24/7

Таможенный контроль за перемещением товаров, транспортных средств и припасов в Украине

6 сентября : ru 3 11 сентября : ru 3 8 сентября : ru 2 всего: 3925.08.17

Вопросы осуществления таможенного контроля за перемещением товаров, транспортных средств и припасов через государственную границу и объема полномочий таможенных органов в этой связи возникают для многих участников транспортной цепочки: судовых агентов, экспедиторов, ремонтных и транспортных предприятий, таможенных складов и таможенных брокеров. В настоящей статье сделан обзор регулирования этих вопросов в Украине.

Вопросы таможенного дела регулируются в Украине Таможенным кодексом Украины (далее – ТК), законами в сфере государственного таможенного дела, международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также подзаконными нормативно-правовыми актами, принятыми на основании и во исполнение ТК и таких законов.

Таможенный контроль - это совокупность мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения соблюдения норм Таможенного кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственного таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке (пункт 24 статьи 4 ТК).

Таможенный контроль осуществляется исключительно органами доходов и сборов согласно этому Кодексу и другим законам Украины (часть 2 статьи 318 ТК).

Товары, транспортные средства коммерческого назначения находятся под таможенным контролем с момента его начала и до окончания согласно заявленному таможенному режиму. В случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, транспортных средств коммерческого назначения таможенный контроль начинается с момента пересечения ими таможенной границы Украины (части 1 и 2 статьи 321 ТК).

При этом, законодательством определен ограниченный список форм таможенного контроля, который не подлежит расширительному толкованию. Осуществление этих форм таможенного контроля строго регламентировано законодательством.

В частности, таможенный контроль осуществляется непосредственно должностными лицами органов доходов и сборов путем:

1) проверки документов и сведений, которые в соответствии со статьей 335 ТК предоставляются органам доходов и сборов во время перемещения товаров, транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу Украины;

2) таможенного осмотра (осмотра и повторного осмотра товаров, транспортных средств коммерческого назначения, осмотра и повторного осмотра ручной клади и багажа, личного досмотра граждан);

3) учета товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые перемещаются через таможенную границу Украины;

4) устного опроса граждан и должностных лиц предприятий;

5) осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где находятся товары, транспортные средства коммерческого назначения, которые подлежат таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на органы доходов и сборов;

6) проверки учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины и/или находящихся под таможенным контролем;

7) проведения документальных проверок соблюдения требований законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, в том числе своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей;

8) направления запросов в другие государственные органы, учреждения и организации, уполномоченные органы иностранных государств для установления подлинности документов, поданных органу доходов и сборов (статья 336 ТК).

Для осуществления таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины создаются зоны таможенного контроля. Таможенный контроль на морском транспорте осуществляется только в зонах таможенного контроля, созданных и действующих на территориях морских портов.

 

Отдельные формы таможенного контроля

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, как одна из форм таможенного контроля, строго регламентирован законодательством. Он проводится на основании решения руководителя таможенного подразделения.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2012 г. № 467 утвержден исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых может проводиться осмотр (повторный осмотр) товаров, транспортных средств коммерческого назначения таможенными органами Украины.

Объем осмотра определяется исходя из рисков, установленных по результатам применения системы управления рисками, а если риски в отношении конкретных товаров не указаны, то по решению руководителя подразделения таможенного оформления или лица, которое выполняет его обязанности, допускается осмотр всех наименований перемещаемой товарной партии (пункт 2.1 раздела ІІІ Порядка проведения осмотра (повторного осмотра) товаров, транспортных средств коммерческого назначения).

По результатам проведения осмотра (повторного осмотра) составляется акт, один экземпляр которого вручается лицу товары, транспортные средства которого осматривались.

Осмотр территорий и помещений – еще одна форма таможенного контроля, которая осуществляется по письменному решению руководителя таможенного органа на основаниях, прямо предусмотренных законом, перечень которых является исчерпывающим.

В частности, осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, территорий свободных таможенных зон и иных мест, где находятся товары, транспортные средства коммерческого назначения, которые подлежат таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на органы доходов и сборов (кроме жилья граждан), может осуществляться должностными лицами органа доходов и сборов по письменному решению руководителя этого органа или лица, исполняющего его обязанности, с целью:

1) проверки законности ввоза товаров, транспортных средств коммерческого назначения на таможенную территорию Украины, соблюдения порядка их ввоза, а также правильности начисления и полноты уплаты таможенных платежей;

2) проверки соответствия фактического количества ввезенных товаров, транспортных средств коммерческого назначения сведениям, заявленным в таможенной декларации;

3) проверки соблюдения установленных этим Кодексом и другими законами Украины правил осуществления деятельности, контроль за которой возложен на органы доходов и сборов (часть 1 статьи 343 ТК).

Осмотр проводится после предъявления лицу, во владении (пользовании) которого находится территория, соответствующего решения об осмотре и служебного удостоверения должностного лица органа доходов и сборов (часть 2 статьи 343 ТК).

По результатам проведения осмотра должен быть составлен акт, один экземпляр которого передается лицу, во владении (пользовании) которого находится территория или помещение, где проводился осмотр.

Таможенный контроль за перемещением припасов

К действующему законодательству Украины, регулирующему вопросы, связанные с припасами на морских судах, относится Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которая вступила в силу для Украины 15.09.2011 г., и Таможенный кодекс Украины.

В частности, в специальном приложении J Международной конвенции и главе 34 Таможенного кодекса Украины содержатся правовые нормы, которыми урегулирован вопрос ввоза, вывоза, хранения, поставки, потребления припасов на морском судне.

Таможенная служба разрешает выдачу припасов, находящихся на борту, для потребления во время пребывания морского (речного) судна на таможенной территории в таком количестве, которое признается таможенной службой обоснованным с точки зрения численности пассажиров и членов экипажа, а также продолжительности пребывания морского (речного) судна на таможенной территории (подпункт 10 пункта «С» раздела 4 приложения J Международной конвенции).

Таможенная служба должна разрешить выдачу припасов, находящихся на борту, для потребления членами экипажа во время ремонта морского (речного) судна в доке или на верфи при условии, что продолжительность его пребывания в доке или на верфи признана обоснованной (согласно подпункту 11 пункта «С» раздела 4 приложения J Международной конвенции).

Морским (речным) и воздушным судам, отходящим в конечный пункт назначения за рубежом, разрешается принимать на борт с освобождением от пошлин и налогов:

а) припасы в количестве, которые таможенная служба считает обоснованным с точки зрения численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса или полета, а также количества таких припасов, уже имеющихся на борту;

b) припасы для потребления, необходимые для обеспечения их эксплуатации и технического обслуживания, в количестве, признанном обоснованным, для эксплуатации и технического обслуживания во время рейса или полета, а также с учетом количества таких припасов, уже имеющихся на борту (подпункт 15 пункта «С» раздела 4 приложения J Международной конвенции).

Таким образом, действующее национальное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с ввозом, вывозом, хранением, поставками, потреблением припасов на морских судах, предусматривает обязанность таможенных органов разрешить выдачу припасов, как ввозимых на таком судне на таможенную территорию Украины, так и доставленных на него во время его пребывания на таможенной территории Украины.

Разрешение на поставку припасов на морские суда предоставляет таможенная служба в количестве, признанном ею обоснованным, а пропуск припасов на морские суда осуществляется на основании товаросопроводительных документов, сведения из которых проверяются таможенными органами, в том числе путем осмотра припасов в порядке таможенного контроля. В случаях невозможности обеспечить сохранность припасов на судне они могут быть изъяты таможенными органами.

Таможенный контроль – это необходимые меры, применяемые государством с целью соблюдения законодательства и недопущения пересечения границы контрабандными товарами или транспортными средствами с нарушением таможенного режима и другого регулирования. Это действенный инструмент государства, который, при этом, строго регламентирован законом. При должном знании и понимании механизма работы такого инструмента, можно избежать неконтролируемых и непредвиденных ситуаций и разрешить возникшие проблемы в правовом русле. При возникновении сомнений и двойственной трактовки норм закона целесообразно обратиться к адвокату, который оперативно разъяснит положения закона и даст необходимые рекомендации для скорейшего разрешения ситуации.

 

Опубликовано в журнале "Транспорт"

Авторы: Карина Горовая, Михаил Селиванов