24/7

Контроль за морскими судами со стороны государства порта и государства флага: вчера, сегодня, завтра

всего: 009.10.11

Государственный контроль за судами в портах государств, отличных от государства флага имеет довольно значительную историю, однако начало регулярному и широкомасштабному контролю такого рода было положено только в начале 90-х в прошлом веке. Важным этапом в развитии этого вида контроля был Парижский меморандум о взаимопонимании о контроле судов государством порта от 23.01.1982 (Paris MOU). Система контроля, созданная на базе  Paris MOU и сейчас остается наиболее авторитетной, хотя с тех пор было создано много и других подобных систем, в частности: Латиноамериканский меморандум от 05.11.1992 (Соглашение Винья-дель-Мар), Токийский меморандум от 02.12.1993, Карибский меморандум от 09.02.1996, Средиземноморский меморандум от 11.07.1997, Индоокеанский меморандум от 05.06.1998, Африканский меморандум от 22.10.1999, Черноморский меморандум от 07.04.2000 и т.д. По сравнению с контролем за морскими судами со стороны государства флага контроль со стороны государства порта доказал свою большую эффективность.

Современный этап в развитии Paris MOU характеризуется окончательным утверждением нового инспекционного режима (НИР), который начал действовать с 01.01.2011. Основные элементы НИР:

- новая цель: инспектирование всех судов, заходящих в порты Европы;

- расчет уровня риска, связанного с судном;

- новые категории и виды инспекций;

- обязанности по уведомлениям о заходе судна в порт;

- запрет на заход в порты Европы при повторяющихся задержаниях судна в результате инспектирования;

- новая информационная система – ТЕТИС.

Особо отмечается разработка Специальной рабочей группой  Paris MOU процедур контроля судов на предмет исполнения требований Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. в предвидении вступления этой Международной конвенции в силу.

Автор: Артур Ницевич