24/7

Мальта – удобная юрисдикция для чартерного бизнеса: Налоговые и юридические нюансы

14 февраля 2017 г.: ru 2 21 февраля 2017 г.: ru 2 26 февраля 2017 г.: ru 2 всего: 69314.03.16

При построении схемы чартерного бизнеса перед каждым судовладельцем возникает ряд вопросов, требующих, среди прочего, тщательного анализа и калькуляции предстоящих расходов.

В частности, нужно приобрести яхту: новую или б/у; купить самостоятельно или вскладчину с партнерами; в кредит у банка или лизинг у предыдущего владельца и пр. Необходимо определиться с регионом (конкретной страной), где яхта непосредственно будет сдаваться в чартер, т.е., место, в котором будет заключаться договор фрахтования и соответственно происходить поставка услуг клиентам (фрахтователям).

Такая поставка услуг, безусловно, будет налогооблагаться согласно законам соответствующей страны по месту поставки услуг. При этом, если собственник зарегистрирован в одной стране, а сдает яхту в чартер в другой стране, то если собственник – не оффшорная компания, ему необходимо будет платить налог на фрахт в двух местах: с прибыли – по месту регистрации, с фрахта – по месту ведения деятельности (какой-то фиксированный специальный налог и НДС либо только НДС).

Если же собственником яхты будет оффшорная компания и законодательство страны, где будет осуществляться чартер, допускает ведение оффшорной компанией чартерной деятельности на своей территории, то собственник будет платить налоги только по месту ведения чартера. Хороший пример – Турция. В Турции действует довольно лояльный режим для иностранных яхт, используемых в чартере, и зарегистрированных на оффшорные компании. Так, иностранная яхта может сдаваться в чартер при условии получения специальной местной лицензии. При этом, оффшорная компания (например, классическая,  зарегистрированная в Панаме), не будет платить какие-либо налоги в Панаме, а будет платить налоги только в Турции.

Важным моментом для успешного ведения чартерной деятельности является правильный выбор юрисдикции чартерной компании и флага, под которым будет коммерчески эксплуатироваться яхта.

При выборе юрисдикции для регистрации компании и яхты важно учитывать законодательные требования страны, где яхта будет сдавать в чартер.

Например, в большинстве стран ЕС, в отличие от Турции, запрещен каботаж для иностранных яхт и ведение хозяйственной деятельности напрямую иностранным судовладельцем без учреждения местной компании/представительства. Рассмотрим подробнее на примере Хорватии эксплуатацию яхты в ЕС.

После того, как Хорватия вступила в ЕС, хорватский чартерный рынок стал открытым для всех компаний, зарегистрированных в странах-членах ЕС. Тем не менее, любая чартерная компания в Хорватии должна зарегистрироваться плательщиком НДС в Хорватии и уплачивать НДС с фрахта ежемесячно.

Иностранные (неевропейские) судовладельцы, намеревающиеся вести чартерную деятельность в Хорватии, должны либо учредить местную компанию либо открыть представительство в Хорватии.

В случае, если период осуществляемой чартерной деятельности меньше 90 дней, то компанию/представительство регистрировать не нужно. Но обязательство по постановке судовладельца на учет плательщиком НДС остается в силе. Также иностранный судовладелец должен будет назначить специального местного представителя для уплаты налогов.

Чартерную деятельность в Хорватии могут вести яхты, зарегистрированные под хорватским флагом или любым другим флагом ЕС. Иностранные яхты могут сдаваться в чартер только в том случае, если их длина превышает 40 м.

Немаловажно учитывать налоговые последствия для собственника при поставке (импорте) яхты в ЕС, а именно: необходимость уплаты НДС на яхту в случаях, когда собственником яхты является резидент ЕС (физическое или юридическое лицо).

 

Учитывая вышеизложенное, при построении схемы чартерного бизнеса судовладельцу необходимо проработать несколько вопросов:

1. Какие требования к собственнику и флагу яхты установлены в стране, где будет вестись чартерная деятельность?

2. Как оптимизировать, либо вообще избежать, уплату НДС на яхту при ее импорте в страну, где яхта будет сдаваться в чартер?

3. Какую юрисдикцию выбрать для регистрации компании, чтобы соблюсти требования страны ведения чартерной деятельности и, вместе с тем, платить налог с прибыли компании по наименьшей ставке?

4. Какую юрисдикцию выбрать для регистрации яхты, чтобы соблюсти требования страны ведения чартерной деятельности и условия содержания флага были наиболее удобными?

 

Ответ на вышеперечисленные вопросы - благоприятной юрисдикцией является Мальта.

На Мальте яхты, используемые в коммерческих целях, регистрируются как коммерческие яхты в специализированном Реестре коммерческих яхт в соответствии с Кодексом коммерческих яхт (Commercial Yachts Code). Данный Кодекс применяется к коммерческим яхтам, не перевозящим груз и более 12 пассажиров. Коммерческие яхты разделены на следующие 3 класса, к которым применяются различные стандарты по безопасности:

  1. коммерческие яхты не менее 15 метров и не более 24 метров;
  2. коммерческие яхты более 24 метров и менее 500 БРТ;
  3. коммерческие яхты более 24 метров, 500 БТ и более, но менее 3 000 БРТ.

Таким образом, на Мальте в качестве коммерческой может быть зарегистрирована яхта не менее 15 метров и не более 3 000 БРТ.

 

Главными преимуществами регистрации коммерческой яхты под мальтийским флагом являются:

  • Мальта – член ЕС, поэтому яхта, зарегистрированная под мальтийским флагом, может эксплуатироваться в пределах ЕС без каких-либо ограничений по срокам и регионам;
  • на Мальте  установлен благоприятный налоговый режим для чартерной деятельности;
  • на Мальте отсутствует НДС с доходов, полученных в результате эксплуатации коммерческих яхт.

               

Мальтийский флаг предусматривает определенные требования в отношении владельцев коммерческих яхт. Так, яхта может быть зарегистрирована в качестве коммерческой только гражданином Мальты или гражданином другого государства-члена ЕС, либо компанией, зарегистрированной на Мальте, или в любом другом государстве - члене ЕС.

В отношении национальности собственника мальтийской компании не существует ограничений.

 

Однако, для коммерческих яхт, которыми владеют и управляют компании, зарегистрированные на Мальте как налоговые резиденты, мальтийский флаг предоставляет дополнительные преференции, а именно:

  • судоходная компания освобождается от уплаты НДС при покупке коммерческой яхты независимо от страны регистрации продавца (член ЕС или нет);
  • деятельность мальтийских компаний, владеющих яхтой в коммерческих целях, облагается налогом на прибыль по ставке ~5%;
  • отсутствуют ограничения по национальности капитана и других членов экипажа яхты;
  • отсутствуют ограничения и налогообложение операций продажи или передачи иным способом акций компании, владеющей яхтой, которая зарегистрирована на Мальте;
  • отсутствуют ограничения и налогообложение продажи или залога яхты, зарегистрированной под мальтийским флагом.

 

Необходимо подчеркнуть, что яхты, зарегистрированные на Мальте в качестве коммерческих, могут эксплуатироваться только в коммерческих целях. В связи с предоставлением больших льгот коммерческое использование таких яхт подлежит контролю со стороны таможенных и иных властей.

 

Опубликовано в журнале "Фарватер", №1 (73) / 2016

Авторы: