24/7

БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ, ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОХРАНА НА МОРЕ

18.04.08

09 апреля 2008 года ЗАО «Региональное Управление в Украине Российского Морского Регистра Судоходства», Морской Институт Украины и ЮФ «Международная юридическая служба» провели первый семинар из цикла «БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ, ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОХРАНА НА МОРЕ», запланированные к проведению на 2008-2009 гг.

 

Семинар «Морские происшествия» проходил в конференц-зале РУ в Украине Российского Морского Регистра Судоходства. На семинаре присутствовало более 60 делегатов.

 

Круглый стол открыл приветственной речью директор РУ РМРС в Украине Любченко Виктор Ильич, который подчеркнул важность и необходимость подобных событий.  

 

Представители государственных и частных организаций по безопасности мореплавания, защите окружающей среды, капитаны портов, госморинспекция, члены Морского института Украины, представители Ассоциаций УкрПорт и АМАУ, морские юристы, морские агентства, экспедиторы, сюрвейеры, руководители предприятий морского транспорта, юридических департаментов предприятий морского транспорта и представители СМИ собрались для того, чтобы обсудить горячую тему – морские происшествия, проиллюстрированную на примере Керченских событий ноября 2007 г.

 

Семинар вели председатели:

Партнер Международной юридической службы – Ницевич Артур Александрович,

Почетный секретарь Морского Института Украины, заведующий кафедрой безопасности мореплавания ОНМА Торский Владимир Георгиевич.  

 

Генеральный директор МИБ Егоров Г.В. представил по Керченской трагедии исчерпывающий доклад, а также проинформировал аудиторию по проведению дистанционной спасательной операции т/к «Волгонефть-139». В своем докладе г-н Егоров подробно воспроизвел трагические события 11 ноября 2007 года в Керченском проливе, в результате которых погибли четыре суда смешанного река – мореплавания (ССП) возрастом от 29 до 50 лет. Докладчик подчеркнул необходимость принятия действенных мер по недопущению повторения подобных событий в будущем. Доклад директора МИБ был фундаментальным и задавал тон всему дальнейшему ходу работы круглого стола.

 

С докладом «Проблемы безопасности и выживаемости моряков при расследовании аварийного морского происшествия т/х «ВАНЕССА» в Азовском море» выступил руководитель группы экстренного медико-санитарного реагирования по спасению людей при авариях с опасными грузами на судах и в портах (ГЭМР СПАС) института, доктор мед. наук Е.П.Белобров.  

 

Рассматриваемое в докладе Белоброва АМП повлекло гибель членов экипажа т/х «Ванесса» (флаг Болгарии) 03 января 2008 года в Азовском море в условиях урагана. Поисково-спасательная операция в районе осуществлялась торговыми судами, морскими и портовыми буксирами и вертолетами. В докладе отмечено влияние на моряков опасного воздействия гидрометеорологических условий в период ночного поиска и спасания людей. Подчеркнуты критические стороны конструкционных, технико-технологических коллективных средств спасания. Разработаны практические рекомендации повышения эффективности медицинских вопросов при организации поиска и спасания, а также расследования причин аварии и гибели людей, выживаемости и оказания экстренной медицинской помощи.  

 

Валерий Чистяков, канд. тех. наук, доцент, директор по науке национальной специализированной организация по оценке транспортных опасностей груза «МОРСЕРВИС» в своем докладе акцентировал внимание аудитории на том, что при выполнении сюрвейерских работ в портах в последнее время проблемной стала ситуация с отправкой некоторых грузов, упаковка которых не соответствует требованиям предъявляемым к ней при транспортировке данного груза, также имеются проблемы с транспортировкой и упаковкой опасных грузов, грузов в контейнерах, содержимое которых трудно подвергнуть проверке, все это влияет на повышение степени рисков и влечет за собой увеличение количества аварийных ситуаций. В частнисти г-н Чистяков отметил, что «..проведение всех сюрвейерских работ в части оценивания крепления груза на судах, его надлежащего размещения и укладка в контейнерах, в обязательном порядке должно производиться по заявкам грузоотправителей сюрвейерами национальных специализированных организаций с выдачей соответствующих сертификатов и передачей их в капитанию порта или ИГПН порта.

 

Николай Мельников, партнер ЮФ «Международная юридическая служба», специалист по морскому праву докладывал о столкновении судов. Докладчик подробно остановился на предмете – столкновение, дал определение понятию - это аварийное соприкосновение двух или не¬скольких судов. Какие аварийные случаи являются столкновениями, при каких обстоятельствах произошло событие, что делать, когда столкновение произошло, действия капитана, предписываемые международными договорами. Как и где происходит оформление случаев столкновения, как решить вопрос о необходимости выбора места рассмотрения тре¬бований о возмещении убытков, т.е. о гражданской юрисдикции. И многое другое: убытки, повреждение судна и груза, отношения между судовладельцами и страховой компанией.  

