24/7

Регистрация яхт

11 декабря : ru 1 12 декабря : ru 1 Сегодня: ru 1 всего: 427.11.17

Основополагающим в морском праве является понятие судна. Принято считать, что юридическими признаками судна, в том числе и яхты, являются флаг и национальность, регистрация и идентификация. Именно регистрация в судовом реестре того или юного государства является ключевым моментом, с которого начинается существование судна в правовом аспекте.

Общие положения

В Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) предусматривается, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выход к морю, распространяет свою юрисдикцию на суда которые ходят под его флагом.
Регистрация судна устанавливает национальность судна, его размеры и тоннажность для целей идентификации, а также представляет документальные доказательства владения судном. Регистрация позволяет сделать судно узнаваемым в открытом море, а также предоставляет все привилегии флага (например, право на консульскую помощь в зарубежных портах или право на защиту вооруженными силами страны, под флагом которого ходит судно).
Необходимо отметить, что в международном морском праве отсутствуют правовые нормы, прямо указывающие на необходимость регистрации яхты.
Теоретически яхта может быть незарегистрированной ни в одном судовом реестре и не иметь государственной принадлежности. Такая яхта не может быть автоматически признана пиратской или виновной в нарушении международного правопорядка, однако эта яхта не будет чувствовать себя спокойно даже в открытом море. Отсутствие государственного флага на мачте сигнализирует о том, что ни одно государство мирового сообщества не контролирует данную яхту. Эта яхта будет находиться фактически вне закона на основании статей 90 – 92 ЮНКЛОС. Поэтому яхту обязательно необходимо регистрировать.
Каждое государство должно предусмотреть условия предоставления «гражданства» судну и правила проведения регистрации, а также обеспечить судно документами, которые подтверждают право плавания под его флагом.
В связи с этим у каждой страны создан свой судовой реестр, где фиксируется связь между государством флага судна и его владельцем.

Судовые реестры: закрытые и открытые реестры, “удобные флаги”

Из судовых реестров, которых на данный момент существует большое множество, можно выделить два основных вида:
  • • закрытые, или первые реестры;
  • • открытые, или вторые реестры (их также называют оффшорными или международными судовыми реестрами).
К закрытым реестрам относятся первые реестры стран, которые традиционно исторически владеют судами. Это Великобритания, Франция, Норвегия, Дания, Германия и т.д.
Закрытые реестры характеризуются самыми строгими правилами для судовладельцев. В них могут быть зарегистрированы только суда, которые принадлежат резиденту этой страны (гражданину или компании, зарегистрированной на территории этой страны).
В некоторых странах существуют открытые реестры, которые создаются в качестве второго реестра в «материнском» государстве, или на оффшорной территории с юридическими ссылками на «материнское» государство. Открытые реестры есть, к примеру, на островах Мэн и Джерси, которые связаны с Великобританией. На суда, зарегистрированные во втором реестре, распространяется юрисдикция «материнского» государства.
Такие реестры создаются как альтернатива «удобным флагам», о которых речь пойдет ниже, с целью возврата национального флота из оффшорных зон под национальную юрисдикцию.
Основным отличием этих реестров от закрытых является то, что в них могут быть зарегистрированы суда, принадлежащие резидентам любой страны.
Отдельную группу составляют судовые реестры, известные как «удобные флаги» (Flags of Convenience).
«Удобные флаги» признаны Международной федерацией транспортных рабочих (МФТ). Органом, который определяет перечень «удобных флагов», является Комитет по справедливой практике МФТ.
Комитет принимает решение о том, какие флаги являются «удобными», а какие нет, и ведет список стран, предлагающих возможности «удобного флага». Кроме того, время от времени комитет может добавлять или исключать страны из списка.
Для определения “удобного флага” существует ряд критериев, а именно:
  • ? Судном могут владеть нерезиденты страны флага;
  • ? Данные о судне могут легко быть включены и  исключены из реестра;
  • ? Налогов на прибыль от судоходства нет или они низкие;
  • ? На судне может быть экипаж, состоящий из нерезидентов.
На сегодняшний день “удобными” признаются флаги Белиза, Каймановых Островов, Кипра, Гибралтара, Панамы и другие.
Ниже рассмотрим детальнее процедуру регистрации яхт в отдельных судовых реестрах, с которыми мы регулярно сотрудничаем.

Судовой реестр Джерси

Джерси – один из наиболее популярных флагов для регистрации прогулочных яхт, валовой вместимостью до 400 БРТ, который входит в группу британских флагов “the Red Ensign Group”. Джерси включен в белый список Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как прозрачный и хорошо регулируемый оффшорный центр.
В реестре Джерси не могут быть зарегистрированы яхты, тоннажность которых превышает 400 БРТ. Поэтому для регистрации яхты в Джерси обязательным является получение тоннажного сертификата (Tonnage Certificate), который должен быть издан классификационным обществом из списка, утвержденного реестром (например, Bureau Veritas, Rina,, Det Norske Veritas, Germanisher Lloyd, American Bureau of Shipping).
Свидетельство о регистрации яхты в Джерси действительно в течение 10 лет, если право собственности не меняется в течение этого периода. Если происходит смена владельца, и новый владелец решает сохранить флаг Джерси, выпускается новый сертификат о регистрации сроком действия на следующие 10 лет.
Реестр Джерси допускает временную регистрацию. Временная регистрация часто используется владельцами яхт, когда еще не готовы документы, необходимые для постоянной регистрации (например, строительный сертификат, если регистрируется вновь построенная яхта). Свидетельство о временной регистрации действует в течение трех месяцев (может быть возобновлено по запросу и уплате дополнительной пошлины) и дает яхте такие же права, как и постоянная регистрация.

