты на Мальте,  важным моментом для успешного ведения чартерной деятельности является правильный выбор юрисдикции чартерной компании и флага, под которым будет коммерчески эксплуатироваться яхта. При этом необходимо определиться с регионом (конкретной страной), где яхта непосредственно будет сдаваться в чартер, т.е., место, в котором будет заключаться договор фрахтования и соответственно происходить поставка услуг клиентам (фрахтователям), так как именно законы этой страны будут определяющими в вопросах построения бизнес-плана, выборе флага и юрисдикции для регистрации компании.

Аренда яхты предполагает коммерческую деятельность, поэтому автоматически возникают вопросы, связанные с организацией такой деятельности, а именно: необходима ли специальная регистрация или перерегистрация яхты? Необходимо ли получение специальных или дополнительных судовых сертификатов в связи с коммерческой эксплуатацией яхты? Существуют ли специальные требования, которые предъявляются к коммерческим яхтам? И прочие вопросы.

В соответствии с законодательством отдельных стран и требованиями судовых реестров, яхту можно зарегистрировать в судовом реестре в качестве прогулочной или коммерческой.

Морские администрации большинства «удобных» флагов дают однозначный ответ: прогулочные яхты не могут использоваться в коммерческих целях. В зависимости от количества пассажиров, которых может перевозить яхта, разнится тип регистрации. Так, если яхта перевозит до 12 пассажиров, то она регистрируется как «коммерческая яхта», если более 12 – как «пассажирское судно».

Законодательством государства флага предъявляются специальные требования к коммерческим яхтам. Требования, которые предъявляются к таким яхтам, различны в зависимости от флага. Некоторые применяют английский Свод правил (UK Code of Practice), другие разрабатывают свои собственные правила, третьи требуют предоставление международных сертификатов установленного образца (Сертификат грузовой марки, соответствующий Сертификат о безопасности судна и т.п.). Такими могут быть следующие требования:

ограничения по тоннажу. например, в Джерси могут быть зарегистрированы коммерческие яхты до 400 БРТ, на Мальте – до 3000 БРТ;

ограничения по длине: на Мальте в качестве коммерческой может быть зарегистрирована яхта не менее 15 метров;

требования к национальности компании - владельца коммерческой яхты. Например, собственником коммерческой яхты, зарегистрированной в ЕС, может быть только гражданин ЕС или компания, зарегистрированная в ЕС;

- требования к регистрационным документам. Независимо от флага, для регистрации коммерческой яхты необходимы дополнительные документы, такие как: 1) Международный тоннажный сертификат (International Tonnage Certificate); 2) Сертификат грузовой марки (Load Line Certificate) и другие, в зависимости от требований конкретной Морской администрации.

Важно понимать, подпадают ли коммерческие яхты под регулирование международных морских конвенций, а именно:

- Международной конвенции «Об охране человеческой жизни на море» 1974 года (SOLAS ‘74);

- Международной конвенции «О грузовой марке» (LOAD LINES 66);

- Международной конвенции «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW 78/95)

- Международной конвенции «О предотвращении загрязнения с судов» MARPOL 73/78);

- Международной конвенции «О международных правилах предотвращения столкновений судов на море» (COLREG 72);

- Международной конвенции «По обмеру судов» (TONNAGE 69);

- Международной конвенции «О минимальных стандартах на торговых судах» (ILO 147);

- Конвенция Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC 2006).

Следует отметить, что в международных морских конвенциях фигурируют два вида яхт:

- яхты, не занимающиеся коммерческими перевозками (“yachts not engaged in trade”);

- яхты, занимающиеся коммерческими перевозками (“yachts engaged in trade”).

Соответственно, возникает вопрос: считается ли периодическая сдача яхт в чартер коммерческим использованием яхт. Указанные конвенции не дают четких определений прогулочных и коммерческих яхт, в связи с чем Морские администрации флагов самостоятельно трактуют данный вопрос и выдвигают соответствующие требования при регистрации яхт под их флагом.

Контроль судовых документов/сертификатов осуществляют главным образом:

- Морская администрация государства флага:

- Непосредственно при издании/переиздании регистрационных документов,

- Опосредованно через уполномоченные классификационные общества.

- Администрация портов захода судна:

- Непосредственно при оформлении прихода/отхода судна;

- Опосредованно через службу Портнадзора (Port State Control, PSC) при проведении проверок судна после прихода, перед отходом либо во время стоянки у причала.

Перечень международных Договоров и Конвенций, являющихся инструментом проверок инспекторов Портнадзора (PSC), действующих в рамках Парижского меморандума о взаимопонимании (PMOU) и Меморандума о взаимопонимании Черноморского региона (BSMOU), с указанием сферы их применения, приведен в нижеследующей таблице.

 

Наименование Международной Конвенции, англ.

Наименование Международной Конвенции, рус.

Сфера применения

Распространение

на данную яхту

ком.

эксплу-атац.

