24/7

Признать годным

14 сентября : ru 4 13 сентября : ru 3 17 сентября : ru 3 всего: 1413.09.18

Международный коммерческий арбитраж довольно давно доказал свою эффективность в качестве средства разрешения споров и защиты прав и интересов бизнеса. А исполнение его решений как заключительная стадия арбитражного процесса имеет особенное значение. Ведь именно исполнение решения арбитража, как правило, и является основной целью всего международного арбитражного процесса, поскольку в нем воплощается исполнение гражданских (торговых, хозяйственных) обязанностей должника. В Украине идет судебная реформа, важным звеном которой является реформирование судебного процесса. Законом "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты" от 3 октября 2017 года внесены существенные новеллы, которые способствуют всплеску интереса к вопросам, связанным с исполнением решений международного коммерческого арбитража.
 

Признание решения

 
В вопросе признания и предоставления разрешения на исполнение решения международного коммерческого арбитража, прежде всего, бросается в глаза то, что этот институт подразделяется на принудительное и добровольное исполнение, а также на исполнение решений иностранного и украинского арбитража.
Добровольное исполнение решения международного коммерческого арбитража о взыскании денег возможно только на основании разрешения суда, которое принимается по заявлению должника, поданному при рассмотрении дела об исполнении решения коммерческого арбитража. Такое решение принимается только при условии отсутствия оснований для отказа в этом по основаниям, инициатором которых является суд (арбитрабильность и публичный порядок). Разумеется, когда речь идет о неденежном взыскании (очень редкий случай), решение о добровольном исполнении решения международного коммерческого арбитража может быть принято должником самостоятельно.
Кстати здесь же можно упомянуть и о том, какой арбитраж считается международным. В статье 1 (2) Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже» 1985 года в редакции 2006 года говорится о критерии «международности», а пункты 2 и 3 статьи 1 раскрывают содержание этого критерия. Если говорить о редакции 2006 года, которая не имплементирована Украиной, то можно заметить, что расширился перечень исключений из правила территориальности, то есть общего правила, в соответствии с которым положения Типового закона применяются только в том случае, когда место арбитража находится на территории преимущественно того государства, где проводится соответствующее арбитражное разбирательство. Эти исключения обеспечивают транснациональное функционирование режима международного коммерческого арбитража во всех юнситральных юрисдикциях, которых ныне насчитывается около сотни. Как бы то ни было, в пункте 3 статьи 1 Типового закона можно выделить три критерия международного арбитража:
- факт нахождения в различных государствах коммерческих предприятий сторон арбитражного соглашения в момент его заключения (пункт 3 (а) статьи 1);
- факты, описанные в пункте 3 (b) статьи 1: за пределами государства, в котором пребывают коммерческие предприятия сторон, находятся либо место арбитража, если оно определено в арбитражном соглашении или в соответствии с ним, либо любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из коммерческих отношения, либо место, с которым наиболее тесно связан предмет спора;
- в пункте 3 (с) статьи 1 содержится критерий, который несколько отличается, если можно так сказать, своей фиктивностью – прямо выраженная договоренность сторон о том, что предмет их арбитражного соглашения связан более чем с одной страной.
 

Принудительное исполнение

Основное ядро исследуемого института заключается в предоставлении украинским судом разрешения на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража, в частности и особенности, место которого находится вне пределов Украины (иностранного коммерческого арбитража).
В этих отношениях действуют Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 года «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» и Закон «О международном коммерческом арбитраже» от 24 февраля 1994 года, дублирующий упомянутый Типовой закон ЮНСИТРАЛ в редакции 1985 года.
Во-первых, решения международного арбитража подлежат приведению в исполнение, если это предусмотрено международным договором, на обязательность которого дал согласие парламент Украины, и, во-вторых, – по принципу взаимности.
Среди многосторонних международных договоров важнейшее значение имеет чрезвычайно популярная Нью-Йоркская конвенция ООН 1958 года. Кроме того, действуют многочисленные локальные международные договоры Украины. Наибольшую трудность представляет собой принцип взаимности, ведь отказ суда в некоторой юрисдикции от признания и исполнения решения украинского международного арбитража вовсе не означает однозначно, что такого принципа между юрисдикциями нет. Более того, имеется презумпция существования такого принципа, таким образом, кто возражает против наличия принципа взаимности, должен доказать его отсутствие. На практике решающим для суда оказывается мнение Министерства юстиции Украины.
Какие же арбитражные решения подлежат принудительному исполнению по этим правилам?
Разумеется, все иностранные арбитражные решения, а не только решения арбитражей, место которых находилось за пределами Украины.
В соответствии со статьей І (1) упомянутой Нью-Йоркской конвенции ООН 1958 года выделяются два критерия иностранного арбитражного решения:
• решение вынесено на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение решения;
• решение, которое не считаются внутренним, то есть принятое по процессуальным правилам, отличающимся от правил страны, где испрашивается признание и исполнение.
Следовательно, главное – это то, что арбитражное решение не должно быть внутренним. Пожалуй, наиболее проблематичным вопросом в этом отношении является вопрос о том, не становятся ли внутренними решения арбитражей по спорам между субъектами, относящимися к той юрисдикции, где испрашивается признание и исполнение решения. Большинство склоняется к отрицательному ответу на этот вопрос, разумеется, если имеет место хотя бы один из упомянутых критериев.
Заявление о признании и предоставлении разрешения на исполнение решения международного коммерческого арбитража подается в Апелляционный суд города Киева взыскателем, если должник имеет местожительство, местонахождение (место пребывания) на территории Украины, а если они неизвестны или таковых не имеется, то если на территории Украины имеется имущество должника. Заявление подается взыскателем, лицом, в пользу которого принято решение международного коммерческого арбитража, либо его представителем. К заявлению прилагаются оригинал надлежащим образом засвидетельствованного арбитражного решения или его нотариально заверенная копия; оригинал арбитражного соглашения или нотариально заверенная копия арбитражного соглашения; подтверждающий уплату судебного сбора документ; копии заявления по числу участников судебного разбирательства; доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления; заверенный в соответствии с законодательством перевод документов на украинский язык или язык, предусмотренный международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, если таковые документы составлены на ином языке.
По результатам рассмотрения заявления о признании и предоставлении разрешения на исполнение решения международного коммерческого арбитража украинский суд принимает определение о признании и предоставлении разрешения на исполнение или об отказе в этом. Реквизиты такого определения предусматриваются в части 2 статьи 479 Гражданского процессуального кодекса Украины, причем пункт 4 говорит о том, что в определении должно быть указание о выдаче исполнительного листа или об отказе в выдаче, разумеется, когда определением отказано в предоставлении разрешения на исполнение решения международного коммерческого арбитража.
Такое определение может быть обжаловано в Верховном Суде Украины в апелляционном порядке, причем решение по такой апелляции является окончательным, что означает сокращение судебных инстанций до двух в этом процессе. Такая новелла может служить прекрасным примером того что новый судебный процесс обещает быть гораздо более эффективным, поскольку по старым правилам таких инстанций было четыре.
 

Вместо заключения

Уже имеется, правда, небогатая, судебная практика украинского суда по применению этого института. Она свидетельствует о том, что новые правила успешно применяются в Украине. Так что некоторые успехи судебной реформы имеют место быть. Особенный интерес привлекает определение Верховного Суда от 15 мая 2018 года по делу № 759/16206/14-ц.
 
Юридическая практика, №37 (2018)

Автор: Вячеслав Лебедев