Страхование яхт по-английски
Не секрет, что яхта — это ценное приобретение, которое требует больших затрат на содержание и обслуживание. Вполне естественным представляется желание владельцев защитить столь дорогое имущество от различных рисков. Одним из наиболее целесообразных способов такой защиты является страхование яхты, ставшее полноценным элементом культуры яхтинга.
При страховании нужно обращать внимание на условия страхования, цену услуг и репутацию компании, а также наличие разветвлённой сети представительств по всему миру, чтобы обеспечить страховое покрытие в любом регионе мира. Если яхта куплена в кредит, банк может самостоятельно определить страховщика, хотя может и принять выбор клиента, если у последнего есть особые предпочтения и мотивы.
После выбора страховщика, подаётся заявление и минимальный необходимый пакет документов. Затем страховщик оценивает потенциальный риск (технические характеристики яхты, возраст, стоимость, тип яхты, флаг яхты, районы навигации и пр.), может осмотреть яхту, определяет размер страховой премии и франшизу, составляет проект страхового полиса.
Оплата страховой премии и оформление страхового полиса происходят после согласования сторонами всех условий.
Основными видами страхования являются следующие два:
- Hull&Machinery (H&M) — страхование корпуса и оборудования/материалов, включая двигатель, тендер яхты, но исключая деньги, драгоценности, предметы искусства.
- Third Party Liability (TPL) — страхование гражданской ответственности судовладельца перед третьими лицами.
H&M страхование бывает следующих разновидностей:
- страхование полной гибели (total loss) и повреждений;
- страхование только повреждений;
- страхование только полной гибели.
TPL страхование включает в себя страхование ответственности судовладельца за вред, причиненный третьим лицам и/или их имуществу, окружающей среде, а также жизни или здоровью человека.
TPL является очень важным элементом страхования, так как для захода практически в любой европейский порт требуется наличие TPL покрытия, иначе яхте может быть отказано в судозаходе.
На практике, при страховании прогулочных яхт, оба вида покрытия H&M и TPL, обычно, объединяются в одном полисе и страхуются одним страховщиком.
Бывают случаи, когда выгоднее осуществить H&M страхование у одного страховщика, а TPL страхование — у другого. Например, если страховая компания не имеет представителей в портах определённого региона, где планируется эксплуатация яхты. Это имеет особую важность для страхования ответственности. Такая опция выгодна также в тех случаях, когда ввиду большой стоимости яхты один страховщик не готов взять на себя ответственность за полную стоимость, в этом случае корпус страхуется в одной страховой компании, а ответственность в P&I клубе.
Европейские страховщики зачастую руководствуются английскими правилами страхования — «Оговорки о страховании яхт Института лондонских страховщиков» (Institute Yacht Clauses Cl. 328 (1.11.85). В отдельных случаях страховщики применяют свои специальные исключения/дополнения к базовым правилам.
Рассмотрим подробнее, что и как страхуется по Institute yacht clauses.
ЧТО ЗАСТРАХОВАНО?
Судно (яхта), состоящее из: корпуса, машин и механизмов, шлюпок, устройств и оборудования, являющихся неотъемлемой частью судна.
ГДЕ ЗАСТРАХОВАНО?
Когда яхта на ходу: в открытом море и внутренних водах; в порту, доке, местах стоянки, швартовки; на понтонах; при стоянке на твёрдом или жидком грунте; в месте хранения на берегу, включая подъём и спуск на воду.
Когда яхта в отстое: при подъёме или транспортировке (буксировке) и спуске на воду; при передвижении на верфи или у места стоянки; при демонтаже, разборке, установке оборудования, плановом или капитальном ремонте; при проведении сюрвейерского осмотра (включая постановку и вывод из дока, периоды стоянки на приколе на плаву или при буксировке в другое место, но в границах порта или места отстоя судна).
ОТ ЧЕГО ЗАСТРАХОВАНО?
-
Гибель или повреждение застрахованного объекта от:
- опасностей и случайностей в морях, озёрах, реках и других судоходных водах;
- пожара;
- аварийного сброса имущества за борт;
- пиратства;
- при столкновении с доком или портовым оборудованием, наземным транспортом и летательными объектами;
- землетрясения, извержения вулкана и удара молнии.
-
Гибель или повреждения произошли не в результате отсутствия должной заботы владельца или менеджера — застраховано от:
- происшествий при погрузке, выгрузке, перемещении оборудования, механизмов, машин и топлива;
- взрывов;
- злоумышленных действий;
- кражи судна или шлюпок, навесных моторов, машинного оборудования.
-
Гибель и повреждения, исключая мотор и соединения (кроме стойки, вала или пропеллера):
- скрытых дефектов в корпусе или оборудовании, поломки валов или взрывов котлов (исключая расходы на замену или ремонт дефектных частей, сломанных валов или взорванных котлов);
- небрежности любого лица, за исключением стоимости восстановления повреждения, возникшего в результате небрежности либо нарушения контракта при проводимых за счёт Страхователя ремонта или технического обслуживания.
-
Ответственность перед третьими лицами:
- гибель или повреждение другого судна или имущества;
- причинение вреда жизни или здоровью третьих лиц;
- любая попытка или непосредственно подъём, удаление или уничтожение обломков судна;
- законные судебные издержки, понесённые Страхователем.
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РИСКОВ, например: падение подвесного мотора за борт; судовых лодок, имеющих проектную скорость свыше 17 узлов, если не оговорено иное; бегучего такелажа, если при этом не повреждены реи или не было контакта с препятствием; личного имущества; штрафных убытков, присужденных в порядке наказания; военные и забастовочные риски (войны, революции, захваты, аресты, брошенные боеприпасы и т.д.); риски воздействия радиоактивных веществ, вызванные ядерным заражением и др.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО к рассмотренным выше рискам, можно застраховать скрытые дефекты корпуса и машины, поломку узлов, взрыв котлов, военные и забастовочные риски, потери и повреждения личного имущества застрахованных лиц, а также униформы команды, являющейся собственностью владельца судна и пр.
Отдельное внимание следует уделить порядку УВЕДОМЛЕНИЯ страховщика о страховом случае/убытке. Такое уведомление должно быть направлено страховщику незамедлительно и до проведения сюрвейерского осмотра, а в случае кражи или умышленного повреждения должна быть извещена полиция.
Основываясь на опыте наших коллег из сервиса аренды яхт Sailica, еще один пункт, который стоит учесть, если Вашей яхте больше 5 лет: наличие сюрвей. Страховая компания может попросить заключение внешнего специалиста о техническом состоянии яхты и её корпуса. Для избежания дополнительных расходов, стоит уточнить о необходимости сюрвея и попросить своего брокера о проведение сюрвея вместе с регулярным осмотром и обслуживанием яхты, когда ее поднимают в верфи.
Страховщик имеет право выбора порта для постановки в док или ремонта яхты (страхователю возмещаются и дополнительные расходы по рейсу, указанному страховщиком).
Страховщик имеет право провести тендер или потребовать проведения дополнительного тендера на ремонт яхты.
Также в страховых полисах обычно детально не прописывается, кто управляет яхтой, где она базируется/хранится. Но страховщики делают специальные гарантийные оговорки (warranties), нарушение которых судовладельцем может повлечь невыплату страхового возмещения при наступлении страхового случая:
- Professional skipper/crew warranty — гарантия судовладельца, что яхтой всегда управляет лицо, которое имеет на то права, то есть профессиональный шкиппер.
- Fire fighting and safety equipment warranty — гарантия судовладельца, что яхта всегда будет должным образом оборудована необходимым противопожарным и иным оборудованием для обеспечения безопасности на яхте.
- Warranty regarding use of the subject-matter insured — гарантия судовладельца, что яхта эксплуатируется только в личных целях.
- Licences, permits and compliance with laws warranty — гарантия судовладельца, что во время эксплуатации на борту яхты есть все документы, требуемые государством флага и международными правилами для данной яхты.
- Change of flag warranty — гарантия судовладельца, что он будет информировать страховщика о смене флага незамедлительно.
- Laid-up warranty — гарантия судовладельца, что яхта базируется в безопасном и охраняемом месте.
Владение яхтой, её использование и обслуживание — это многосторонний процесс, требующий надёжной защиты, которой можно достичь с помощью страхования. При этом следует ответственно отнестись к процессу заключения договора страхования и детально указать все желаемые условия, что вполне реально при наличии современного развитого страхового бизнеса, индивидуального подхода страховщиков к каждому клиенту и их заинтересованности в предоставлении услуг высокого качества.
- Страхование яхт по-английски2015.04.10
Не секрет, что яхта — это ценное приобретение, которое требует больших затрат на содержание и обслуживание. Вполне естес...
Новость: Государственная фискальная служба раскрыла схему нелегального ввоза в Украину яхт, передает lb.ua со ссылкой на пресс-служба вед...
- Регистрация яхт в Украине2013.03.25
Представителем нашей пресс-службы проведена беседа со специалистами Международной юридической службы (INTERLEGAL), которые занимаются регист...
- Flying under the British flag2015.02.02
Регистрация и выбор флага для яхты всегда сопряжены с рядом вопросов, возникающих у ее владельца: на кого регистрировать: на себя личн...
- Как зарегистрировать яхту?2014.06.24
Основными факторами, которые обеспечили интернационализацию современного судоходства в целом и яхтинга в частности, являются гибкая судоходн...
Яхтенный туризм за последние годы набрал большие обороты и распространение по всему миру. Индивидуальные предприниматели и&nb...
Регистрируя под «удобным» флагом и страхуя яхты, юристы Interlegal все чаще сталкиваются с запросами клиентов в отношении реж...
Обладая большим опытом в сфере обслуживания шиппинга и международной торговли, в 2004 году Международная юридическая служба Interlegal...
- Выбираем флаг для яхты2014.06.16
Международная юридическая служба Interlegal, являясь ведущей юридической фирмой Украины в вопросах регистрации под «удобным» флагом и страхо...
- Как выбрать флаг для яхты2014.03.10
В рамках динамично развивающегося крупного торгового судоходства, развитие спроса и предложения в яхтенном бизнесе также очевидно. Увеличива...