24/7

Второй реестр судов в Украине

13 февраля 2017 г.: ru 3 8 февраля 2017 г.: ru 2 2 марта 2017 г.: ru 2 всего: 82207.05.14

В Украине вопрос о введении международного реестра судов дискутируется примерно с 2001 года. Было даже разработано несколько вариантов законопроекта о международном реестре судов. Однако, к сожалению, Закон до сих пор не принят. В связи с этим представляется актуальным исследование юридических аспектов международной регистрации морских судов в связи с вопросами безопасности мореплавания. Наша юридическая фирма всегда была за борьбу со стереотипами и за выявление и поддержку объективного подхода к тем или иным реалиям. Разве интересно говорить только о словах? Но даже если говорить о словах, то «удобство» – это скорее хорошо, чем плохо. То же относится и к понятию удобного флага.

 

По некоторым оценкам, введение международной регистрации судов способствовало концентрации флота под национальным флагом: в Дании на 97%, в Турции - 84%, в Португалии - 83%, во Франции – 81% и в Италии - 70 %. Вторые, или международные, регистры в большинстве стран предоставляют судовладельцам различные виды налоговых льгот. Да, вряд ли это плохо. Для судовладельца – однозначно хорошо, и для страны это хорошо, поскольку главное ведь - денежные поступления, так сказать, денежная масса, а не сила налогового давления на налогоплательщика. Например, тоннажный налог (tonnage tax) в качестве альтернативы корпоративному налогу впервые был введен в Греции в 1957 году, и с тех пор получил распространение во многих европейских странах, а  также в США, Южной Корее, Китае, Индии и др. Особо интересен аналогичный налог в Российской Федерации, введенный в 2005 году в связи с созданием Российского международного реестра судов (РМРС)

 

Более того, одним из направлений развития судоходной отрасли в Украине является неизбежное введение второго или международного реестра, который позволял бы поднимать флаг Украины, не менее удобный, чем классические «удобные» флаги оффшорных стран открытой регистрации судов, что откроет возможность объединить преимущества, характерные для классических регистров «удобного» флага и национальных регистров. Это сохранит реальную связь между судном и государством флага, юридически обязательную в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС).

 

Можно учесть уроки, которые извлечены Россией за годы функционирования РМРС. Думается, что наша ситуация способствует этому, поскольку у России связаны руки тем, что она является членом Конвенции Организации Объединенных Наций об условиях регистрации судов, подписанной в Женеве 07.02.1986. Эта Конвенция в силу не вступила и вряд ли когда-либо вступит, поскольку вводит очень жесткий порядок регистрации, то есть условия государственной регистрации по этой Конвенции отнюдь нельзя назвать удобными. Долгое время в соответствии с международным обычаем страна должна была придерживаться норм подписанного ею международного договора, даже если тот в силу не вступил, во всяком случае - не предпринимать никаких действий, которые сделали бы затруднительным или невозможным исполнение договора после его вступления в силу. В настоящее время в этом отношении действует ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.

 

В соответствии с нормами, закрепленными в ЮНКЛОС, Украина имеет гораздо большую свободу маневра. Главное для успешности международного регистра – чтобы он был действительно международным, в отличие от РМРС, который скорее только называется международным. В таком реестре должны регистрироваться суда, которыми владеют иностранцы – граждане других государств и юридические лица, зарегистрированные в других юрисдикциях. Международный регистр должен предусматривать временную регистрацию, технический надзор за судами всеми классификационными обществами – членами МАКО. В то же время должна быть предусмотрена норма о минимальном сроке регистрации – лет 5 – 10. При исключении судна из Регистра до истечения этого срока все льготы должны быть утрачены судовладельцем с момента включения в Регистр. А льготы эти должны быть достаточно значительными, например, по уплате НДС и импортной пошлины.

 

 Разумеется, суда, зарегистрированные в Международном реестре, как и все суда под флагом Украины, должны иметь право работать в каботаже. Не следует ограничивать возраст судов, подлежащих регистрации в Международном реестре. Ведь современная система контроля судов со стороны государства порта приобрела столь универсальный характер, что субстандартное судоходство будет сокращаться из простых соображений здравого смысла.

 

Процедура регистрации судов в Международном реестре должна быть простой и понятной, предусматривать возможность регистрации обременений. Следует ввести возможно более широкую свободу для национальности членов экипажа судна.

 

Даже весьма ограниченный по льготам РМРС оказался довольно успешным. Сфера отношений по поводу регистрации морских судов очень чувствительна. Пусть и небольшие, льготы уже станут фактором привлечения судов под флаг Украины. Конечно, серьезное значение имеет удобство пользования Регистром в прямом смысле, то есть он должен быть единым и доступным в электронной форме.

 

Наконец, необходимо подробно ознакомиться с работой достаточно успешных судовых реестров в соседних Молдове и Грузии.       

 

Пока настоящий материал готовился к опубликованию, произошли чрезвычайно важные события, которые могут определить повестку дня на месяцы или даже годы. Крымский полуостров в результате агрессии Российской Федерации оказался оккупированным и присоединенным к территории этой страны. Россия уже начинает хозяйничать на территории Крыма как на своей. В частности, Минэкономразвития РФ внесло законопроект о создании морского агентства Крыма и отельного судового реестра при нем.

 

Планирующийся Международный реестр судов Морского агентства Крыма создается с целью предоставления судам российского флага на условиях, которые могли бы конкурировать по крайней мере с условиями РМРС, во всяком случае в отношении возраста судов, подлежащих регистрации. Предполагается, что этот крымский реестр будет позволять регистрацию 25-летних судов. Для собственников зарегистрированных в нем судов будет предусмотрено освобождение от транспортного налога и налога на имущество,  льготы по налогам на прибыль и на добавленную стоимость, а также освобождение от страховых платежей, начисляющихся на заработную плату членов судового экипажа. Правда, многие исследователи выражают сомнения в целесообразности и жизнеспособности этого судового реестра, удобство которого представляется, действительно, довольно сомнительным и далеким от условий настоящих открытых международных судовых реестров в офшорных юрисдикциях. Однако нельзя не заметить насколько дальше продвинулось регулирование отношений по поводу регистрации судов в России, чем в Украине, которая по-прежнему уповает лишь на свой потенциал.

 

Опубликовано в журнале "Порты Украины".

Автор: