24/7

Ситуация вокруг портов Крыма

29 июля 2017 г.: ru 2 26 января 2018 г.: ru 2 12 сентября 2018 г.: ru 2 всего: 13121.07.14

27 марта 2014 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по Украине, в которой призвала государства, международные организации и другие институты не признавать любое изменение статуса Крыма и Севастополя и воздержаться от любых действий, которые могут интерпретироваться как признание любых изменений этого статуса. Тем не менее, фактически правовой режим портов на Крымском полуострове претерпел значительные изменения в связи с общеизвестной ситуацией – оккупацией и аннексией части территории Украины Российской Федерацией. Таким образом, возникла довольно противоречивая юридическая ситуация, когда в одном и том же пространстве фактически действуют правовые системы двух государств, что создает очень напряженную и неоднозначную правовую среду.

 

- 15 июля готовится к публикации Указ о закрытии морских портов Крыма Украиной. Чем чревато это для судоходства - судовладельцев и моряков? Какие санкции грозят компаниям - судовладельцам и экипажам судов, которые нарушают законы? Возможны ли штрафы? Возможен ли арест моряков?

- Каждое государство принимает национальное законодательство для защиты своих интересов, будь-то правомерных, либо неправомерных. По общему мнению подавляющего большинства государств – членов ООН, интересы России в Крыму противоречат международному праву, а интересы Украины правомерны. Однако не стоит недооценивать интересы, фактические возможности, права и обязанности Российской Федерации, причем ситуация осложняется еще и тем, что Крым, пользуясь статусом субъекта РФ, который предоставлен так называемой Республике Крым и Севастополю, принимает собственное законодательство. Разве может это способствовать развитию судоходства? Однозначно, нет. Подобная ситуация чревата значительными неприятностями как для судовладельцев, так и для моряков, в особенности, капитанов судов. Неблагоприятные правовые последствия выражаются в виде санкций, как уголовного, так и административного характера. Законом "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" от 15.04.2014 Уголовный кодекс Украины дополнен ст. 332-1, а Кодекс об административной ответственности – ст. 204-2, так что возможны и аресты, и штрафы.

- Таким образом, по сути, Крым станет районом каботажного плавания? Какие последствия для региона могут быть с юридической точки зрения?

- В принципе, думается, так и произойдет. Международное судоходство в портах Крыма оказывается чрезвычайно затрудненным и практически неправомерным, во всяком случае с точки зрения Украины и международных морских организаций. Например: в соответствии с документом Международной морской организации (IMO – ИМО) «Руководство по имплементации Главы XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС" (MSC/Circ.1111) и Резолюцией MSC.159 (78) "Временное руководство по мерам контроля и соответствия для усиления безопасности на море", Договаривающееся правительство может, в обеспечение соблюдения Главы XI-2 СОЛАС, требовать чтобы суда, намеревающиеся войти в порт, предоставляли определенную информацию, связанную с безопасностью. А порт рассматривается как соответствующий требованиям Кодекса ОСПС только когда он признан ИМО как таковой. ИМО же принимает подтверждение о соответствии порта требованиям ОСПС только от соответствующего национального правительства. Как агентство ООН ИМО не примет декларацию о соответствии ОСПС в отношении любого крымского порта от российских властей, несмотря на то, что Российская Федерация уже включила крымские порты в свой список портов. Фактически же обеспечение безопасности мореплавания ложится на Российскую Федерацию как оккупирующее государство. Следовательно, являясь формально соответствующим национальным Правительством, фактически власти Украины не могут обеспечить надлежащий правопорядок в крымских портах. Фактическое обладание этими портами Российской Федерацией обязывает ее обеспечить такой правопорядок, в том числе в отношении безопасности мореплавания.

- Как же поступать морякам, если они отказываются заходить в порты Крыма, опасаясь возможных санкций, но судно, вопреки «противостоянию» экипажа, заходит в закрытый порт? Как в таком случае защитить моряков, если к ним будут применены санкции? Какие рычаги влияния есть у юристов в таких ситуациях?

- Вы совершенно правы в том, что крымские морские порты: Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта закрыты. Распоряжением Кабинета Министров Украины были закрыты и другие пункты пропуска через Государственную границу Украины (распоряжение от 30 апреля 2014 года № 424-р "О временном закрытии пунктов пропуска через государственную границу и пунктов контроля"). По предложению Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте (Укрморречинспекция) крымские порты из-за невозможности обеспечения безопасности мореплавания в их акватории были закрыты приказом Мининфраструктуры № 255 от 16.06.2014. По просьбе Мининфраструктуры и по поручению Министерства иностранных дел Украины посольство Украины в Великобритании уже предоставило информацию секретариату ИМО, ее государствам-членам и представителям иностранных компаний, аккредитованных при ИМО, о невозможности обеспечения безопасности мореплавания Украиной в портах Крыма. Таким образом, заход судна в крымский порт – это противоправное деяние. Разумеется, эффективно «противостоять» решению судовладельца о таком заходе экипажу судна очень трудно, но правовой статус капитана судна предоставляет ему право принятия окончательного решения, так что именно на него ложится наибольшая ответственность. Аналогичная ситуация складывается в портах Северного Кипра Фамагуста и Кириния на территории, оккупированной Турцией. Капитан или владелец судна, которое прибывает и отходит из закрытого порта, либо заходит в закрытый порт, либо в нарушение правил останавливается там, считается виновным в правонарушении и подлежит заключению на срок не свыше двух лет, либо штрафу (ныне - не выше EUR 17 086). Конечно, моряк может пострадать в результате этого. Защиту его интересов следует поручать опытным и профессиональным юристам, ориентирующимся как в вопросах морского права, так и в процессуальном праве – уголовном и административном.

 

Опубликовано в Seafarer\'s Journal.

Автор: