24/7

Осторожно: санкции!

28 августа 2017 г.: ru 1 en 227 сентября 2017 г.: ru 1 en 13 октября 2017 г.: ru 1 en 1 всего: 166421.12.16

На  сегодняшний день специальные санкции стали достаточно серьезным институтом административного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования со стороны государства. При этом, подобное вмешательство в бизнес компаний в последнее время носит не всегда правомерный характер, и зачастую характеризуется поспешностью принятия решения, по принципу «сначала применим санкции, а потом разберемся», что конечно же, недопустимо.

После внедрения и развития рыночной экономики стало очевидным, что в Украине можно говорить лишь об административно-правовом регулировании экономики, и полностью устраниться от регулирования экономических процессов современное государство не может. Поэтому, вполне естественно, что экономика, в том числе ВЭД, является предметом государственного административно-правового регулирования. Законность должна была стать одним из принципов такого регулирования, важнейшим положением которого является то, что право доминирует над государственной властью и не допускает самоуправства  чиновников.  К большому сожалению, на практике так случается не всегда. 

От теории к практике

Говоря о специальных санкциях, с правовой точки зрения следует разграничить понятие, основание и порядок применения санкций в рамках Закона Украины «О санкциях», который был принят 14.08.2014 на фоне известных событий в Крыму и на Востоке Украины, а также специальных санкций согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991. В чем же принципиальное различие? 

В рамках Закона Украины «О санкциях»,  Советом национальной безопасности и обороны Украины санкции применяются за действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, а также иные действия согласно требованиям указанного закона. 

За нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности  к субъектам ВЭД специальные санкции применяются Министерством экономического развития и торговли Украины.  

Рассмотрим проблемные вопросы применения специальных санкций  в рамках Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности».

Основанием для применения специальных санкций согласно ст. 37  Закона «О внешнеэкономической деятельности» является нарушение этого или связанных с ним законов Украины.  Положение о порядке применения к субъектам внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектам хозяйственной деятельности специальных санкций предусмотрены статьей 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Приказ Министерства экономики Украины от 17.04.2000 №52 конкретизирует такие основания, указывая на нарушения валютного, таможенного, налогового, другого законодательства, а также устанавливает определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций субъектами ВЭД. В случае осуществления действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности,  к ним применяются  меры принуждения в виде специальных санкций. Последнее положение о вреде интересам национальной безопасности Украины, как показывает наша практика,  является наиболее часто употребляемым, и наименее обоснованным аргументом органов, которые инициируют применение санкций. Это говорит о том, что именно в этом пункте возникает недопонимание.

Официальные данные о применении специальных санкций наглядно демонстрируют постоянную динамику их  роста, а в 2016 году наблюдалось   рекордное увеличение  на  45,3%  в сравнении с 2015 годом. 

 Санкции к резидентам

Санкции к неризедентам

* - данные получены с веб-сайта Министерства экономического развития и торговли Украины

 

Порядок применения специальных санкций 

Как правило, инициаторами применения санкций являются  фискальные и правоохранительные  органы, такие как ГФС, СБУ, однако закон наделяет такими полномочиями и органы Антимонопольного комитета, контрольно-ревизионной службы,  специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг, НБУ и суд.

Вышеуказанные органы обращаются с ходатайством в Министерство экономического развития и торговли Украины о наложении санкции, после чего Министерство рассматривает указанное ходатайство и принимает решение о наложении санкций, которое оформляется соответствующим приказом. Последняя судебная практика по рассмотрению споров, связанных с законностью применения специальных санкций, показывает существенный пробел в законодательстве. заключается он в том, что если ходатайство органа, инициирующего применение специальных санкций, формально соответствует требованиям Положения о порядке  применения к субъектам ВЭД Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», то у Минэкономразвития и торговли  Украины нет оснований для отказа в удовлетворении ходатайства. Что, по мнению некоторых судей, является  основанием для отказа в удовлетворении исковых заявлений к  Минэкономразвития и торговли  Украины.  В подобных случаях важную роль играет правовое обоснование незаконности и неправомерности решения (приказа) Министерства экономического развития и торговли Украины о применении специальных санкций. 

Минэкономразвития и торговли  Украины к субъекту ВЭД может  применить три вида санкций: 
- в случаях несвоевременного выполнения или невыполнения своих обязанностей согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности»  или связанного с ним закона Украины – штраф;
- в случаях нарушения  Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»  и/или связанных с ним законов Украины, устанавливающих определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций - индивидуальный режим лицензирования;
- в случаях нарушения Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»  или связанных с ним законов Украины, проведения действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности -  временное приостановление внешнеэкономической деятельности.

После принятия специального Закона Украины «О санкциях», правовое основание в виде угрозы интересам национальной экономической безопасности для применения специальных санкций, в результате чего применяется временное приостановление внешнеэкономической деятельности в рамках Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», стало достаточно спорным. Дело в том, что Закон Украины «О санкциях», предусмотрел по этим основаниям совершенно иную процедуру и иной государственный орган, уполномоченный принимать решение о применении санкций, а именно Совет национальной безопасности и обороны Украины. 

Содержание специальных санкций 

Исходя из статистики применения специальных санкций, такой вид как штраф, в настоящее время, применяется Минэкономразвития и торговли Украины крайне редко. Самыми распространёнными остаются индивидуальный режим лицензирования и временное приостановление внешнеэкономической деятельности

В результате применения внешнеэкономических санкций в виде временной остановки внешнеэкономической деятельности компании не имеют права: 

•    заниматься всеми видами внешнеэкономической деятельности, предусмотренными статьей 4 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" в Украине, в частности:
 - экспорт/импорт товаров, капиталов с территории Украины;
 - предоставление услуг украинским субъектам хозяйствования;
 - кредитные и расчетные операции;
 - совместная предпринимательская деятельность;
 - предпринимательская деятельность на территории Украины;
•    заключать с украинскими компаниями соглашения/договоры поручения, комиссии, агентские, о совместной деятельности и сотрудничестве, консигнации, дилерские, дистрибьюторские, аренды, найма, лизинга, хранения; 
•   заключать другие договоры, предусматривающие проведение внешнеэкономических операций другими лицами или в пользу других лиц по доверенности или передачу имущества во временное пользование с целью проведения внешнеэкономической деятельности в Украине или с товарами украинского происхождения.

Индивидуальный режим лицензирования внешнеэкономической деятельности предусматривает аналогичный запрет на ведение ВЭД, до получения у Министерства экономического развития и торговли Украины разовой (индивидуальной) лицензии на каждую отдельную внешнеэкономическую операцию, стоимость которой составляет  0,2 процента от стоимости товаров (продукции, работ, услуг). 

Наиболее распространённым  основанием для применения специальных санкций является нарушение требований законодательства Украины относительно расчетов по внешнеэкономическим операциям (валютный контроль). При этом, в практике компании Interlegal встречаются не единичные случаи, когда иностранная компания, не имея никаких договорных отношений с украинскими компаниями, без всяких на то оснований, попадает под действие специальных санкций в связи с нарушением «валютного контроля» со стороны резидента, продавшего товар, и его контрагента. Единственным аргументом для применения санкций для ГФС это то, что такая компания является конечным получателем товара в цепочке договоров купли-продажи. Имеются также случаи, когда за нарушения, по мнению контролирующих органов, действующего таможенного законодательства со стороны резидента, специальные санкции применяются к нерезиденту только на основании того, что он был стороной по контракту. 

Необходимо отметить, что санкции могут быть применены к субъектам внешнеэкономической деятельности в течение трех лет со дня выявления нарушения, а срок их действия, в случае временного запрета деятельности, составляет до 3-х месяцев с даты вынесения соответствующего решения Министерством экономического развития и торговли Украины. Однако срок может быть продлен по решению суда. По истечению указанного срока санкций,  ограничения не снимаются, а субъекты внешнеэкономической деятельности, к которым применена санкция, переводятся на другой вид специальных санкций - «индивидуальный режим лицензирования», срок действия которого неограничен.

Способы разрешения ситуации 

Еще один пробел в законодательстве: Минэкономразвития и торговли Украины не обязано ни привлекать субъектов ВЭД при  решении вопроса о наложении санкций, ни уведомлять субъектов ВЭД об их применении. Факт применения санкций является абсолютной неожиданностью для субъектов ВЭД. Например, когда товар уже стоит на границе, а таможенные органы отказываются его оформлять. Тем не менее, информацию о применении санкций можно найти на официальном сайте Минэкономразвития и торговли Украины. Поэтому перед заключением сделки или выполнением контрактного обязательства, следует самому позаботиться о получении подобной информации, для того чтобы избежать «неожиданностей». 

В соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, существует три  пути приостановления и/или отмены указанных санкций.
1. Обращение в орган, который инициировал применение специальных санкций; 
2. Обращение в орган, который применил специальные санкции, а именно Министерство экономического развития и торговли Украины; 
3. В судебном порядке.
Все способы реагирования на применение санкций можно использовать и в комбинации: сначала добиться оперативного результата в неюрисдикционном порядке обращения в соответствующие несудебные органы, а затем обжаловать решение о наложении специальных санкций в административном суде.  

Своевременное получение информации о применении специальных санкций, выработка юридической стратегии и подготовка обоснованной правовой позиции и документов, является залогом успеха в вопросе  приостановления или снятия специальных санкций, а также позволит минимизировать, а в некоторых случаях, и избежать убытков от невыполнения обязательств при осуществлении внешнеэкономической деятельности. 

Опубликовано в журнале Транспорт.

Авторы: