24/7

Мошеннические схемы в морском бизнесе Черного моря

5 мая : ru 4 3 марта : ru 2 20 апреля : ru 2 всего: 7019.03.15

За время существования нашей фирмы мы неоднократно сталкивались с мошенническими схемами в шипинге. Статистика показывает, что за последние годы количество случаев мошенничества в торговом мореплавании значительно возросло. Это можно объяснить как  ростом объема перевозок груза морем, так и развитием информационных технологий, которые мошенники используют для осуществления своих замыслов. Интернет стал инструментом в руках мошенников. Хакерство, подделка электронных адресов, веб сайтов стали обычным делом в их работе. В то же время, «классика» – подделка документов или злоупотребление доверием никуда не исчезли. Поэтому для того чтобы не стать жертвой преступников необходимо проявлять осторожность, а еще лучше – знать об основных мошеннических схемах. Как говорится, предупрежден – значит вооружен.

В данной статье мы расскажем о наиболее распространенных схемах, которыми пользуются мошенники, а также дадим ряд рекомендаций, которые позволят вам не дать себя обмануть.

Несуществующая агентская компания

Эта схема мошенничества  реализуется через так называемого фиктивного агента. Судно было зафрахтовано через некоего брокера для перевозки 15 000, 00 тонн стальной арматуры из порта Октябрьск (Николаев, Украина) в порт Дакар (Сенегал). При этом в качестве отправителя выступал крупный и известный украинский экспортер. Как это часто бывает на практике, агента в порту погрузки номинировал фрахтователь. Естественно, в нашей конкретной ситуации, судовладелец никогда ранее не пользовался услугами этого агента. Стороны согласовали все условия, и судно направилось под погрузку в Октябрьск.

На подходе судна к порту агент выставил судовладельцу дисбурсментский счет и попросил ожидать на рейде свободного причала. Сумма счета составила, ни много ни мало, 70 000 USD. Судовладелец связался с фрахтователем, уточнив готовность груза, и стал ждать своей очереди. После трех дней отсутствия каких-либо инструкций, судовладелец попытался связаться с агентом и фрахтователем по телефону и электронной почте, однако ответа не последовало.

Судовладелец обратился к нам с просьбой оперативно разобраться в ситуации.

В ответ на адвокатский запрос, порт сообщил, что не имеет информации относительно запрашиваемого агента, и, более того, приход судна в порт никем не был заявлен. Проверка компании показала, что такое юридическое лицо действительно существует и зарегистрировано в Украине, но никакого отношения к агентской деятельности не имеет.

Лучшего выхода, кроме как покинуть порт ни с чем, судовладелец не нашел. Он отфрахтовал судно под новую перевозку и отправился в следующий порт.

Поддельные грузовые документы

Вторая ситуация не менее интересна и также основана на злоупотреблении доверием, что принесло мошенникам немалую прибыль.

Между продавцом – российской компанией, и офшорной компанией-покупателем был подписан контракт на закупку кукурузы на условиях FOB. Покупателем было зафрахтовано судно. Портом погрузки являлся Херсонский морской торговый порт (Украина). Судно прибыло в порт под погрузку. В переписке с покупателем продавец дал развернутые данные по грузу и нахождении его части на конкретном складе. Ему также удалось убедить продавца оплатить аванс, якобы необходимый для формирования полной партии. Сразу после получения аванса продавец исчез, а покупатель остался один на один с судном и терминалом, на котором якобы находился готовый к отправке груз.

Не сдаваясь, покупатель подал заявление о совершении преступления, в результате которого был наложен арест на часть груза на терминале, но, как того и следовало ожидать, этот груз имел своего законного владельца. И в этой ситуации, добросовестная сторона стала жертвой своей доверчивости.

Изрядно потратившись, покупатель решил не продолжать войну, а усвоить урок на будущее.

Интернет и мошенники

Сегодня вся корреспонденция между участниками грузоперевозки происходит преимущественно с помощью электронных писем. Этим активно пользуются мошенники. Существует множество схем, в которых злоумышленники либо взламывают электронную почту одной из сторон, либо создают похожий электронный адрес, например, изменяя лишь одну букву. Совсем недавно один из наших клиентов столкнулся с похожим случаем, еще раз доказывающим, что любую информацию необходимо перепроверять дважды.

В нашем случае судно было зафрахтовано для перевозки из Болгарии во Вьетнам. После завершения погрузки три оригинала коносамента были выданы Капитаном, и впоследствии были отданы под ответственность судовому агенту в Варне в ожидании дальнейших инструкций от Судовладельцев. После этого судно отправилось в порт выгрузки.

