24/7

Проблема неплатежей за оказанные услуги

21 апреля 2021 г.: ru 4 7 сентября 2017 г.: ru 1 22 апреля 2021 г.: ru 1 всего: 729.01.04

Оказанная услуга ничего не стоит - мудрость, которая регулярно подтверждается на практике. Порой крайне сложно, а иногда и вовсе невозможно, получить положенную оплату за оказанные услуги. При этом практика во многих областях бизнеса предполагает оказание услуг "в кредит".

Первое, что можно порекомендовать для того, чтобы обезопасить себя - наладить систему документооборота на своем предприятии. От клиента необходимо письменно получать, как минимум: заявку на услугу, подтверждение цены и объема услуг, подтверждение оказание услуги. Все эти документы составят будущую "доказательную базу".

Также необходимо заключать письменный договор с каждым клиентом. Имеется в виду не коротенький договор ("лишь бы было для налоговой"), а документ, описывающий подлинные договоренности сторон. Здесь хочется отметить, что не надо бояться писать объемный договор. Чем детальнее прописаны действия сторон и особенно последствия этих действий - тем лучше. При этом необходимо избегать громоздких и вычурных формулировок. Договор должен точно и полно отобразить достигнутые договоренности. Нельзя оставлять что-то "между строк" или что-то подразумевать, при этом отображая на бумаге иное. Да и незачем - существуют реальные законные механизмы отображения любых договоренностей и процедур, установленных сторонами. Нужно только серьезно и профессионально к этому подойти.

Очевидно, что если бы еще на стадии переговоров стороны обсудили весь спектр условий будущих отношений между ними и процедуры их реализации, а также закрепили достигнутые договоренности в соглашении, то многих проблем удалось бы избежать. Возможно, что некоторые договора при таком детальном подходе не были бы заключены, но лучше не заключить договор вообще, чем делать работу ради самой работы, а потом тратить время и средства на решение конфликтов друг с другом.

Крайне важно в договоре должным образом указать арбитражную оговорку, т.е. место и порядок рассмотрения споров между сторонами. Необходимо помнить, что в Украине наряду с системой хозяйственных судов существует Международный коммерческий арбитражный суд [1], принят закон "О третейских судах" [2], и стороны имеют определенную широту действий в этом аспекте.

Естественно, что не всегда возможно обсуждать и подписывать договор. В этом случае можно порекомендовать разработать единые "Правила оказания услуг" и затем ссылаться на них. Главное, чтобы в Заявке или в ином аналогичном документе клиент указал, что согласен с этими правилами.

Перед заключением Договора или принятием Заявки к исполнению весьма полезно навести справки об этом клиенте (потенциальном плательщике).

Due diligence [3] - так давно называют проверку "благонадежности" контрагента. Эту услугу оказывает ряд фирм, в т.ч. и ИКК "Веритас". В течение 2-4 рабочих дней можно получить информацию относительно потенциального партнера: данные об официальной государственной регистрации, составе руководящего органа, об основных фондах и денежных средствах на банковских счетах, о финансовых показателях предприятия за последний отчетный период, сведения о связанных лицах и т.д.

Конечно же, стопроцентную гарантию может дать только страховой полис. Нетленная мудрость, которая как нельзя лучше подходит к данному случаю. Риск неплатежа можно застраховать. К сожалению, украинский страховой рынок все еще далек от совершенства, но существует достаточное количество международных страховых компаний, работающих по рискам данной категории. Естественно, что страховая компания выдвинет ряд требований по организации документооборота и технологического процесса, но выполнение этих требований пойдет только на пользу.

Если же факт неплатежа состоялся, и нет никаких надежд на добровольное исполнение клиентом своих обязательств, то необходимо вспомнить об арбитражной оговорке, включенной в Договор или типовые Правила, и обратиться к юристу для составления искового заявления.

Устоявшиеся процессуальные правила судебных разбирательств основываются на базовом принципе предъявления исков к ответчику по его местонахождению. Как уже указывалось, подсудность может быть изменена соглашением сторон, о чем недвусмысленно должно быть указано в договоре между ними (договорная подсудность).

В заключении необходимо указать, что вынесение судебного (арбитражного) решения в пользу истца еще не означает автоматическое получение им суммы иска. Это решение необходимо исполнить, и с этим зачастую также связано много проблем. Данная тема заслуживает отдельного подробного освещения.

Здесь же хотим указать, что существует ряд международных консалтинговых компаний, работающих по взысканию подтвержденных долгов на принципе "no cure - no pay" (нет результата - нет оплаты). Вознаграждение таких компаний, обычно выше, чем гонорар за обычное сопровождение дела, но он выплачивается только в случае взыскания средств с должника.

Автор: