24/7

Невостребованные грузы с точки зрения морского перевозчика

всего: 004.04.13

Ообщеизвестно, что проблема не­востребованных грузов стоит очень остро. Такие грузы затова­ривают площадки транспортных пред­приятий — портов и терминалов, же­лезнодорожных станций, замораживают оборот капитала и часто оказывают­ся вредными для окружающей среды.

Это грузы, от которых официаль­но отказался грузовладелец либо лицо, уполномоченное на их получение (aban­doned goods). Это любые другие грузы, которые не востребованы и не получе­ны грузовладельцем или его представи­телем в разумные или установленные правилами сроки с момента их достав­ки перевозчиком (unclaimed goods).

С точки зрения линейного морского перевозчика (его агента), любой груже­ный контейнер, который находится в месте погрузки, выгрузки, хранения (в порту, на терминале, складе) более 30 дней, уже можно считать потенциаль­но залежалым грузом и готовиться к принятию мер по освобождению кон­тейнера, снижению возможных убыт­ков. Внутренними процедурами линий (т.н. SOPs) могут быть предусмотрены и более ранние сроки для принятия мер по снижению возможных убыт­ков. Например, после истечения так называемого свободного времени. Но следует помнить, что P&I клубы, кото­рые страхуют ответственность линей­ных морских перевозчиков, не возме­щают расходы и убытки, связанные с распоряжением невостребованным гру­зом, понесенные в течение первых 30 дней хранения.

К рекомендуемым мерам профилак­тического характера, как правило, от­носятся следующие мероприятия.

1. В отношении контейнеров, невос­требованных 8 дней и более (как су­хих, так и рефрижераторных): а) отправка уведомлений получателю и/ или извещаемой стороне с пред­ложением получить доставленные контейнеры немедленно, с указани­ем ставок оплаты (в т.ч. свободное время, хранение, демередж/ детен-шен) и размера текущей задолжен­ности по указанным платежам;

б)   отправка уведомлений на регулярной основе соответственно через 7, 14, 21, 30, 45 и т.д. дней;

в)   осуществление общего мониторинга на еженедельной основе с описанием текущего статуса невостребованного контейнера;

г)   если получатель, извещаемая сторона не отвечает, перепроверка и верификация контактов указанных
клиентов, в т.ч. путем получения информации из государственного реестра или ответов на запросы в правоохранительные органы.

2. Относительно контейнеров, невос­требованных 30 дней и более:

а)   в отправляемых на регулярной основе уведомлениях обращается особое внимание получателей на факт кумулятивного увеличения расходов по невостребованному контейнеру;

б)   после 30 дней (21 день по рефконтейнерам) следует обратиться в офис по месту отправки с целью уведомления отправителя о невостребованном контейнере и растущих расходах;

в)   все осуществляемые мероприятия по каждому залежалому контейнеру должны фиксироваться в специальной программе (электронном
журнале).

Исключения составляют случаи, когда следует обратиться в офис по месту отправки незамедлительно, а именно, когда

           получатель по месту выгрузки контейнера недосягаем, несмотря на принятые меры его обнаружить, объявлен банкротом или имеются достоверные сведения о том, что его реквизиты неверны;

           невостребованные контейне­ры изъяты таможней. В этом слу­чае, если контейнеры изъяты до истечения 21 (рефконтейнеры) или 28 дней — иные контейнеры, так же следует известить отправителя о том, является ли такой груз от­казным по местным правилам, и/ или в каких случаях применяются указанные правила;

             получен отказ получателя от груза или извещение о том, что по­лучатель отказывается от груза.

По сути, следует предпринять все необходимые меры по привлечению к делу отправителя в случае, если ста­ло ясно, что получатель намерен от­казаться от груза. При этом следует помнить, что с агента линии по месту доставки ни в коей мере не снимает­ся ответственность по сбору всех при­читающихся перевозчику платежей.

Выполнение всех вышеуказанных процедур является достаточным до­казательством исполнения перевозчи­ком (его агентом) правил страховщи­ка P&I о мерах по уменьшению ущерба (mitigation of damages) и позволит ми­нимизировать риск отказа в страхо­вой выплате.

