24/7

приватизация и инвестирование портового хозяйства

15.08.06

В Минтранссвязи созрело понимание ситуации в комплексе хозяйства морских торговых портов страны как неудовлетворительной. У руководителей отрасли сейчас уже не вызывает сомнения необходимость активизации инвестиционной деятельности в морских портах. В частности, озвучена идея разработки плана подготовки к приватизации хозяйства морских портов. Однако, реакция на это заявление свидетельствует о неготовности к приватизации портового хозяйства Украины ни со стороны руководителей предприятий водного транспорта, ни со стороны широких масс докеров и иных портовых работников. Кроме того, в действующем законодательстве Украины имеются положения, препятствующие приватизации имущественных комплексов морских торговых портов. К тому же, приватизацию портов нецелесообразно начинать без глубокого исследования экономических последствий, без серьезного технического, организационного и экономического обоснования этой меры.

Невозможность приватизации хозяйственного комплекса морских портов в настоящее время не означает невозможность привлечения частных инвестиций в портовое хозяйство. В действующем праве Украины имеется множество механизмов, позволяющих уже сегодня привлекать частные инвестиции, в том числе иностранных инвесторов, в развитие существующих и создание новых портов. Договора о совместной деятельности, договора аренды, создание совместных предприятий, концессионные договора, суперфиций, договор о доверительном управлении, соглашения типа BOT (building, operate, transfer) – вот не полный перечень вполне законных и практически реализуемых правовых механизмов привлечения частных инвестиций в развитие портов Украины.

Проблемы инвестирования портового хозяйства в Украине имеют, в первую очередь, экономическую и психологическую природу, хотя организационные, технические и правовые проблемы также нельзя сбрасывать со счетов. В частности, можно отметить недостатки в сфере правовой защиты инвестиций.

Недавно нам удалось в качестве украинского юридического консультанта Европейского банка реконструкции и развития участвовать в проекте привлечения иностранных инвестиций в украинские порты. Этот опыт позволяет нам сделать следующий вывод: пока не будут созданы прозрачные инвестиционные схемы, соответствующие международной практике, мы не дождемся инвестиций крупных международных операторов и будем довольствоваться тем, что имеем сейчас – инвестиционными взносами грузовладельцев, для которых грузовые терминалы – не их прямой бизнес, а только способ уменьшения транспортной составляющей в цене товара.

Автор: Артур Ницевич