24/7

Покупка судна

31.08.07

Сделка по покупке судна – это крупное капиталовложение, а если такая сделка носит международный характер, то к ее оформлению нужно относиться особенно внимательно. Как правило, оформлять документы купли-продажи необходимо быстро. Эти обстоятельства имеют противоречивое действие, так что без помощи квалифицированных юристов и экономистов провести подобную сделку с минимальными затратами и максимальной безопасностью невозможно в условиях, когда сделки купли-продажи судов обсуждаются, заключаются и исполняются буквально в течение нескольких дней.

Если личность продавца, как правило, известна с самого начала, то вопрос о том, кто будет выступать в роли покупателя, может иметь много вариантов решения. Несколько возрастают риски покупателя в случае продажи судна компанией, которой принадлежит только одно судно (single shipping company). В этом случае идеальным вариантом для покупателя будет, если глава компании-продавца выступит лично в качестве гаранта исполнения продавцом своих обязательств. Судно – вещь недвижимая в юридическом смысле, а вот акции – движимость. Покупка судна у single shipping company может быть произведена как покупка 100% акций компании. При выборе компании-покупателя, если есть варианты, необходимо сравнить все возможные юрисдикции по удобству флага. В контракте может быть предусмотрено, что покупатель – физическое лицо является главой компании, или что покупателем выступает «назначенная» компания, и глава компании гарантирует исполнение обязательств назначенной компанией. После назначения (номинирования) компании необходимо подписать приложение, чтобы назначенная компания выступала стороной контракта купли-продажи.

Наиболее распространенной проформой контракта купли-продажи судна является Норвежская Форма Продажи - Меморандум о соглашении (Memorandum of Agreement, или MOA) в редакции 1993 года (NSF-1993). Главный документ - купчая (Bill of Sale). Для заключения сделки также необходимо действительное свидетельство о праве собственности на судно, выданное компетентными органами государства флага; подтверждение класса, выданное не ранее чем за 72 часа до момента передачи судна; свидетельство об отсутствии зарегистрированных обременений судна; свидетельство о снятии судна с учета или письменное обязательство продавца осуществить снятие судна с учета немедленно и передать покупателю документ, подтверждающий это.

Обычно требуются также следующие документы:

  • протокол собрания акционеров, подтверждающий их согласие на заключение сделки (такой документ особо важен при продаже судна single shipping company, поскольку продажа бизнеса во многих юрисдикциях требует согласия акционеров);
  • действующая справка о состоянии юридического лица, подтверждающая его инкорпорацию;
  • справка о составе дирекции юридического лица;
  • доверенность на имя представителя, если сделка будет заключать через представителя.

Документы должны быть заверены нотариально и легализованы.

Обыкновенно по подписании Меморандума о соглашении покупатель перечисляет на счет условного депонирования на имя продавца и покупателя задаток в сумме 10% от стоимости контракта. В связи с активизацией борьбы с отмыванием денег банки иногда отказывают в открытии таких счетов, что несколько осложняет положение продавца. Для упрощения ситуации покупатель соглашается перечислить сумму задатка на счет продавца, что ухудшает положение покупателя. Для реального разрешения ситуации рекомендуется открывать счет условного депонирования как можно раньше, чтобы банк мог провести необходимые проверки, и при помощи агента эскроу, что будет дополнительным обеспечением исполнения обязательств по контракту купли-продажи.

Остальная часть цены судна должна быть выплачена после сообщения о готовности (нотиса), как правило, в течение 3 банковских дней. Срок сдачи-приемки судна (дату поставки) целесообразно увязывать с датой уплаты цены. Идеальной датой поставки является дата перечисления платежа банком плательщика (совпадение этих дат). На практике поставка обычно осуществляется, когда деньги уже находятся на счету продавца. Такая ситуация представляет собой отступление в пользу продавца.

Завершается сделка купли-продажи судна подписанием Протокола о поставке (Protocol of delivery) лицами, уполномоченными на это доверенностью. В строке 61 МОА указывается дата канцеллинга. Если судно не готово к сдаче на эту дату, покупатель может отказаться от контракта (канцеллировать его) и потребовать компенсации убытков, вызванных задержкой исполнения. Строка 254 NSF-1993 толкуется в том смысле, что убытки подлежат компенсации в случае доказанной покупателем любой формы вины продавца в неготовности судна к сдаче, что улучшает положение продавца по сравнению с английским правом, предусматривающим обязанность компенсации убытков, причиненных задержкой передачи судна, независимо от вины. В международной практике в случае простой неосторожности продавца в неготовности судна к сдаче продавец имеет право предупредить покупателя в письменной форме с указанием даты, когда судно будет готово к сдаче, и новой даты канцеллинга. По получении такого предупреждения у покупателя возникает право либо расторгнуть договор в течение 7 суток со дня получения предупреждения, либо принять новую дату канцеллинга.

В случае гибели судна до даты его поставки договор прекращается, и задаток возвращается покупателю.

Поставка судна, как правило, производится в том состоянии, в каком судно было на момент осмотра с учетом нормального износа. Таким образом, покупатель заинтересован в том, чтобы осмотр физического состояния судна был проведен в сроки возможно более близкие к дате поставки и как можно тщательнее, ведь именно покупатель впоследствии должен будет доказать все обстоятельства, характеризующие состояние судна на момент осмотра, в случае возникновения спора. В идеале протокол осмотра судна должен сопровождаться фотографиями. МОА 1993 не предусматривает обязанность продавца сообщить покупателю об известных продавцу дефектах судна, которые могут повлиять на класс или вызвать рекомендации со стороны классификационного общества. Такую обязанность продавца очень полезно предусмотреть в договоре, иначе оспорить класс судна будет практически невозможно после заключения контракта. Если упомянутая обязанность не будет предусмотрена в договоре, будет действовать правило: пусть покупатель будет бдителен.

Когда денежные средства уже находятся на счете продавца, готовятся документы, позволяющие зарегистрировать судно на имя покупателя в кратчайший срок, а кредитору покупателя оформить ипотеку. Покупка судна обычно на 70 – 80% финансируется за счет кредита. Кредит выдается под залог судна, и кредитор стремится поскорее оформить ипотеку, чтобы уменьшить свой риск.

Если документы заранее согласованы с регистрационными органами и продавца, и покупателя, оформлены надлежащим образом и своевременно представлены для регистрации судна, цель сделки купли- продажи судна достигается быстро и безболезненно. На случай возникновения споров все же необходимо предусмотреть в договоре процедуру их разрешения, то есть согласовать арбитраж. Английское право весьма развито, поэтому судовладельцами высоко ценится арбитраж в Лондоне.

Автор: Николай Мельников