Бизнес и кризис – что происходит в морской отрасли
15 Червня, 2020
2
Мы продолжаем “держать руку на пульсе” украинского транспортного бизнеса. На этот раз задали несколько вопросов крупнейшим украинским трейдерам, перевозчикам и портовым операторам о том, как кризис повлиял на транспортный бизнес и какие выводы уже сегодня можно сделать из сложившейся ситуации.
Суммируя, радует, что эксперты в целом демонстрируют отсутствие паники и даже сдержанный оптимизм. Ниже поделимся ключевыми трендами, которые выделили опрошенные участники рынка.
Нефть решает
Морские перевозчики упоминают только проблемы со сменами экипажей, что, в общем-то, не приводит к большим убыткам, а на фоне сильного снижения цен на ГСМ вообще не очень заметно, как бы цинично это не звучало. Ситуация с рынком нефти заметно помогает судовладельцам справиться с ограничениями IMO по высокосернистым мазутам и вообще легче дышать в условиях падения фрахтовых ставок. Даже вступление в силу требований Конвенции IMO об управлении балластными водами судов 2004 г., в соответствии с которыми суда необходимо оснастить средствами очистки балласта, в качестве ограничителя вспомнили далеко не все респонденты. Пострадали только экспортеры пищевых масел, которых в Украине немало – ведь при таком низком рынке нефти, ее производители за прошедшие месяцы заполнили все свои хранилища и перешли на морской тоннаж, резко подняв ставки фрахта на танкера почти всех размеров. Отмечается также сильное снижение объемов экспорта через порты Азовского моря, прежде всего из РФ, которая постепенно переформатирует его в крупные партии в глубоководных портах. Что же касается традиционных пиков рынка тоннажа, то, по-видимому, коронавирус поломал естественный ход событий, так как судовладельцы, похоже, не рвутся списывать старый флот при резко упавшем спросе. С одной стороны, металлолом сейчас не в цене, а с другой – есть надежда, что, хотя бы к концу лета, экономика оживится, и мировая торговля наверстает упущенное.
“Вероятно, что в ближайшие 3 года еще не произойдет массового ухода флота в связи с балластной конвенцией. Соответственно, флота река-море будет столько же, а это значит, что продолжат возникать ситуации, когда недостаток экспорта приведет к переизбытку флота, и, как следствие, – к падению фрахта. А если сохранится тенденция на отгрузки зерновых из РФ крупными партиями из глубоководных портов (Новороссийск, рейдовая перевалка на Кавказе), то спрос на малые партии будет малым не только при падении объемов экспорта. За последние 2 года структура экспорта плавно перешла от 50/50% к 70/30%, где 30% -доля портов Азовского моря (малой воды)”, – комментирует директор ООО “Маритайм Логистикс” Антон Шапран.
Помощь властей
В отношении мер по преодолению кризиса, принимаемых государством, эксперты соблюдают деликатность: “Лучшая помощь – это когда не мешают”. Например, налоговые послабления коснулись лишь местных налогов, не самых обременительных. Бизнес понимает, что государству сейчас тоже необходимы средства, но можно было хотя бы отсрочить некоторые обязательства.
С другой стороны, кредитные ставки понемногу снижаются. Бизнес ждет от государства работы в этом направлении: держать низкий курс гривны к доллару, снижать учетную ставку НБУ, активнее оказывать финансовую помощь некоторым слоям населения, таким образом, стимулируя потребительский спрос. А со снижением стоимости кредитных ресурсов повысится потенциал расширения бизнеса и создания новых рабочих мест.
“Для нашего предприятия необходимы механизмы долгосрочного кредитования и снижения стоимости кредитных ресурсов, – отмечает Алексей Скичко из “Гермес-Трейдинг. – Видим потенциал повышения эффективности бизнеса и создания новых рабочих мест”.
Дигитализация или цифровизация – наше все
Взгляд в будущее – скорее оптимистический. Причем, будущее все участники рынка связывают, прежде всего, с увеличением роли IT-технологий. Меньше персонала в офисах, больше электронного документооборота, вебинаров, веб-конференций, удаленной работы. Будет развиваться онлайн-торговля и услуги курьерских упаковочных компаний соответственно. Повысится роль дистанционного обучения. Логистические цепочки изменятся как физически, так и виртуально, будут шире внедряться блокчейн-технологии. Все это повлечет экономию накладных расходов. В то же время нет никаких предпосылок к снижению потребления пищевых продуктов – на сегодня, практически, главного раздела украинского экспорта.
В общем, как говорил сэр Уинстон Черчилль, успех состоит в движении от падения к падению без утраты энтузиазма.
Специально для Центра транспортных стратегий