С точки зрения гражданского: конодательства, у перевозчика возни­кает право распорядиться грузом, в отношении которого имеется отказ грузовладельца. В соответствии со ст. 347 Гражданского кодекса Украины (ГК Украины), собственник имеет право отказаться от собственности путем зая­вления об этом, а также путем иных действий, свидетельствующих об отказе от права собственности (конклюдентных действий). Если право собственности на вещь не подлежит государственной регистрации, например, транспортные средства, владелец вправе оккупиро­вать (присвоить) груз немедленно, поскольку в случае отказа собственника (бросание — derelictiо) он утрачивает право собственности немедленно по со­вершении таких действий.

На получателя возлагается обязан­ность получить груз в установленный рок согласно публичным тарифам ли­ний, а перевозчик обязан выдать груз но требованию грузополучателя. Если такое требование не предъявляется и отказ от груза перевозчику не посту­пает, то имущество следует признать бесхозным.

Реализация грузов как бесхозных или брошенных осуществляется в со­ответствии с Декретом Кабинета Ми­нистров Украины «О порядке изъятия и реализации грузов, находящихся в морских торговых портах и на при­портовых железнодорожных станци­ях сверх установленных сроков» от 8 апреля 1993 г. № 33—93. Возможность реализации грузов на основании упо­мянутого Декрета распространяется на следующие грузы:

          находящиеся в портах сверх предусмотренных договорами сро­ков;

          срок хранения которых под та­моженным контролем закончился, и таможня не предприняла меры для продажи груза;

          вывоз которых невозможен по причинам отсутствия требуемых до­кументов на них;

          которые в соответствии с дей­ствующим законодательством при­знаны бесхозным имуществом.

Однако важнее этих отношений, частноправовых по своей природе, яв­ляется то обстоятельство, что грузы находятся под контролем таможни. Таким образом, проблема может быть сведена перевозчиком к задаче изба­виться от груза.

Для этого можно использовать ре­жим отказа в пользу государства — ст. 184 Таможенного кодекса Украины (ТК Украины). В соответствии с законодательством Украины отказом в пользу государства признается такой таможен­ный режим, в соответствии с которым собственник отказывается от товаров, которые пребывают под таможенным контролем без любых условий в свою пользу. В режиме отказа в пользу го­сударства не уплачиваются таможен­ные пошлины и налоги.

По результатам рассмотрения та­моженным органом принимается ре­шение — отказ или разрешение о по­мещении в таможенный режим отказа.

Решение об отказе в помещении то­варов в таможенный режим отказа мо­жет быть принято, если:

1)    такие товары запрещены для вво­за, транзита в Украину;

2)    срок хранения или использования которых истек;

3)    требуют особых условий хранения;

4)    не прошедшие необходимые виды контроля;

5)    радиоактивные материалы;

6)    товары, расходы на хранение и ре­ализацию которых превысят сум­му поступления от их продажи. Можно использовать этот механизм

Как международными, так и национальными правилами предусмотрено бесспорное право перевозчика на распоряжение залежалым грузом с целью компенсации причитающихся ему платежей, понесенных затрат, связанных с перевозкой и поставкой груза и без согласия получателей груза, но для этого необходимо провести про­цедуру по признанию права собствен­ности перевозчика на груз. Оформив документы о признании своего права собственности на груз (соответствую­щий приказ, распоряжение), перевоз­чик/ агент может подать заявление об отказе от груза в пользу государства. В случае отказа таможни, этот отказ можно обжаловать в суд и в судебном порядке обязать таможню принять груз в режиме отказа в пользу государства.

Если груз ликвидный, его следует передать на реализацию специализи­рованному предприятию по договору на оказание услуг/ работ по освобож­дению оборудования. В этом договоре необходимо четко предусмотреть сроки работ, порядок распределения выручки от реализации, а также возможность расторжения перевозчиком договора в случае невыполнения услуг/ работ в оговоренные сроки.

Здесь обращаем внимание на один практический момент, с которым, как правило, сталкиваются перевозчики/ агенты, связанные с требованием та­можни относительно необходимости того, чтобы получатель по коносамен­ту и лицо, которому выдано поруче­ние, совпадали. Т.е. возникает вопрос об изменении получателя по коноса­менту, а по сути — о выдаче нового коносамента или накладной, притом что ранее выданный сет не возвра­щен линии.

К сожалению, законодательство не содержит прямого ответа на подобный вопрос. И если исходить из формального подхода, украинское законодательство не отличается от большинства юрисдик­ции в отношении природы и порядка выдачи коносамента. Так, формально перевозчик не вправе менять коноса­мент без ясных инструкций отправи­теля и возврата всего сета изданных коносаментов.

Во избежание тупиковой ситуации, на наш взгляд, следует исходить из принципа аналогии и оценки рисков. Как международными, так и нацио­нальными правилами предусмотрено бесспорное право перевозчика на рас­поряжение залежалым грузом как от­казным, так и невостребованным, с це­лью компенсации причитающихся ему платежей, понесенных затрат, связан­ных с перевозкой и поставкой груза.

Таким образом, ключевым вопро­сом в этом случае, на наш взгляд, яв­ляется вопрос, правомерны ли действия перевозчика по удержанию и распоряжению невостребованным грузом. Но, даже действуя правомерно, перевозчик не может полностью избежать риска получения претензии законного дер­жателя коносамента о выдаче груза.

Конечно, вопрос освобождения обо­рудования (контейнера) усложняется, если груз в нем неликвидный или при­шел в негодность, и невозможно использование его первоначальных по­требительских свойств.

В этом случае нам видятся две основные опции действий перевозчи­ка, агента:

1.  Самостоятельно инициировать освобождение контейнера через про­цедуру переработки и/или уничто­жения груза. Для этого перевозчи­ку необходимо, применив свое право удержания и распоряжения невостре­бованным грузом, заключить договор на оказание услуг по освобождению своего оборудования со специализиро­ванным предприятием, передав право распоряжения грузом такому предпри­ятию и обязав его вернуть контейнер в срок после его освобождения от гру­за. Такая процедура, естественно, за­тратная, поскольку за услуги придет­ся заплатить.

2.  Положительным моментом явля­ется тот факт, что, передав свое пра­во распоряжения специализированно­му предприятию, перевозчику не надо будет заниматься растаможиванием и остальными формальностями, связан­ными с уничтожением или переработ­кой груза, и срок возврата контейне­ра, как правило, значительно меньше, чем в случае изъятия груза комисси­ей/ таможней по приказу специаль­но уполномоченных органов власти в соответствии с законом Украины «Об изъятии из оборота, переработке, ути­лизации, уничтожении или дальней­шем использовании некачественной и опасной продукции» (№1393-Х-ГУ от 14 января 2000 г.).

2. Не предпринимать самостоя­тельных шагов к освобождению кон­тейнера. В этом случае груз будет изъ­ят таможней.

В заключение кратко остановимся на процедуре изъятия залежалых гру­зов по новому ТК Украины, в соответ­ствии со ст. 210, ч. 2, товары, выгру­женные из судна в зоне таможенного контроля, являются такими, которые пребывают под таможенным контролем в режиме склада временного хранения (СВХ). Общий срок хранения на СВХ не может превышать 90 дней (ст. 204, ч. 3, ТК Украины). Указанный срок может быть продлен максимум на 30 дней по заявлению собственника и по решению таможни. В течение указан­ного срока товар должен быть либо:

а)      вывезен за пределы таможенной территории Украины;

б)      задекларирован в определенный таможенный режим;

в)      отправлен в другие таможенные органы.

Товары, которые стали непригод­ными к употреблению по назначению, испортились или повреждены, подле­жат таможенному оформлению как товары, которые поступили на СВХ в непригодном к употреблению, испор­ченном или поврежденном состоянии (ст. 205 ТК Украины).

Новая процедура, к сожалению, не содержит ответов на все вопросы, каса­ющиеся возможности и порядка возме­щения перевозчиками причитающих­ся платежей/ расходов после изъятия грузов таможней. Однако наверняка перевозчик вправе требовать возврата своего оборудования максимум по истечении 90 дней его хранения на скла­де таможенного органа, в том числе в порядке искового производства по ис­требованию своего имущества из чужого незаконного владения.

Автор: Александр Чеботаренко