24/7

Регистрация яхт в Украине

25.03.13

Представителем нашей пресс-службы проведена беседа со специалистами Международной юридической службы (INTERLEGAL), которые занимаются регистрацией судов, в том числе, яхт, Юлией Старовой и Кириной Ряшенцевой.

- Нам известно, что Международная юридическая служба (INTERLEGAL) ведет большую работу по регистрации судов, в том числе, маломерного флота, и яхт. Скажите, пожалуйста, в каких юрисдикциях наиболее часто регистрируются яхты?
- Где мы только ни регистрируем яхты! Мы оказываем услуги по регистрации яхт в самых разных, часто весьма экзотических и в то же время очень популярных юрисдикциях: в Панаме, на Британских Виргинских островах, в Белизе, Гибралтаре, на Кипре, островах Мальта, Джерси и Гернси и во многих других странах, флаги которых являются чрезвычайно удобными для регистрации и эксплуатации яхт. Мы знаем это не понаслышке, поскольку непосредственно занимаемся деятельностью по комплексному содействию клиентам в регистрации яхт, да и других судов.
- Что же Украина? Неужели здесь не регистрируются суда?
- Конечно, украинский флаг во многих отношениях проигрывает флагам вышеперечисленных государств. Однако некоторые патриотически настроенные владельцы желают ходить под флагом Украины, поэтому мы хотели бы подробнее осветить условия регистрации судна в Украине.
Первый вопрос, которым можно задаться, - это, является ли регистрация судна обязанностью или правом собственника (судовладельца). Наличие обязанности зарегистрировать судно (в том числе речное и маломерное) и ответственности за отсутствие такой регистрации, которая лежит на судоводителе, не вызывает сомнений. В ч. 1 ст. 116 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривается ответственность за управление речными или маломерными судами, не зарегистрированными в установленном порядке. Согласно таможенным нормативным документам яхты, принадлежащие физическим лицам, считаются маломерными судами. Это, конечно, слишком упрощенный подход. 
- Так что же, можно регистрировать каждое маломерное судно?
- Во-первых, не подлежат регистрации суда, находящиеся в стадии строительства.
Во-вторых, зарегистрировать можно только то судно, которое подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины.
Таким образом, регистрация судов – это не только обязанность, но и право, в частности, право плавания под Государственным флагом Украины, что создает правовой статус для пространства, которое занимает судно, аналогичный территории государства (во всяком случае, если судно, в том числе маломерное, находится в открытом море).
- Какие же суда не подлежат государственной регистрации? 
- Это: 
1)    весельные суда, длиной до 2,5 м, которые используются без двигателя;
2)    плавсредства, являющиеся принадлежностью другого судна (в качестве главной вещи);
3)    военные корабли и суда;
4)    суда, постоянно зарегистрированные в других странах, за исключением временной регистрации судов, зафрахтованных по бербоут-чартеру.
- Какие суда необходимо регистрировать? 
- Это, в частности:
1)    лодки, оснащенные мотором любой мощности;
2)    байдарки, шаланды, надувные и другие гребные лодки, длиной более 2,5 м;
3)    байдарки, грузоподъемностью более 150 кг;
4)    весельные (гребные) лодки, кроме надувных, грузоподъемностью более 100 кг;
5)    надувные лодки, грузоподъемностью более 250 кг.
- Кто является субъектом прав и обязанностей по регистрации судов, в том числе маломерных? Может быть судоводители? Ведь именно они отвечают за управление незарегистрированными судами, в том числе яхтами.
- Конечно, нет. Собственники, судовладельцы и фрахтователи, поскольку они как раз и являются временными судовладельцами.
- Кто может и должен, соответственно, производить государственную регистрацию яхты?
- Такими субъектами, которые производят государственную регистрацию судов, являются капитаны морских и речных портов Украины. Яхты, которые предназначаются только для плавания по рекам, могут быть внесены в государственный реестр Украины непосредственно Укрморречинспекцией. Яхты, вместимостью менее 80 единиц (регистровых тонн) и оснащенные двигателем мощностью менее 55 кВт (75 л.с.), регистрируются в Судовой книге, а яхты, оснащенные более мощными двигателями, и большей вместимости подлежат регистрации в Государственном реестре.
- Какие документы необходимы для государственной регистрации яхты?
- Все документы, необходимые для регистрации прилагаются к заявлению, форма которого утверждена 13.12.2006 Министерством транспорта и связи Украины (ныне Министерство инфраструктуры) для регистрации в Государственном судовом реестре, в частности, особая форма заявления утверждена для прогулочных судов, подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре Украины, а также отдельная форма заявления предусмотрена для регистрации в Судовой книге. Если судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре, заполняется еще и анкета Государственного судового реестра Украины (для прогулочных судов имеется особая форма). При регистрации в Государственном судовом реестре подаются также копии обмерного свидетельства, свидетельства о пригодности судна к плаванию (либо документы, подтверждающие прохождение судном технического надзора) и документы, подтверждающие наличие или отсутствие каких-либо залоговых обязательств. Прилагаются также фотографии судна с левого и правого бортов. Поскольку яхты регистрируются судовладельцами, то они должны, в первую очередь, подать копии документов, свидетельствующих о том, что они владеют яхтой на законном основании. Обязательной является подача копии Классификационного свидетельства, которое выдаётся собственнику в результате проведения осмотра судна. В специальных случаях также подаётся оригинал документа, который подтверждает исключение судна из предыдущего органа государственной регистрации.
