24/7

Институт морской перевозки

19.08.01

Деятельность человека, связанная с перемещением транспортных средств, называется кратко - перевозка.

Если транспортное средство является морским судном, то речь идет о морской перевозке. Мы часто забываем о том, что перевозки имеют не только огромное значение, но и правовой аспект. В государстве все сколько-нибудь значимые отношения урегулированы правовыми нормами.

Отношения по поводу перевозки морским транспортом пассажиров и грузов достаточно специфичны, чтобы отчетливо выделиться в общей системе правовых норм в самостоятельный институт морской перевозки.

    Место института морской перевозки в правовой системе

Внутригосударственное (национальное) право подразделяется на отрасли, главным образом, в зависимости от предмета правового регулирования и от метода правового регулирования, но большее значение имеет распределение правовых норм по отраслям в зависимости от предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования - это те общественные отношения, которые урегулированы правовыми нормами. В национальном праве Украины выделяются следующие отрасли, которые имеют прямое отношение к предмету нашего исследования, - это гражданское и морское право.

Правовые нормы, относящиеся к институту морской перевозки могут иметь и международно-правовую природу. Международное право, в свою очередь, принято подразделять на международное публичное право (international public law) и международное частное право (international private law). Нормы, регулирующие правила поведения по поводу морской перевозки, могут иметь правовую природу как международных публично-правовых, так и международных частноправовых норм.

Для целей нашего исследования мы выделяем нормы, относящиеся к гражданскому праву Украины и к морскому праву, но только те нормы, которые имеют частноправовую природу, то есть правовые нормы, регулирующие на началах равенства правового статуса общественные отношения субъектов морской перевозки.

    Договор морской перевозки груза

По договору морской перевозки груза перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз из порта отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт). Фрахтовщик и фрахтователь - это лица (стороны), которые заключили между собой договор фрахтования судна (чартер). Определение договора морской перевозки груза содержится в ст. 133 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМУ). Из этого определения вытекает, что договор морской перевозки груза существует в двух основных видах: договор фрахтования судна и собственно договор перевозки груза. Для каждого из этих договоров присущи специфические признаки, которые предоставляют возможность дискутировать вокруг вопроса о правовой природе этих договоров. В законодательстве некоторых стран этот вопрос решен в пользу той точки зрения, согласно которой эти договоры представляют собой два отдельных вида гражданско-правового договора. Законодательство Украины не содержит достаточных оснований для такого утверждения. Договор фрахтования судна и собственно договор морской перевозки груза объединяет признак, который характеризует объект обязательства, которое возникает из обоих видов договора, а именно, перевозка груза из порта отправления в порт назначения и выдача этого груза уполномоченному на его получение лицу. Этот существенный признак составляет основание для объединения договора фрахтования судна и собственно договора морской перевозки груза в единый тип договора, который опосредствует перевозку грузов морем.

Возникновение двух видов договора морской перевозки груза объясняется наличием двух организационных видов морской перевозки грузов: трампового и линейного. Трамповая перевозка грузов - это доставка грузов в произвольном направлении. При такой перевозке судно, его часть или определенные судовые помещения нанимаются для размещения в них груза. Договор фрахтования судна оформляется в письменном виде документом, который называется чартер. Это название походит от итальянского термина, который значил документ, разрезаемый на части. Чартер - договор консенсуальный по своей правовой природе. При линейной перевозке грузов суда осуществляют доставку грузов в предварительно установленных направлениях, в которых устоялись постоянные грузопотоки. Линейные суда осуществляют рейсы с периодичностью, определяемой расписанием, которым предварительно предусматриваются порты, где осуществляется погрузка и разгрузка судов. Собственно договор морской перевозки грузов оформляется документом, который называется коносамент. Этот договор реальный по своей правовой природе.

Наиболее распространенный договор фрахтования судна - это рейсовый чартер, то есть чартер на один рейс судна, но договор фрахтования может заключаться и на несколько рейсов.

    Основные обязанности фрахтовщика такие:
n
  • подать судно под погрузку;
  • привести судно в мореходное состояние;
  • принять и разместить груз на судне;
  • осуществить сохранную перевозку груза в установленный срок, а если он не установлен - в обычно принятые сроки;
  • выдать груз уполномоченному на его получение лицу (получателю).
  • В чартере обязательно указываются порт, в который должно быть подано судно под погрузку, и порт назначения или место направления судна, наименование судна и груза (ст. 136 КТМУ).

    Срок подачи судна называется позицией судна. Позиция линейных судов определяется расписанием.

    В чартере позиция судна определяется как промежуток времени, как правило, в несколько суток. Наиболее ранняя дата, с которой может начаться исчисление времени стоянки (сталийного времени), называется лейдейсом, а наиболее поздняя дата подачи судна под загрузку называется канцеллингом. Если судно подано позднее канцеллинга, фрахтователь может канцеллировать чартер, т.е. отказаться от договора и требовать возмещения убытков.

    Согласно ст. 143 КТМУ перевозчик должен заблаговременно до начала рейса привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его и обеспечить всем необходимым, укомплектовать экипаж, а также привести трюмы и все помещения, где должен перевозиться груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. Это правило императивное. Перевозчик освобождается от ответственности, если немореходное состояние судна вызывается недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении перевозчиком надлежащей заботливости (скрытые недостатки), и перевозчик докажет это.

    Перевозка должна осуществляться без задержек и при полной сохранности груза. В период плавания экипаж должен выполнять все технические требования относительно перевозки груза. Судно должно идти по маршруту, который обеспечивает безопасность плавания и скорейшее его завершение, не допуская неоправданных отклонений (девиации) и заходов в не оговоренные порты.

    Перевозчик обязан выдать груз в порту назначения лицу, уполномоченному на получение груза (получателю).

    Коносамент - универсальный транспортный документ, который применяется при перевозке и по чартеру.

    Именно содержанием коносамента определяются правоотношения между перевозчиком (фрахтовщиком) и получателем. Если в коносаменте есть ссылка на документы, в которых содержатся условия договора морской перевозки груза, которых нет в коносаменте, такие условия являются обязательными для получателя (ст. 135 КТМУ).

      Правовые функции коносамента такие:
  • доказательство наличия и содержания договора морской перевозки груза;
  • доказательство факта принятия груза перевозчиком (расписка перевозчика);
  • товарораспорядительный документ и ценная бумага.
  • Коносаменты бывают именными, то есть выданными на имя определенного лица, ордерными, то есть выданными приказу отправителя или приказу получателя, а также выданными на предъявителя.

    Передача коносамента приравнивается к передаче груза (ч.2 ст. 128 ГК). Передача коносамента осуществляется путем совершения передаточной надписи (индоссамента) на именном и ордерном коносаментах, а коносамент на предъявителя передается путем вручения.

    Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение груза, если не докажет, что это произошло не по его вине. Обстоятельства, которые освобождают перевозчика от ответственности перечислены в ст. 176 КТМУ, то есть наличие таких обстоятельств предполагает отсутствие вины перевозчика.

    Наличие этих обстоятельств должен доказывать перевозчик.

      Ст. 178 КТМУ предусматривает случаи, когда доказывание вины перевозчика в недостаче груза возлагается на получателя или отправителя:
  • груз прибыл в исправных судовых помещениях, лихтерах, контейнерах с исправными пломбами отправителя;
  • тара цела и исправна без следов ее вскрытия в пути;
  • сопровождение проводником отправителя или получателя.
  • Правовая природа обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 176, 178 КТМУ, представляется по существу одинаковой, поскольку при наличии всех таких обстоятельств действует презумпция отсутствия вины перевозчика.

    Ст. 177 КТМУ предусматривает освобождение перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, если он докажет, что это произошло вследствие действий или упущений капитана, других лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационные ошибки). Навигационная ошибка, несомненно, является специальным институтом морского права, поскольку представляет собой исключение из общего правила об ответственности юридического лица за вред, причиненный по вине его работников, закрепленного ст. 441 ГК.

    Договор морской перевозки пассажира

    Ст. ст. 184 - 194 КТМУ регламентируют договор перевозки пассажира.

    По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его каютный багаж в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир должен уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и плату за провоз багажа.

    Доказательством заключения договора морской перевозки пассажира является выданный перевозчиком билет, который служит также доказательством уплаты проездной платы. Сдача перевозчику багажа удостоверяется багажной квитанцией.

    Пассажир имеет право в любое время до отхода судна, а после начала рейса - в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки.

    Перевозчик обязан до начала перевозки привести судно в мореходное состояние и содержать судно в таком состоянии в течение всего времени морской перевозки пассажира. n

    Перевозчик обязан застраховать пассажира от несчастного случая, причем страховая премия включается в стоимость билета.

    Пассажир обязан уплатить проездную плату перевозчику, заблаговременно явиться для посадки на судно. Пассажир должен следовать паспортным, санитарным, таможенным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности. Перевозчик отвечает за убытки, причиненные смертью или повреждением здоровья пассажира, а также за утрату, повреждение багажа и просрочку его доставки. За утрату или повреждение денег, ценных бумаг, драгоценных металлов и изделий из них, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей, за исключением случаев, когда такие ценности были сданы на хранение перевозчику, который согласился их хранить, перевозчик не отвечает.

    Договор морского круиза

    Договор морского круиза регламентируется ст. ст. 195 - 202 КТМУ.

    По договору морского круиза одна сторона - организатор круиза обязуется осуществить коллективное морское путешествие (круиз) по определенной программе и предоставить участнику круиза все связанные с этим услуги (морская перевозка, питание, бытовое и экскурсионное обслуживание и тому подобное), а другая сторона - участник круиза обязуется уплатить за это установленную плату.

    Доказательством наличия договора морского круиза является именная путевка или другой приравненный к ней документ, выданный организатором круиза.

    Участник круиза имеет право в любое время до начала морского круиза отказаться от договора морского круиза.

    В случае увеличения срока круиза в силу непредвиденных обстоятельств организатор круиза должен нести все дополнительные расходы, связанные с предоставлением услуг участнику круиза.

    Отнесение договора морского круиза к категории договоров морской перевозки обусловлено включением института договора морского круиза в более обширный институт морской перевозки в КТМУ.

    По нашему мнению, договор морского круиза вполне основательно отнесен к институту морской перевозки, поскольку именно морская перевозка участника круиза организатором круиза является объектом этого договора. Комплексный характер договора морского круиза также бесспорен. Разумеется, из этого договора могут возникать гражданские правоотношения, которые возникают из сделок, опосредствующих отношения по поводу не только морской перевозки, но также и иных услуг, предусмотренных программой круиза. Ответственность за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья участника круиза, возлагается на организатора круиза по тем же правилам, которые регулируют ответственность перевозчика в договоре морской перевозки пассажира.

    Конечно, в реальной практике торгового мореплавания отделить отношения по поводу перевозки и отношения иной правовой природы, но тесно связанные в конкретных жизненных обстоятельствах с морской перевозкой не всегда достаточно просто. Такие отношения опосредствуют коммерческую эксплуатацию морских судов и являются предметом правового регулирования для других институтов, например, института фрахтования морского судна на определенное время. В практике МЮРС было представительство интересов Украинского Дунайского пароходства против компании "WASAGA LINS SHIPPING, Ltd" (Кипр) в деле МАК № 9к/99. Кипрская компания зафрахтовала пассажирское судно "Карина" для организации морских круизных рейсов по договору от 22.04.98, однако, начиная с июня 1998 года систематически задерживала уплату фрахта. Несмотря на неоднократные требования о своевременной уплате фрахта кипрская компания задолженности не погасила, что явилось основанием для обращения с иском к ней в Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Украины о взыскании задолженности. В заседании МАК истец заявил требование о признании договора фрахтования расторгнутым. 11 января 2000 года МАК приняла решение, которым требования УДП были удовлетворены.

    Авторы: Артур Ницевич, Вячеслав Лебедев