 

«О роли и месте Капитана морского порта в отрасли» докладывал Арнольд Нырко - Советник по коммерческо-правовым вопросам Ассоциации УкрПорт. Г-н Нырко вновь поднял вопрос о роли и месте капитана порта в структуре порта и обеспечении безопасности мореплавания.  

 

С докладом «Классификационные общества и контроль государства порта» выступил заместитель директора РУ Российского Морского Регистра Судоходства Прохоров Е.А. , который в своем докладе дал положительную оценку процессу развития противостояния «субстандартному», т.е. не отвечающему правилам безопасности мореплавания судоходству. В заключении докладчик отметил, что только совместные усилия Классификационных обществ и органов Контроля государства порта могут привести к сокращению количества задержаний судов и обеспечить тем самым соблюдение стандартов безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

 

О роли агента в обеспечении безопасности мореплавания доложил Президент Ассоциации Морских Агентств Украины (АМАУ) Игорь Ландер.

 

Морское агентирование в его широком понимании как содействие администрации судна в выполнении всех обязанностей в порту и защита интересов судовладельца по его поручению и от его имени, является одной из важнейших услуг, оказываемых в процессе торгового мореплавания. Проблема совершенствования агентирования является крайне актуальной во всем мире. Это связано с резким увеличением объема перевозимых грузов, повышением требований к морским судам, усложнением методов проведения контроля состояния и оснащенности судов, экологической, санитарной, радиационной безопасности, а также многими другими факторами. Фигура морского агента остается важной и крайне необходимой в торговом мореплавании и в обеспечении безопасности мореплавания.  

 

Слово для доклада было также предоставлено Генеральному директору предприятия «Трансшип ЮК», Лондон, руководителю группы компаний «Трансшип», Андрею Иванову, который в своем выступлении подробно охарактеризовал выделение из состава капитаний портов и коммерциализацию СУДС и лоцманских служб, как развал годами сложившейся системы безопасности мореплавания, что явилось одной из основных причин событий 11 ноября 2007 г. В подтверждение вышесказанного был представлен анализ действия крупных предприятий – судовладельцев при возникновении АМП, для которых предупреждение и предотвращение подобных катастроф является плановой работой ввиду соблюдения ими всех правил и норм, предписанных к исполнению в подобных ситуациях, а также ввиду соответствия состояния и класса эксплуатируемых судов всем нормам безопасности. Четкость выполнения инструкций, слаженные действия служб порта, капитана судна и экипажа, наличие современной техники и отсутствие финансовых проблем – залог безопасности и сохранения судна и экипажа.  

 

Владимир Репетей - Начальник Государственной морской инспекции по безопасности судоходства, капитан дальнего плавания выступил с докладом «Аварийные морские происшествия в Керченском проливе 11-12 ноября 2007г.»

 

Его доклад как нельзя лучше проиллюстрировал причины и последствия трагедии. Доклад Владимира Репетея содержит подробный отчет и описание судов, погодные условия, анализ аварийных морских происшествий по дням, последствия АМП, объем и вид загрязняющих веществ, перечисляются причины АМП и результаты расследования Комиссия Минтранссвязи Украины .  

 

Все докладчики касались тех или иных проблем безопасности судоходства и навигации, проблем выживаемости моряков, недостатков методов ликвидации аварийных ситуаций на транспорте. В ходе работы круглого стола имела место активная дискуссия в результате которой определился неоднозначный и неутешительный вывод, если ситуация с судами в части нарушения ими требований классификационных обществ, невыполнение требований капитанов портов, необеспечение судовладельцами безопасных условий плавания судов останется прежней, то в дальнейшем число АМП не уменьшится, ввиду старения флота – увеличится. В результате председатели Круглого стола пришли к решению о создании комиссии, в состав которой вошли Евгений Белобров, Владимир Торский, Арнольд Нырко и Александр Балобанов, задачей которой стала выработка предложений и составление Заключительного документа, который отразит предложения и выводы, к которым пришли делегаты, резюмируя причины трагических событий в Керченском проливе. В настоящее время продолжается сбор рекомендованных мер, которые отразятся в документе, который будет направлен в Министерство транспорта и связи Украины, Главморинспекцию и Департамент Морского и Речного транспорта Украины

 

Особую благодарность оргкомитет выражает Владимиру Репетею - Начальнику Государственной морской инспекции по безопасности судоходства, Генеральному директору МИБ Геннадию Егорову, президенту АМАУ Игорю Ландеру и Директору ООО «Трансшип» Андрею Иванову.  

 

Оргкомитет благодарит также средства массовой информации, которые освещали мероприятие: информационный партнер «Международной юридической службы» журнал «Судоходство», Морское обозрение (Sea Review), Морская правда, Муниципальная Телерадиокомпания «Круг», и другие отраслевые региональные издания.