При регистрации судна в Судовой книге все гораздо проще, но требуются доказательства выполнения установленных обязательных платежей и налогов, в том числе нового сбора, введенного Налоговым кодексом Украины, ст. ст. 231 - 239, за первую регистрацию транспортного средства в Украине. Разумеется, для регистрации судна, находящегося в бербоут-чартере, которое регистрируется временно, обязательно представление следующих документов:
- копия договора фрахтования; 
- разрешение судовладельца на регистрацию судна; 
- разрешение на регистрацию судна, выданное компетентным органом иностранного государства, где судно зарегистрировано; 
- разрешение залогодержателя, если судно заложено.
Последние документы подаются в оригинале, а все копии должны быть засвидетельствованы нотариально, либо иным компетентным лицом, например, биржей или комиссионером, или самим органом, осуществляющим государственную регистрацию судна в Украине.
Кроме того, необходимо подавать документы, удостоверяющие личность индивидов, приобретающих и отчуждающих яхту, если она отчуждается, конечно.
Представить исчерпывающий перечень документов, которые могут потребоваться при регистрации яхты в Украине, особенно большой, отнюдь не являющейся маломерным судном, причем на все случаи жизни, разумеется, невозможно.
- Сколько времени занимает регистрация яхты?
- В среднем регистрация яхты в Украине занимает около двух-трёх недель, тогда как в удобных юрисдикциях может быть зарегистрирована за день-два или три дня.
- Какие же документы свидетельствуют о состоявшейся регистрации яхты?
- В первую очередь, Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины (Судовой патент) - CERTIFICATE OF NAVIGATION UNDER THE STATE FLAG OF UKRAINE (SHIP\'S PATENT) и Свидетельство о праве собственности на судно - CERTIFICATE OF OWNERSHIP. Для прогулочных судов закреплена особая форма – Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины (Судовой патент) для прогулочных судов - CERTIFICATE OF NAVIGATION UNDER THE STATE FLAG OF UKRAINE (SHIP\'S PATENT) FOR RECREATIONAL SHIPS, а также Свидетельства о праве собственности для прогулочного судна - CERTIFICATE OF OWNERSHIP FOR RECREATIONAL SHIPS.
Суда, которые регистрируются в Судовой книге Украины, получают Судовой билет, удостоверяющий право плавания под Государственным флагом Украины маломерного судна.
Свидетельство о минимальном составе экипажа - MINIMUM SAFE MANNING CERTIFICATE, или Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, которое  выполняет плавание по внутренним водным путям Украины, или Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, которое выполняет международное плавание по реке Дунай - VORLAUFIG BESCHEINIGUNG UBER DIE MINIMALE MANGE DER BESATRUNG DES SCHIFFES, DIE INTERNATIONALE ROUTE AUF DER DONAU HAT; Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред от загрязнения нефтью - CERTIFICATE OF INSURANCE OR OTHER FINANCIAL SECURITY OF CIVIL LIABILITY FOR OIL POLLUTION DAMAGE – это также важнейшие судовые документы, необходимые для их регистрации в Украине.
Государственная инспекция по безопасности на морском и речном транспорте выдает и другие документы, по формам, утвержденным Министерством инфраструктуры Украины, наличие которых на борту яхты обязательно при ее плавании. 
- Есть ли какие-то особенности при присвоении судну названия и бортового номера?
- Каких-либо нюансов в обеих процедурах нет. На сегодняшний день, как и в иностранных юрисдикциях, за присвоение названия судну государственный сбор не взимается. Что касается бортового номера, то практике известны случаи, когда возможно присвоить индивидуальный номер тому или иному судну.
- Какой бы Вы могли подвести итог нашему интервью?
Несомненно, мы бы хотели обратить внимание на то, что выработать единый алгоритм регистрации яхты под Украинским флагом невозможно. На практике мы сталкиваемся с тем, что каждая регистрация – это особый процесс, который зависит от разных факторов и нюансов. В связи с этим для каждого нашего Клиента мы разрабатываем индивидуальный подход. 
Поэтому, дорогие читатели, обращайтесь к нам при возникновении у Вас любых вопросов. Мы всегда будем рады провести Вас сквозь юридические дебри этой, с одной стороны, нелёгкой процедуры регистрации, которая, с другой стороны, предоставит Вам возможность спокойно и уверенно бороздить водные просторы. 

Авторы: Юлия Старова, Кирина Ряшенцева