24/7

Особенности ареста судов в Черноморье

27 июня : ru 3 30 июня : ru 3 29 июня : ru 2 всего: 10327.06.17

Черное море, с одной стороны, имеет разветвленную транспортную развилку. С другой – особенности расположения делают его неким морским тупиком и удобным местом для ареста судов. Кредиторы всего мира активно используют эту особенность для защиты своих прав и интересов. К тому же, между портами Черного моря осуществляется большое количество рейсов. Как правило, они имеют короткое плечо – от двух до пяти дней. Если арест по каким-либо причинам не состоялся в одной стране, можно подготовиться к нему в порту другого государства. Совокупность этих факторов определяет единые тенденции в практике арестов судов и их освобождения в Черноморском регионе.

На что обратить внимание

С юридической точки зрения, целью наложения ареста на имущество должника является обеспечение гражданского иска, а в некоторых случаях – уголовного производства. В зависимости от фактических обстоятельств дела, сторона, инициирующая арест, должна уделить особое внимание следующим аспектам:

  • • Обеспечение морского требования к должнику является главной целью ареста.
  • • Идентификация надлежащего ответчика.
  • • Определение юрисдикции для дальнейшего разрешения спора по сути.

По своей правовой природе арест судна осуществляется с целью обеспечения морского требования во время его пребывания в порту страны – участницы Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года или Конвенции об аресте судов 1999 года.

Морское требование

Морские требования – требования, которые возникают в связи с владением, управлением, эксплуатацией или коммерческим использованием судна.

Основные морские требования, которые в том или ином виде зафиксированы в законодательстве Черноморских стран, возникают в связи с общей аварией, спасанием, буксировкой, претензией по грузу, снабжением груза, договором аренды судна, ремонтом судна, доковыми сборами, портовыми сборами.

Таким образом, первое, на что необходимо обратить внимание при инициации процедуры ареста, – это наличие морского требования.

В случае если требование, ставшее основанием для наложения ареста, не является морским, судовладелец вправе ходатайствовать о необоснованности ареста и требовать освобождения судна из-под незаконного ареста с последующим возмещением убытков, причиненных необоснованным арестом судна.

Несмотря на общеизвестность положения о морском требовании, на практике часто возникает вопрос, является ли требование морским с точки зрения законодательства того или иного государства. В большинстве случаев сложности в определении законности морского требования возникают в рамках споров по рейсовым или тайм-чартерам. Обоснование такого требования, как правило, требует большого количества подтверждающих документов.

Идентификация ответчика

Не менее важным аспектом ареста судна является идентификация ответчика. Зачастую сторона, инициирующая арест, знает только официально зарегистрированного судовладельца или лицо, которое действовало как судовладелец по договору перевозки.

В процессе применения предупредительных мер, а именно ареста судов, кроме зарегистрированного владельца может выступить связующим звеном оперирующая компания, бербоутный судовладелец, тайм-чартерный фрахтователь, который, под угрозой длительного простоя судна может вступить в переговоры и урегулировать существующий спор.

Учитывая то, что в черноморских юрисдикциях не предусмотрена процедура ареста in rem – против судна, идентификация ответчика играет большую роль, так как необходимо понимать, какое лицо привлекать в качестве ответчика.

Юрисдикция

Следующим важным юридическим аспектом ареста судна является возможность рассматривать спор в соответствии с юрисдикцией суда, применившего предупредительные меры в виде наложения ареста на судно должника.

С юридической точки зрения арест по законодательству большинства черноморских стран – это предварительная мера для обеспечения иска, после применения которой сторона должна подать иск по существу.

Таким образом, для успешной реализации наложения ареста на судно должника необходимо установить наличие морского требования, идентифицировать надлежащего ответчика по спору, а также корректно определить юрисдикцию рассмотрения спора.

Эти аспекты важны не только для того, чтобы не отказали в ходатайстве о применении предупредительных мер, но и для экономии времени, так как суды рассматривают такие заявления в течение определенного срока.

Как выиграть время

Арест требует очень быстрых и активных действий – если судно зашло под погрузку или выгрузку, то оно находится в порту крайне ограниченное количество времени.

Между портами Черного моря достаточно короткое плечо перевозки – от двух до пяти дней, и если допустить ошибку в отношении какого-либо нюанса ареста судов, у должника возникнет возможность избежать наложения ареста и ответственности путем выхода судна из порта. Поскольку судно в порту находится достаточно ограниченный период, необходимо выигрывать время для подготовки пакета документов, требуемых для наложения ареста.

Одним из действенных способов выиграть время в Черноморском регионе является процедура задержания судна капитаном порта. По данной процедуре лицо, у которого есть морское требование к судну, может обратиться к капитану морского порта с заявлением о задержании судна должника на определенный срок.

В соответствии с законодательством Румынии задержание судна осуществляется на срок до двух суток, Украины, России, Болгарии и Грузии – до трех суток. Если в течение указанного времени арест не наложен судом, тогда задержание прекращается автоматически, и судно может уйти из порта.

Учитывая, что выходные и праздничные дни не включаются в этот срок, при правильном применении инструмента задержания судна капитаном порта можно выиграть от двух до пяти суток на подготовку к аресту судна. Этого времени вполне достаточно для оформления пакета документов для подачи заявления о наложении судебного ареста.

Судебный арест является процедурой более длительной и предусматривает выполнение определенных формальностей, таких так оплата судебного сбора и рассмотрение заявления о применении предупредительных мер судом в течение определенного срока.

Примеры Турции и Грузии

Кроме внутреннего законодательства следует не забывать о международных конвенциях, касающихся ареста морских судов, которые закрепляют перечень определенных правил конвенционного ареста судов.

Взаимодействие внутригосударственного права и международных конвенций можно увидеть на примере таких стран, как Турция и Грузия. Отличительной особенностью этих стран является то, что они формально не являются сторонами международных конвенций об аресте судов.

Несмотря на это, до 2012 года, когда Турция была одной из наиболее благоприятных для ареста стран в Черном море, благодаря гибкому внутреннему законодательству.

После вступления в силу нового Коммерческого кодекса Турции в июле правила в корне изменились. Новый кодекс предусматривает необходимость внесения обеспечения при подаче заявления об аресте. Сумма обеспечения не зависит от суммы требования, а рассчитывается в пределах установленного законом лимита, что составляет около $16 тыс. Новый Коммерческий кодекс ввел институт морского требования, перечень которых зеркально отобразил список морских требований, установленных Международной конвенцией об аресте судов 1999 года. Результатом фактического закрепления положений конвенции во внутреннем законодательстве стала ратификация Международной конвенции об аресте судов 1999 года Турцией 25 марта 2017 года.

В Грузии конвенционные требования по арестам инкорпорированы в местное, достаточно новое законодательство. В связи с этим практика арестов в Грузии неустойчива. Применяя нестандартные правовые подходы, тут можно достигнуть успеха в разрешении очень сложных дел, тем самым формируя практику в этой области.

Необходимые документы

Помимо процедуры оформления наложения ареста, необходимо обратить внимание на основное уязвимое место с точки зрения его успешности – на документы, необходимые для ареста. Требования судов во всех черноморских странах к документам, предоставляемым сторонами, достаточно высокие и крайне формальные. Распространенными процессуальными требованиями судов при рассмотрении дел об арестах плавсредств являются:

  • • Документы, подтверждающие наличие морского требования и спора (контракты, счета, бункерные расписки, коносаменты и т. д.).
  • • Данные о судовладельце-должнике и его местонахождении.
  • • Нотариально заверенный перевод всех документов на язык страны, где инициируется арест.
  • • Легализованная/апостилированная доверенность представителя.

Арест судов в Украине

Украинское законодательство в отношении ареста судов также не стоит на месте. Верховная Рада Украины рассматривает законопроект с изменениями в Хозяйственном процессуальном кодексе Украины. Данные изменения предвещают позитивные перемены для практики ареста морских судов.

В частности, изменения затронут институт морского требования, который упоминается на сегодняшний день только в Кодексе торгового мореплавания. Согласно предложенной формулировке изменений, иск в хозяйственном суде обеспечивается путем наложения ареста на морское судно, которое осуществляется на основании морского требования. Таким образом, законодатель отходит от концепции отождествления ареста судна с арестом любого другого имущества должника, стремится урегулировать арест судна с учетом характерных особенностей данного вида имущества.

Риски

Несмотря на то, что в большинстве стран Черноморского региона законодательство относительно лояльное в отношении наложения ареста на суда, не стоит забывать о рисках, которые всегда сопровождают процедуру ареста. Будучи действенным инструментом для взыскания задолженностей, арест судов требует четких и слаженных действий со стороны лиц, инициирующих процедуру ареста. Зачастую, действуя в одиночку, не привлекая специалистов, пострадавшая сторона, предприняв неудачную попытку ареста, раскрывает карты перед должником, тем самым теряя возможность воспользоваться этим рычагом давления.

 

Опубликовано на портале "Порты Украины"

Авторы: Артур Ницевич, Алексей Ремесло