Alert: Работа сотрудников на время карантина
27 Березня, 2020
3
Государственная служба Украины по вопросам труда сообщила, как организовать работу сотрудников во время карантина без нарушений трудового законодательства.
Для реализации мер, предусмотренных законодательством в случае установления карантина, работодатели обязаны принять все возможные меры.
Среди таких мер:
1. Предоставление работникам ежегодных основных и дополнительных отпусков, других оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством
Введение карантина не определено законодательством как основание для переноса ежегодного отпуска. В то же время действующее законодательство не запрещает предоставление работнику ежегодного отпуска по соглашению сторон во время карантина на все время или частично.
В случае переноса ежегодного отпуска новый срок его предоставления устанавливается по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом.
При наличии у работника неиспользованных дней ежегодного отпуска, по его желанию (на основании личного заявления) и с согласия работодателя может быть предоставлен ежегодный основной или дополнительный отпуск, а также другие оплачиваемые отпуска, предусмотренные законодательством.
2. Предоставление отпусков без сохранения заработной платы по заявлению работников
В соответствии со статьей 84 КЗоТ Украины, «По семейным обстоятельствам и по другим причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы на срок, обусловленный соглашением между работником и собственником или уполномоченным им органом, но не более 15 календарных дней в году».
В случае установления Кабинетом Министров Украины карантина в соответствии с Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней» срок нахождения в отпуске без сохранения заработной платы на период карантина не включается в общий срок, установленный частью второй настоящей статьи.
Вышеуказанные отпуска предоставляются работникам только на основании их личного заявления. Предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы по исключительной инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены. Если работник отказывается написать заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы, работодатель не имеет права принуждать его к этому.
3. Установление работникам неполного или сокращенного рабочего времени
Статьей 56 КЗоТ Украины предусмотрено, что по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться, как при приеме на работу, так и впоследствии, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка с инвалидностью, в том числе находящегося на ее попечении, или осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, собственник или уполномоченный им орган обязан устанавливать ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав работников.
В соответствии со статьей 51 КЗоТ Украины за счет собственных средств на предприятиях и в организациях для женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка с инвалидностью, может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени.
Введение неполного рабочего времени в соответствии со статьей 32 КЗоТ Украины является изменением существенных условий труда; соответственно, его введение требует заблаговременного предупреждения работников не менее чем за два месяца. Если же неполное рабочее время устанавливается по желанию работника, то предупреждение работника за два месяца не требуется, и неполное рабочее время может быть введено с любого момента.
Также по желанию работников и по возможности производственных процессов и с согласия работодателя может быть введена работа по сменам, которая отличается от обычного режима работы. Как и в предыдущем случае, оплата производится за фактически выполненную работу (отработанное время).
4. Введение дистанционной или надомной работы
Работать дистанционно или дома имеют возможность ограниченные категории работников. Как правило, это категории специалистов и экспертов, работа которых заключается в создании документов, текстов, отчетов, программ с помощью персональной техники, отдельные категории рабочих профессий по изготовлению продукции, не требующие специальных условий и оборудования. Вопрос дистанционной или надомной работы действующим законодательством практически не урегулирован, но Положением об условиях труда надомников, утвержденным постановлением Госкомтруда от 29.09.1981 № 275/17-99, предусмотрено, что надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому лично из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделенных работодателем либо приобретаемых за счет его средств, а также из собственных материалов и с использованием личных механизмов и инструментов с разрешения руководства.
То есть, рабочее место работника на время карантина определяется не в производственном, служебном или административном помещении работодателя, а по месту жительства работника (другом месте по выбору работника) на основании его личного заявления.
При таком режиме работы работник обязан в течение всей продолжительности рабочего времени выполнять работу, порученную работодателем, и находиться под контролем работодателя с помощью современной техники (телефон, другие средства связи).
5. Введение простоя
В случае если невозможна реализация предложенных выше решений, работодатель может ввести простой. Простой – это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами. Время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
Введение простоя не требует согласия работника. Этот вопрос решается работодателем по согласованию (при наличии) с первичной профсоюзной организацией или представителем трудового коллектива.
6. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты
Если же все вышеперечисленные варианты решения проблемы организации работы во время карантина не подходят, остается вариант продолжения работы с обеспечением средств индивидуальной и коллективной защиты.
В таком случае работодатель должен безвозмездно обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими, антисептическими и дезинфицирующими средствами, проинформировать работников о профилактических мерах, размещенных на официальном сайте Министерства здравоохранения Украины (https://moz.gov.ua/koronavirus-2019-ncov), организовать максимально безопасную доставку работников к месту работы и обратно и т. д.
Неявка работника на работу или опоздание является нарушением трудовой дисциплины. Но, может ли быть работник привлечен к дисциплинарной ответственности в случае невозможности прибыть на работу вовремя из-за введения мер, связанных с карантином? Конечно, нет. Одним из условий привлечения работника к дисциплинарной ответственности является наличие личной вины работника в нарушении трудовой дисциплины и отсутствие уважительных причин. Если же нарушение трудовой дисциплины является следствием уважительных причин в виде мер, связанных с введением карантина, работодатель не имеет оснований для применения к работнику мер дисциплинарного воздействия.