Судовой реестр Мальты

В реестре Мальты могут быть зарегистрированы все типы яхт, при условии, что они полностью принадлежат т.н. «квалифицированным» владельцам, то есть:
  • • юридическим лицам, вне зависимости от резидентства
  • • физическим лицам – резидентам Европейского Союза
Мальтийская яхта может также находиться в бербоут чартере, зарегистрированным под другим флагом.
В реестре Мальты яхта сначала должна пройти обязательную временную регистрацию, свидетельство о которой действует шесть месяцев (продлевается на дополнительный период или периоды, не превышающие шесть месяцев). В период временной регистрации должно быть завершено оформление всех требуемых документов (в частности, оформление купчей, подтверждающей переход права собственности на яхту от продавца к покупателю и свидетельство об аннулировании прежней регистрации, если регистрируется не новая яхта).
По требованиям к документам, которые необходимы для регистрации, реестр Мальты можно сравнить с реестром Джерси. Так, помимо общей информации в отношении яхты, а также установленном на ней радиооборудовании, реестры обоих островов, требуют предоставить тоннажный сертификат. Отличие лишь в том, что в Джерси тоннажный сертификат необходимо предоставить только при постоянной регистрации, тогда как Мальтийские органы требуют копию сертификата уже при временной регистрации яхты длиной более 24 метров.

Регистрация яхты в Украине

Вопросы регистрации судов в Украине регламентируются Кодексом торгового мореплавания Украины (КТМ Украины), Порядком ведения Государственного реестра Украины и Судовой книги Украины, утвержденным Постановлением КМУ от 26.09.1997 № 1069 (далее – Порядок ведения Государственного реестра Украины и Судовой книги Украины), и другими нормативно-правовыми актами.
Каждое судно в Украине должно быть зарегистрировано, кроме военных кораблей и судов; катеров, шлюпок и других плавучих средств, которые принадлежат любому судну; спортивных судов; весельных судов, которые используются без двигателя, длиной до 2,5 метров (ч. 1, 2 ст. 26, ст. 31 КТМ Украины, п. 2.12 Порядка ведения Государственного реестра Украины и Судовой книги Украины каждое судно в Украине). Регистрационные знаки наносятся в носовой части малого судна* с двух бортов четкими цифрами или украинскими буквами высотой не менее 10 см, которые можно стереть (п. 2.2.2 Правил судоходства на внутренних водных путях Украины, утвержденные Приказом Министерства транспорта Украины от 16.02.2004 № 91, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 12 июня 2004 г. под № 872/9471, далее – Правила судоходства на внутренних водных путях Украины).
При этом малым судном считается любое судно, кроме рыболовного, длина корпуса которого меньше 20 м, за исключением судов, построенных или оборудованных для буксировки, толкания или ведения в цепи судов, которые не являются малыми судами, а также судов, на которых разрешено перевозить более 12 пассажиров, и паромов (абз. 12 п. 1.1 Правил судоходства на внутренних водных путях Украины).
Ответственность за нарушение правил охраны порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах; правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, которые не имеют соответствующего документа; правил, которые обеспечивают безопасность эксплуатации судов на внутренних водных путях, а также нарушение правил регистрации торговых судов предусмотрена в статьях 116, 116-1, 116-2, 116-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП).
Уклонение от обязательной регистрации судна влечет за собой наложение штрафа от 25 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 425 до 850 грн) (ч. 2 ст. 116-3 КУоАП).
Таким образом, в случае эксплуатации яхты физическим лицом гражданином Украины на территории Украины, яхту необходимо зарегистрировать в Государственном судовом реестре Украины. В случае если яхта зарегистрирована в иностранном судовом реестре, при наличии подтверждающих документов, регистрация в реестре Украины не требуется.
Стоит отметить, что Государственный судовой реестр Украины является закрытым реестром. Т.е. в случае если собственником яхты выступает нерезидент (физическое или юридическое лицо), возможность зарегистрировать яхту в Украине прямо исключена (ч. 3 ст. 32 КТМ Украины). 
 
Как мы видим, на сегодняшний день у собственника яхты есть много вариантов для ее регистрации. Правильно выбрать флаг возможно после определения цели и способа ее использования и детальной оценки и сбора всей необходимой информации о стране, где планируется регистрация яхты. Специалисты яхтенной практики Interlegal ежедневно занимаются вопросами регистрации и эксплуатации яхт и готовы предоставить весь пакет консультационных и правовых услуг в данной сфере.
 
Юридическая Практика

 

Авторы: Ирина Воеводина, Кирина Ряшенцева