24/7

Выбираем флаг для яхты

16.06.14

Международная юридическая служба Interlegal, являясь ведущей юридической фирмой Украины в вопросах регистрации под «удобным» флагом и страхования яхт, рассматривает наиболее актуальные вопросы в отношении регистрации прогулочных яхт.

 

Что под собой подразумевает «регистрация яхты»? Регистрация яхты – это условие приобретения яхтой национальной принадлежности и права плавания под флагом определенного государства.

У собственников яхт может возникнуть вопрос: регистрация – это право или обязанность собственника?

Необходимо отметить, что в международном морском праве отсутствуют правовые нормы, прямо указывающие на необходимость регистрации яхты. Теоретически яхта может быть незарегистрированной ни в одном судовом реестре и не иметь государственной принадлежности.

Такая яхта не может быть автоматически признана пиратской или виновной, однако эта яхта не будет чувствовать себя спокойно даже в открытом море. Отсутствие государственного флага на мачте сигнализирует о том, что ни одно государство мирового сообщества не контролирует данную яхту. Эта яхта будет находиться фактически вне закона на основании ст.ст. 90 – 92 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС).

Поэтому, ответ на поставленный выше вопрос может быть единственный: регистрировать яхту, как по международным нормам, так и в соответствии с национальными, — обязательно.

Например, в Украине Кодексом об административных правонарушениях предусматривается ответственность за выпуск в плавание маломерных судов, не зарегистрированных в установленном порядке (ч.2 ст.116-1). Очевидно, что незарегистрированная яхта — это источник проблем.

Выбор флага для яхты несомненно заключается в изучении комплекса вопросов: начиная от репутации и престижности того или иного флага и заканчивая стоимостью поддержания регистрации. В мире супер-яхт, например, ведущее место занимает британский торговый флаг во всех его вариациях: Англия, Джерси, Гернси и пр. В США популярен флаг Маршалловых островов, но в Европе он не имеет большого распространения. Также в последнее время определенную популярность приобрел флаг Мальты.

Остановимся на нескольких ключевых вопросах о регистрации яхт, ответы на которые имеют практическое значение для каждого собственника.

 

Существуют ли какие-либо требования по документам при регистрации яхты?

Да, существуют. Любой судовой реестр потребует, в первую очередь, документ, подтверждающий право собственности на яхту. Таким документом, обычно, является строительный сертификат (Builder’s certificate) или купчая (Bill of sale). Если яхта уже была зарегистрирована в каком-либо другом реестре, то потребуется также сертификат об исключении яхты из предыдущего реестра (Deletion certificate).

Перечень необходимых документов будет варьироваться в зависимости от конкретного флага, размерений и тоннажа яхты.

Например, для регистрации прогулочной яхты под флагом острова Джерси или Мальты необходимо дополнительно предоставить тоннажный сертификат. Тоннажный сертификат должен быть издан  классификационным обществом, признанным соответствующим реестром.

С другой стороны, для регистрации прогулочной яхты в Панаме не нужно предоставлять никакие дополнительные документы, кроме стандартных - строительного сертификата или купчей и сертификата об исключении яхты из предыдущего реестра, если яхта неновая.

Предусмотрены ли ежегодные регистрационные сборы для поддержания регистрации яхты в конкретном реестре?

Да, предусмотрены. Например, в Панаме срок регистрации яхты составляет 2 года, поэтому сбор за поддержание регистрации необходимо будет оплачивать раз в 2 года. В Джерси срок регистрации яхты более продолжительный - 10 лет, а вот на Мальте, наоборот, условия более жесткие – сбор необходимо оплачивать ежегодно.

 

Необходимо ли проводить сюрвейерский осмотр яхты перед регистрацией?

Условия регистрации некоторых реестров, например Англии, предписывают, что для регистрации любых яхт, как прогулочных, так и коммерческих, необходимо провести предварительный сюрвейерский осмотр.

В Панаме правила регистрации более лояльные – проводить сюрвейерский осмотр и предоставлять свидетельство об осмотре (certificate of survey) не нужно.

Как мы упоминали выше,  для регистрации яхты под флагом Джерси или Мальты необходим тоннажный сертификат. А тоннажный сертификат, обычно, издается, в результате проведения сюрвейерского осмотра яхты. Тем не менее, практика знает случаи, когда тоннажный сертификат оформлялся на основании технической документации, без фактического проведения сюрвейерского осмотра. 

 

Могут ли быть ограничения по собственнику яхты?

Несомненно, такие ограничения могут иметь место. Как известно, современные судовые реестры делятся на два типа: национальный («закрытый») и международный («открытый»).

Основное отличие между национальным и международным реестрами состоит в следующем:

собственником яхты, зарегистрированной в национальном реестре, может быть только физическое лицо - гражданин либо юридическое лицо, зарегистрированное в государстве флага,  а
собственником яхты, зарегистрированной в международном реестре, может быть либо любое физическое/юридическое лицо, независимо от национальности, либо лицо из ограниченного перечня регионов.

Например, в Республике Панама собственником яхты, зарегистрированной под панамским флагом, может быть любое физическое/юридическое лицо независимо от национальности. Собственником яхты, зарегистрированной в Джерси, может быть любое физическое/юридическое лицо, зарегистрированное в Британском содружестве (например, Англия, Белиз, Британские Виргинские острова и др.) или ЕС.

 

Существуют ли ограничения в отношении национальности капитана и членов экипажа?

Регистрируя яхту под «удобным» флагом, собственники зачастую не сталкиваются с какими-либо ограничениями относительно национальности капитана и экипажа яхты. Выбор экипажа контролируется исключительно собственником.  Поэтому капитан и экипаж могут быть любой национальности, главное, чтобы они обладали квалификационными документами и имели соответствующие полномочия от собственника на управление яхтой (например, имели специальную доверенность).

«Смешанная» система применяется, например, в Дании, где предусмотрены требования по национальности только для капитана. Так, капитан яхты под датским флагом должен быть гражданином Дании.

 

Несомненно, перечень рассмотренных нами вопросов не является исчерпывающим. Как национальное законодательство Украины, так и иностранные законы, меняются каждый год. В силу вступают различные изменения к действующим порядкам регистрации. Специалисты нашей фирмы, оказывая высокий уровень сервиса в вопросах регистрации яхт под «удобным» флагом, всегда готовы помочь разобраться во всех нюансах и выбрать флаг для яхты. 

Статья опубликована в журнале "Порты Украины".

Автор: Кирина Ряшенцева