24/7

Зачем ТЭО или как международные эксперты помогают украинской инфраструктуре?

24 октября : ru 10 26 октября : ru 2 28 ноября : ru 2 всего: 2224.10.18

В среду, 19 сентября 2018 г. в Киеве International Finance Corporation (IFC) провела конференцию для потенциальных участников предстоящих конкурсов по выбору концессионера госстивидоров «Ольвия» и «Херсон». Для того чтобы ознакомиться с презентацией ТЭО проектов в Киев прибыли представители более 25 украинских и зарубежных компаний (США, Китай, Франция, Швейцария, Великобритания, Япония, Турция, Катар, Корея).  


Цель конференции – убедить потенциальных инвесторов в перспективности участия в конкурсе на получение концессии, помочь им разобраться в различных нюансах проектов и украинского рынка вообще, по возможности ответить на возникшие у них вопросы.


Потенциальный концессионер порта – это крупный трейдер (в случае Украины – главным образом зернотрейдер), заинтересованный в наличии собственных перегрузочных мощностей в своей логистической цепочке. Также это может быть портовый оператор, обладающий большим опытом в этой деятельности, собственным логистическим комплексом и множеством надежных партнеров из числа тех же трейдеров или перевозчиков. Третий вариант - перевозчик, обычно линейный, имеющий постоянные грузопотоки и желающий встроить в свою логистическую цепочку портовый терминал.


27 ноября прошлого года Администрация морских портов Украины и Европейский банк реконструкции и развития подписали договор о финансировании разработки технико-экономического обоснования проектов концессии ГП «Херсонский морской торговый порт» и ГП «Стивидорная компания «Ольвия».

Немного ранее в Киеве был подписан меморандум о взаимопонимании между МИУ и IFC, что стало для IFC первым в Украине консультативным проектом по развитию государственно-частного партнерства. Конференция стала завершением многомесячного проекта по подготовке ТЭО двух государственных стивидоров. 

Средства на подготовку проекта давал Европейский банк реконструкции и развития. А в международный консорциум экспертов в итоге вошли Castalia, Maritime & Transport Business Solutions (MTBS), Tebodin Consultants and Engineers (Tebodin), Gide Loyrette Nouel (Gide), и Ernst & Young Ukraine. Международные консультанты MTBS участвовали в проекте под брендом MTBS-Ukraine совместно с международной юридической службой Interlegal.

За время подготовки проекта десятки украинских и даже порой иностранных инвесторов задавались вопросом «Зачем вообще нужно ТЭО проекта, ведь выиграв концессионный конкурс, оператор всё равно будет проводить свой анализ и ориентироваться на свои данные»? 

Конечно, будет. Но ему ведь надо на что-то опираться, ему необходимо для начала просто знать, во что именно он ввязывается, на что собирается тратить свои деньги, и немалые. Именно такова цель привлечения международных консультантов. Не будете же Вы покупать, скажем, автомобиль, основываясь на рекомендации продавца или брокера? Вы спросите мнение авторитетного и, главное, независимого эксперта. В нашем случае работа международного консорциума оплачивалась отнюдь не «продавцами», а об авторитетности тех же Ernst & Young или MTBS и говорить не надо.
Но обо всём по порядку.

Что такое ТЭО?

Это комплекс информационно-аналитических материалов с обоснованием целесообразности создания проекта, всесторонне охватывающий весь процесс на всех его этапах, включая конечный этап – функционирования готового проекта.

Из чего состоит исследование?

В конечный вариант исследования, которое будет представлено шорт-листу потенциальных концессионеров, входят следующие блоки:
- Юридический анализ, где перечислены нормы действующего законодательства, оказывающие непосредственное влияние на проект.
- Финансовый анализ – прогноз необходимых вложений, сроков окупаемости и ожидаемой прибыли проекта, описание предлагаемой финансовой модели проекта.
- Маркетинговый анализ – описание ситуации на локальном и глобальном рынках, расчет реакции рынка на проект и соответственно поведения инвестора, обоснование финансовых прогнозов и финансовой модели.
- Социальный анализ, который дает сведения о численности и квалификации существующего персонала, местном рынке труда, позиции профсоюзов, действующем законодательстве в социальной сфере и ожидаемых трудозатратах.
- Экологический анализ, предоставляющий перечень действующих нормативных требований, с которыми придется считаться как в процессе строительства, так и работы проекта.

И зачем нужно такое детальное ТЭО?

У инвестора будет всего 60 дней для принятия решения об инвестировании в объект инфраструктуры, согласно положению п. 4 ст. 8 действующего Закона Украины о концессиях. За такое короткое время физически невозможно провести и качественный анализ грузопотоков, финансов, юридических механизмов и конкурентной среды, а значит, инвесторам приходится полагаться на репутацию участников международного консорциума, которые гарантируют правильность исходных данных и сокращают время для инвесторов на подготовку к конкурсу.

А что дальше?

Дальше – официальное объявление тендера, торги, объявление победителя, заключение необходимых договоров. И долгая, упорная работа по осуществлению планов, превращению вложенных средств в конкретные перегрузочные мощности в виде новых складских площадей, техники  и, конечно же, новых технологий, современных систем управления и обучения персонала. Всего того, что должно в дальнейшем обернуться новыми грузопотоками, новыми партнерами, возвратом вложенных средств с немалой прибылью, взлетом отчислений в бюджеты всех уровней и ростом рабочих мест и зарплат. Конечно же, это все в идеале. Но, как говорится, кто не рискует… 


О привлечении инвесторов, прямых иностранных инвестициях и концессии говорилось много и долго, и только сейчас забрезжил свет в конце этого тоннеля – и в нем немалая заслуга действующей команды Министерства инфраструктуры, и в частности самого министра. 

Журнал "Транспорт" (№10, октябрь 2018)

 

Автор: Артур Ницевич