Сами же коносаменты были должным образом оформлены, имели подпись капитана, печать судна и пометку «FREIGHT PREPAID».

Через некоторое время на почтовый адрес агента пришло письмо. Электронный адрес отправителя визуально был практически идентичным адресу судовладельца. Само же письмо содержало инструкции по дальнейшей передаче коносамента. Следует отдать должное агенту, который не поленился перестраховаться и попросил судовладельца еще раз подтвердить намерения о передаче коносаментов представителю стороны, ранее не бывшей участником каких-либо договорных отношений.

Но в этот же момент злоумышленниками была организована спам-атака на почтовые адреса судовладельца, и запрос агента попросту затерялся в тысячах писем.

К сожалению, не дождавшись ответа судовладельца, агент поспешил выполнить полученные инструкции и передал коносаменты мошенникам.

В данной ситуации пострадали сразу все стороны: с одной стороны – судно с грузом на борту, не получившее фрахт и ответственное за доставку груза. С другой стороны – продавец и покупатель, один из которых должен был оплатить, а второй – принять этот груз.

В некоторых случаях мошенникам удается взломать электронный адрес одной из стороны, и, например, предложить совершить оплату услуг на банковский счет злоумышленников.

Другие случаи

Помимо описанных нами случаев мошенничества, существует масса других преступных схем, о которых следует знать.

В частности, P&I клуб Skuld указывает, что распространенным видом мошенничества остается подделка документов.

В таких случаях мошенник обычно обладают инсайдерской информацией (точное наименование груза и его количество, данные о получателе и отправителе), или копиями оригинальных документов, без которых подделка невозможна.

Нередки случаи, когда мошенники подделывают коносаменты и получают груз вместо настоящего грузополучателя. Грузовладелец, в лучшем случае, сможет получить страховое возмещение. Однако не каждая страховка покрывает такие убытки. Тогда грузовладельцу не останется ничего, кроме как потребовать возмещения убытков от судовладельца.

Кроме коносаментов, объектом подделки могут стать факсы и иная корреспонденция грузовладельцев. Как правило, подделка будет содержать фирменный логотип оригинальной компании, все необходимые реквизиты, а также подпись уполномоченного лица.

В большинстве таких случаев, самостоятельно отличить оригинал от подделки невозможно. Поэтому необходимо дополнительно подтверждать любые указания о выдаче груза у лица, издавшего такой документ.

Рекомендации

На основании вышеизложенного, мы можем дать несколько рекомендаций, следуя которым, шансы стать жертвой одной из таких схем существенно уменьшатся:

  • Тщательно проверяйте своих контрагентов. При возможности, проводите due diligence всех новых компаний, с которыми вы работаете. Если у вашего контрагента отсутствует какое-либо имущество, а сама компания зарегистрирована в офшорной юрисдикции, шансы попасть на мошенника значительно возрастают.
  • Помните, что привлечение незнакомых вам посредников влечет за собой дополнительные риски.
  • Не совершайте предоплату за что-либо, если вы не уверены в своем контрагенте.
  • Проверяйте всю полученную информацию дважды. Несовпадение одной буквы в электронном адресе может обойтись вам в десятки тысяч долларов.
  • Никогда не совершайте действий по передаче груза/денег, если вы до конца не уверены в том, что распоряжения вашего контрагента являются подлинными.
  • Проинформируйте сотрудников вашей компании о рисках, связанных с мошенничеством, а также о способах распознать мошенника. Это позволить сохранить не только прибыль, но и репутацию вашей компании.
  • Храните документы и конфиденциальную информацию в защищенных местах.
  • Разработайте правила поведения для сотрудников вашей компании в случае подозрения контрагента в мошенничестве.
  • Соблюдайте постоянную бдительность. Невозможно знать обо всех схемах мошенничества. Однако любая мошенническая схема рассчитана на вашу беспечность и невнимательность.

Будьте начеку

Мошенничество имеет такую же древнюю историю, как и сама торговля, поэтому не стоит ожидать, что со временем это явление исчезнет. Описанные нами случаи мошенничества составляют лишь малую долю всех возможных вариантов обмана. Мошенники будут придумывать все более новые способы, для того чтобы завладеть вашими деньгами или имуществом. Также следует учесть, что большинство организаторов мошеннических схем остаются безнаказанными. Поэтому основным средством борьбы с мошенничеством остается бдительность. Кроме этого, соблюдение простых мер предосторожности, а также предложенных нами рекомендаций, помогут вам не стать жертвой даже самой изощренной мошеннической схемы.

Опубликовано в журнале Транспорт.

Авторы: Алексей Ремесло