неком

эксплуа-тац.

on Load Lines, 1966 (LOAD LINES 66)

О грузовой марке

К судам, совершающим международные рейсы, за исключением: военных кораблей; судов до 24 м в длину; прогулочных яхт, не занимающихся коммерческой деятельностью; рыболовецких судов

ДА

НЕТ

for the Safety of Life at Sea, 1974 (SOLAS 74)

Об охране жизни человека на море

К судам, совершающим международные рейсы, за исключением: военных кораблей и транспортов; грузовых судов GRT до 500 рег.т.; судов, не имеющих механических средств движения; деревянных судов примитивной конструкции; прогулочных яхт, не занимающихся коммерческими перевозками; рыболовецких судов

ДА

НЕТ

for the Prevention of Pollution from Ships, 1973, (MARPOL 73/78)

О предотвращении загрязнения с судов

Не применяется к военным кораблям, военно-вспомогательным судам или иным судам, принадлежащим государству и используемым для государственных некоммерческих целей

ДА

ДА

on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978 (STCW 78/95)

О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты

К морякам, работающим на морских судах, за исключением военных и государственных некоммерческих судов, рыболовных судах, прогулочных яхтах, не занимающихся коммерческими перевозками, деревянных судах примитивной конструкции

ДА

НЕТ

Convention on the International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972 (COLREG 72)

Конвенция о международных правилах предотвращения столкновений судов на море

Ко всем судам в открытом море и соединенных с ним водах, по которым могут ходить морские суда

ДА

ДА

on Tonnage Measurement of Ships, 1969 (TONNAGE 69)

По обмеру судов

К судам, совершающим международные рейсы, за исключением: военных кораблей и судов до 24 м в длину

ДА

ДА

Merchant Shipping (Minimum Standards) Convention, 1976 (ILO Convention No. 147) (ILO 147)

Конвенция о минимальных стандартах на торговых судах

К любым судам, используемым в коммерческих целях

ДА

НЕТ

on Civil Liability for Oil Pollution Damage, 1992

О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью

К судам, предназначенным для перевозки нефти наливом в качестве груза

НЕТ

НЕТ

Maritime Labour Convention, 2006

Конвенция Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве

Ко  всем  судам,  находящимся в

государственном или частном владении,  которые  обычно  занимаются

коммерческим морским судоходством,  за исключениями, предусмотренными конвенциями (военные корабли и др.)

ДА

НЕТ

 

Необходимо отметить, что указанные Конвенции, являясь инструментами при проведении инспекции судна, определяют предмет проверки. Статус «неконвенционного судна», т.е. судна, на которое не распространяется действие той либо иной конвенции, не исключает возможность проверки судна инспектором Портнадзора (PSC). Более того, в соответствии с п.2.4 Парижского меморандума, суда неконвенционного размера не должны быть в более выгодном положении по отношению к конвенционным судам. Для таких судов определен особый порядок проверок (раздел 3, Приложения 1 Меморандума).

Черноморский Меморандум (п.2.5) также отдельно определяет процедуру проверки судов валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн (Приложение 3 Меморандума).

Перечень документов, требуемых для коммерческой регистрации яхты, разнится в зависимости от требований государства флага. Например, в для регистрации яхты как коммерческой в Панаме требуются следующие документы:

- Доверенность на панамских юристов, нотариально заверенная и апостилированная.

- Титульный документы, подтверждающий право собственности компании (физического лица) на яхту (строительный сертификат, купчая).

- Сертификат об исключении яхты из предыдущего реестра (если яхта была ранее зарегистрирована).

- Safety Management Certificate (SMC) от признанного классификационного общества.

- International Tonnage Certificate (1969 Convention) от признанного классификационного общества.

- Форма с перечнем радиооборудования.

- Аппликационная форма.

Если собственник яхты – компания, то также требуется копия сертификата регистрации компании либо сертификата благополучия (если компания зарегистрирована больше года назад). 

Для регистрации коммерческой яхты в Джерси требуются следующие документы:

- Титульный документы, подтверждающий право собственности компании (физического лица) на яхту (строительный сертификат, купчая).  

- Сертификат об исключении яхты из предыдущего реестра (если яхта была ранее зарегистрирована).

- Small Commercial Vessel Certificate от признанного классификационного общества.

- International Tonnage Certificate (1969 Convention) от признанного классификационного общества.

- Форма с перечнем радиооборудования.

- Аппликационная форма.

- Сертификат регистрации компании (если собственник яхты – компания).

 

В заключение необходимо отметить, что рассматриваемые изменения статуса яхты влекут определенные изменения и в порядке ее эксплуатации.

Так, например, если коммерческая яхта будет заходить в украинский яхт-клуб, расположенный на территории морского порта с целью посадки/высадки пассажиров, то возникнет обязанность по уплате портовых сборов.

При этом яхта получит возможность перемещаться по акватории порта, швартоваться и принимать пассажиров у портовских пассажирских причалов (вне яхт-клуба).

Что касается, например, эксплуатации яхты в пределах ЕС, то для коммерческих яхт, с одной стороны, предусмотрены определенные льготы, в том числе освобождение от уплаты НДС, с другой стороны, существует повышенный интерес налоговых и таможенных органов в связи с  предоставлением выше указанных льгот.

  В связи с этим яхты, которые сдаются в чартер или перевозят пассажиров, должны соблюдать два главных требования:

- яхта должна быть зарегистрирована в качестве коммерческой;

- яхта должна эксплуатироваться только в коммерческих целях.

Опубликовано в журнале Фарватер.

Авторы: