Контейнерный бизнес на морском транспорте в Украине
10 Грудня, 2008
3
Доставка грузов «от двери до двери» в международном сообщении в современном мире немыслима без использования контейнеров. Около половины генеральных грузов в мировой внешней торговле перевозится в контейнерах, что особенно характерно для товаров экономически развитых стран. Наибольшее развитие контейнеризация грузов получила на морском транспорте в практике судоходных линий. Украина с ее огромным транзитным потенциалом значительно отстает от мировых лидеров в организации контейнерных перевозок, но в последнее время принимаются меры по сокращению этого отставания.
Обработка контейнеров происходит на контейнерных терминалах, куда контейнеры поступают и откуда отправляются, то есть разгружаются с транспортных средств и погружаются на них. Морские контейнерные терминалы находятся на территории морских торговых портов. Известны проекты развития украинских контейнерных терминалов в портах Одесса, Ильичевск, Южный. Мощность нового контейнерного терминала в порту Южный составит 1,5 млн. TEU в год. Для сравнения: в порту Сингапур планируется построить 16 новых причалов, что должно увеличить пропускную способность порта на 14 млн. TEU в год.
Повышение интереса к развитию контейнерных терминалов в Украине приводит к открытию новых судоходных линий. Так, недавно открылась линия Asia – Black Sea Express, на которой работают специализированные суда-контейнеровозы контейнеровместимостью 4200 TEU.
Очевидно, развитие контейнерных терминалов требует значительных капиталовложений. Например, упомянутый проект в порту Южный только на первом этапе реализации, который планируется завершить к весне 2009 г., оценивается в USD 103 млн.
Схемы инвестирования в контейнерный бизнес
Cтоль значительные средства могут инвестироваться только в такой добротной юридической и коммерческой схеме, которая не вызывает сомнений ни у инвестора, ни у государства, на чьей территории создаются контейнерные терминалы.
Законодательство Украины позволяет разработать достаточно пригодные к реализации организационные формы контейнерного бизнеса. Однако, практическое внедрение этих форм в жизнь отстает от потребностей транспортной отрасли.
Конечно, и правовые проблемы, связанные с контейнеризацией морской торговли, далеки от разрешения. Так, недостаточно разработан правовой механизм организации отношений концессии в Украине. Есть Закон Украины «О концессиях» от 16.07.1999. Ч. 2 ст. 3 этого Закона предусматривает возможность сдачи в концессию объектов права государственной собственности с целью строительства и эксплуатации грузового порта. Однако, ч. 1 ст. 6 упомянутого Закона говорит о том, что предложения относительно перечня конкретных объектов права государственной собственности, которые могут передаваться в концессию, вносятся соответствующими центральными органами исполнительной власти и утверждаются Кабинетом Министров Украины. Последняя редакция Перечня объектов права государственной собственности, которые могут быть предоставлены в концессию, датирована 21 ноября 2007 г. Таким образом, право решать вопрос о конкретном объекте концессии предоставлено Кабинету Министров, что видимо, и является основным стопором развития концессионной схемы. Действительно, взглянув на этот Перечень, трудно не удивиться. Складывается впечатление, что инвесторы не проявляют интереса ни к чему, кроме автомагистралей, ветровых электростанций и памятников архитектуры как к объектам, которые могут быть предоставлены в концессию. Изменить это можно передачей указанных полномочий профильным министерствам и органам местной исполнительной власти в отношении объектов государственной собственности отраслевого и местного значения, оставив в компетенции Кабинета Министров решение вопроса о передаче в концессию крупных объектов инфраструктуры национального значения.
Недостатков концессионной схемы можно избежать, применяя более знакомую форму организации государственно-частного партнерства, – аренду. Конечно, аренда как долгосрочная форма урегулирования отношений между инвестором-арендатором и государством менее заорганизована и дает практически тот же результат что и концессия, если правильно сформулировать договор аренды. Аренда не менее надежный чем концессия и более привычный способ построения отношений между инвестором и собственником объекта инвестирования. Конечно, в развитой экономической и правовой системе концессия выглядит более продвинутой формой организации государственно-частного партнерства и проектного финансирования вообще. Однако, в Украине, к сожалению, культура отношений концессии еще не сложилась.
Значительно хуже зарекомендовала себя на практике такая схема организации инвестиционной деятельности как простое товарищество, поскольку стороны договора простого товарищества более свободны в вопросе прекращения совместной деятельности. Можно вспомнить хотя бы печальный опыт предприятия «Айронимпэкс-Украина», которое инвестировало значительные средства в хозяйство Одесского морского торгового порта, а затем договор о совместной деятельности был прекращен по требованию порта в судебном порядке.
Недостатки совместной деятельности (простого товарищества) можно обойти при помощи создания совместного предприятия государством и частным инвестором. Разумеется, создание юридического лица больше связывает партнеров чем совместная деятельность, которая не предполагает образование юридического лица, которое становится собственником внесенных инвестиций. Если простое товарищество предполагает только возникновение общей собственности на внесенные инвестиции между государством и частным инвестором, которую, грубо говоря, всегда можно снова разделить между участниками, то создание юридического лица участниками нового предприятия предполагает возникновение нового субъекта права собственности, которому, как правило, и передаются в собственность инвестиции, а инвесторы получают на внесенное в такое предприятие имущество корпоративные права, что дает им право участвовать в управлении созданным предприятием в соответствии с инвестированной долей уставного капитала.
Для любителей инноваций интересной формой организации государственно-частного партнерства будет суперфиций, известный еще со времен римского частного права. Договор суперфиция создает у суперфициария – частного инвестора вещные права на здания и сооружения, возведенные на земельном участке, предоставленном собственником земли. Более того, само право застройки земельного участка можно трактовать как вещь, то есть его можно продать, например. На практике суперфиций еще не применялся в портовом хозяйстве, насколько нам известно. Эта форма организации государственно-частного партнерства совсем новая и мало исследована.
Вместо заключения
Пожалуй, выбор организационной формы сотрудничества для создания контейнерного терминала имеет значение, меньшее чем взаимопонимание и доверие между инвестором и собственником объекта инвестирования или представителями собственника, но иногда бывает так, что форма становится важнее содержания, которое в нее предполагалось вложить, в особенности, когда назревает конфликтная ситуация, поэтому необходимо строго следить за тем, чтобы форма и содержание находились в гармоничном сочетании. Помочь в решении этой задачи могут только квалифицированные и профессиональные специалисты, владеющие всеми аспектами теории и опытом в организации бизнеса контейнерных перевозок на морском транспорте.