24/7

Порты свободного плавания

04.03.05

Участники ВЭД вынуждены переплачивать сотни тысяч долларов ежемесячно из-за введения Минтрансом свободных тарифов на некоторые услуги портов. Но юристы знают, как добиться компенсации за переплату.

6 августа 2004 г. Министерство транспорта и связи Украины (тогда еще Министерство транспорта Украины) издало приказ №706 "О внесении изменений в Сборник тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины", которым ввело свободные тарифы на целый ряд услуг портов и предприятий, работающих на причалах. Тогда никто не мог подумать, что эти нововведения серьезно ударят по всем компаниям, чей бизнес связан с перевалкой грузов в портах Украины (тарифы портов выросли более чем в 20 раз). Зато сегодня уже можно говорить о сотнях тысяч долларов убытков, понесенных субъектами внешнеэкономической деятельности в связи с принятием этого документа. Впрочем, исходя из действующего законодательства можно утверждать, что данное постановление незаконно. И у предпринимателей есть все основания требовать его отмены.

Нужно добиваться отмены приказа, судиться и требовать компенсации

Сбор своей аргументационной базы следует начинать со ст. 4 Закона "О ценах и ценообразовании". Согласно этой статье Кабмин имеет исключительную компетенцию определять перечень продукции, товаров и услуг, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы на которые утверждаются соответствующими органами государственного управления. На основании этой нормы 25 декабря 1996 г. правительство издало постановление "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)" (№1548). Этим документом Кабмин возложил на Минтранссвязи обязанность по согласованию с Минэкономики устанавливать тарифы (но не изменять их категорию) на комплекс работ, связанных с обработкой внешнеторговых и транзитных грузов в морских и речных портах (на причалах). А также сборы и плату за услуги, которые предоставляются судам заграничного плавания в морских и речных портах (на причалах) Украины.

31 октября 1995 г. По согласованию с Минэкономики приказом №392 Минтранс утвердил Сборник тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины. Приведенные в нем тарифы установлены на комплекс работ (услуг) по обработке внешнеторговых (экспортных, импортных) и транзитных грузов в морских портах (причалах) Черноморско-Азовского бассейна, р. Дунай и речных портах (причалах) бассейнов рек Днепр и Южный Буг. Тарифные ставки Сборника и порядок их исчисления применяются всеми субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги (предусмотренные этим Сборником) в морских портах, на причалах судостроительных и судоремонтных заводов, других портах, причалах (пристанях), независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Все вышеупомянутые нормативно-правовые акты были приняты в рамках закона. А дальше - внимание: 6 августа 2004 г. Минтранс (министром транспорта на тот момент был Георгий Кирпа) издает приказ "О внесении изменений в Сборник тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины" (№706), которым по целому ряду указанных в документе услуг самостоятельно изменяет категорию тарифов с регулируемых и фиксированных на свободные (причем делает это со ссылкой на упомянутое постановление КМУ).

Порты Украины, руководителей которых по п. 2 приказа Минтранссвязи №706 обязали "привести договоры по исполнению услуг, связанных с обработкой грузов в портах, в соответствие с приказом", незамедлительно исполняют предписание и... самостоятельно увеличивают тарифы на хранение грузов и контейнеров в несколько раз. В результате транспортные предприятия и собственники груза терпят убытки, а некоторые транзитные грузопотоки и вовсе изменяют маршрут, вычеркивая Украину из пути следования.

Налицо факт: Минтранс нарушил законодательство. И прежде всего ст. 10 Закона "О ценах и ценообразовании", согласно которой он имеет право самостоятельно лишь изменять уровень государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов, а не их категорию. Ведь единственным органом, полномочным на изменение категории цен, является Кабинет министров Украины.

Вооружившись вышеупомянутой аргументацией, предприятия, организации и другие юридические и физические лица в соответствии со ст. 14 Закона "О ценах и ценообразовании" имеют право обжаловать в суде нарушение цен со стороны государственных органов, предприятий, организаций, кооперативов и других юридических и физических лиц. А также требовать возмещения нанесенных убытков в случаях реализации им товаров и услуг с нарушением требований действующего законодательства (в данном случае можно требовать возврата всей суммы излишне уплаченных платежей портам Украины за период с 6 августа 2004 г. по дату вынесения решения суда).

Еще один объект приложения лоббистских усилий - Комитет цен при Кабинете министров Украины, который имеет право отменять цены и тарифы, утвержденные с нарушением упомянутого закона и решений правительства по ценообразованию. При этом лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.


"Самодеятельность" Минтранспорта и руководителей портов привела к увеличению тарифов более чем в 20 раз

В соответствии с п. 2.3.2 Сборника за хранение контейнеров с экспортными, импортными и транзитными грузами, прибывшими в порт, плата после окончания суточного срока взыскивалась согласно ставкам, приведенным в соответствующей таблице Сборника. И в зависимости от номинальной массы (брутто) контейнера и срока хранения составляла от $0,02 до 1,5. Теперь же тарифы, к примеру, Одесского морского порта, согласно приказа начальника ГП "Одесский морской торговый порт" №643, с 29.09.04 г. составляют от $0,12 до 37,5. Причем льготный срок хранения в 60 суток заменен на три периода - 2-7 суток, 8-15 суток, 16-30 суток (в зависимости от периода хранения устанавливается льготный тариф, максимальный тариф начинается уже с 31-го дня).

Пункт 2.3.3. Сборника устанавливал плату за хранение пустых контейнеров, которая взыскивалась согласно ставкам, приведенным в соответствующей таблице Сборника, в зависимости от номинальной массы (брутто) контейнера и составляла от $0,02 до 0,5. Теперь же в Одесском морпорту приходится платить за эту же услугу от $0,5 до 2,50.

Автор: Артем Скоробогатов