24/7

Регистрация причалов в Украине

28.10.09

Регистрация причалов в Украине За последнее время в Украине поднималось много вопросов, связанных с безопасностью мореплавания. Особый интерес возник, в частности, вокруг процедуры оформления вновь построенных причалов, которые сооружены на территории, собственными силами и средствами частных перегрузочных терминалов, работающих в Украине. В этой связи представляется интересным небольшой правовой анализ процедуры оформления причалов, предусмотренной украинским законодательством. В связи с определенными тенденциями последнего периода и возникающими требованиями портов, особо актуальным представляется вопрос, предусматривает ли такая процедура необходимость включения причалов в обязательные постановления портов.

В соответствии с законодательством Украины после сдачи гидротехнического объекта в эксплуатацию и оформления права собственности регистрация и технический надзор за гидротехническими сооружениями осуществляется Регистром судоходства Украины .

Процедура регистрации гидротехнических сооружений (ГТС) закреплена в соответствующих Приказах Министерства транспорта и связи Украины и предусматривает следующие этапы:

(1)проведение первичного осмотра ГТС, который проводится перед принятием под надзор и регистрацией ГТС.

При первичном осмотре проверяется соответствие элементов ГТС проектной документации, выявляются их техническое состояние и конструктивные особенности.

Первичный осмотр осуществляется Регистром на основании письменного заявления эксплуатирующей организации с предоставлением информационных материалов относительно объекта, состав которых определяется Регистром.

(2) составление соответствующего акта по итогам первичного осмотра, который составляется инспектором Регистра и на основании которого ГТС вносится в Реестр. В акте первичного осмотра отмечаются основные параметры ГТС, их техническое состояние, а в случае их наличия указываются замечания и сроки их устранения. (3) выдача Свидетельства о пригодности ГТС к эксплуатации. В случае, если техническое состояние и эксплуатация ГТС отвечают требованиям действующих Норм и Правил, после проведения первичного осмотра Регистром судоходства Украины выдается Свидетельство о пригодности ГТС к эксплуатации.

Каких-либо иных процедур по регистрации гидротехнических сооружений законодательством Украины не предусмотрено. Обязательные постановления портов Украины издаются начальниками портов на основании статьи 78 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ), которая определяет функции начальника морского порта:

• издание свода обычаев порта,
• выдача распоряжений о задержании судов и грузов в случаях, предусмотренных законом,
• обеспечение безопасного движения в портовых водах, безопасной стоянки и обработки судов,
• установление порядка движения судов в портах и на подходах к ним.

Обязательные постановления портов регулируют следующие вопросы:
• безопасности движения,
• охраны грузов, имущества порта и общественного порядка,
• проведения санитарных и противопожарных мер в порту,
• охраны окружающей природной среды,
• порядка захода судов в морские порты и выхода из них.

Как правило, действие обязательных постановлений распространяется на суда всех флагов и ведомств, которые находятся в портовых водах, а также на предприятия, учреждения, организации и отдельных лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории и в портовых водах конкретного порта.

Какого-либо указания на наличие функции фиксации/регистрации гидротехнических сооружений начальником порта путем их внесения в Обязательные постановления или иные документы, в КТМ, как и в иных законодательных актах, не имеется.

Обязательные постановления большинства портов Украины содержат описания границ территории и акватории портов с указанием мест, по которым такие границы проходят. Для удобства определения границ в некоторых таких описаниях упоминаются номера причалов, наименования прилегающих к портам территорий и координаты мест якорных стоянок и границ акватории, а в некоторых – используются другие ориентиры.

Однако, какого-либо официального перечня причалов порта Обязательные постановления большинства украинских портов не содержат. Как правило, не приводится такой перечень и в Своде обычаев большинства портов.

В отношении гидротехнических сооружений, Обязательные постановления большинства портов содержат только положения о необходимости их сохранности и ответственности лиц за их повреждения.

Обязательные постановления отдельных портов предусматривают необходимость предоставления капитану Порта материалов по построенным гидротехническим сооружениям, необходимых для объявления в Извещениях мореплавателям и корректуры навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания. Такие требования, несмотря на отсутствие их законодательного закрепления, представляются правильными как механизм извещения мореплавателей и корректуры навигационных карт, однако не могут выступать в качестве императивной нормы.

В КТМ полномочия начальника порта и капитана порта четко разграничены. Есть обязанности службы регулирования движения судов и процедура ее уведомления о новых причалах. Есть процедура регистрации причала в Регистре судоходства Украины. Исходя из логики, не совсем ясно, как можно обосновывать необходимость включения причала в обязательные постановления по порту.

В последнее время очень активно обсуждается понятие государственно-частного партнерства. Так, государственно-частное партнерство (ГЧП) будет возможно, когда открыто и честно будут работать все стороны партнерства, и все стороны будут желать сотрудничества и искать компромиссы. Ведь ГЧП – это целая система отношений государства и частных лиц, которая не может сводиться к конкретным договорам, например, аренды или совместной деятельности.

Пока разделение административных и хозяйственных функций в морских портах не будет последовательно проведено в жизнь, состояние взаимоотношений между государством и частными лицами в сфере портового хозяйства вряд ли изменится в лучшую сторону. К сожалению, в современной системе отношений между частником и государством (которую вряд ли можно отнести к ГЧП) борьба за безопасность мореплавания часто используется как инструмент давления на партнера.

Автор: Наталия Мирошниченко