China Check – проверяем китайских контрагентов
13 Січня, 2022
70
В предыдущей статье о торговле с китайскими партнёрами мы разобрали особенности заключения договоров с китайскими контрагентами. А ниже – разберемся как проверить своего потенциального партнёра перед заключением договора.
Такая проверка важна, поскольку до сих пор сфера торговых отношений остается крайне непрозрачной. Контрагенты находятся на расстоянии тысяч километров и основным средством связи для них выступает интернет – бумажными версиями документов обычно стороны не обмениваются.
Таким образом, определить добросовестность контрагента на этапе ведения переговоров сложно. В последнее время участились случаи, связанные с мошенничеством и так называемым скаммингом (вид интернет-мошенничества), когда регистрируется множество профилей на китайских бизнес-площадках, копируются картинки продукции и завода, и таким способом партнёров вводят в заблуждение.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, имеет смысл провести детальную проверку потенциального партнера в Китае.
Как проверить своего китайского контрагента?
1. Запрос регистрационных документов
Первым и основным шагом, который следует предпринять перед стартом сотрудничества с китайской компанией – ознакомиться со Свидетельством о праве на ведение хозяйственной деятельности (бизнес-лицензией) компании.
Обратить внимание в таком документе необходимо на следующее:
– название компании;
– единый код общественной кредитоспособности (аналог регистрационного номера);
– размер уставного капитала;
– дату и место регистрации;
– перепроверить правильность названия на китайском языке;
– определить должностных лиц;
– предмет деятельности компании.
Вторым по степени важности документом является лицензия на экспорт – без нее компания не может самостоятельно осуществлять внешнеторговою деятельность. Если компания ориентирована преимущественно на внутренний китайский рынок, то у нее лицензия может отсутствовать. Но в таком случае она сотрудничает с импортно-экспортной компанией и соответственно может предоставить документы этой компании.
Если контрагент по какой-то причине отказывается высылать эти документы, то стоит насторожиться.
2. Финансовое состояние контрагента, судебные дела
Для уверенности в контрагенте важно выяснить его финансовое состояние, имеющиеся активы, финансовые обязательства, данные о доходах компании и др. При этом нужно учитывать, что частные компании могут раскрывать основные финансовые показатели (активы, обязательства, права собственников, общую сумму уплаченных налогов), но не обязаны это делать.
Однако существуют некоторые сведения, получив которые можно косвенно удостовериться в финансовой благонадежности контрагента. К ним мы относим:
– информацию о наличии обременений (если оформлена передача имущества в залог, которая была зарегистрирована в государственных органах или Народном банке Китая):
– информацию о наличии судебных споров с участием интересующей компании и исполнительных производствах.
Исходя из полученной информации можно определить сможет ли в будущем компания выполнить свои обязательства.
3. Проверить серые и черные списки компаний
В Китае на государственном уровне существует перечень компаний с отклонениями в деятельности от нормальной («серый список») и перечень компаний с существенными правонарушениями («черный список»).
В серый список включены компании, которые допустили нарушения законодательства Китая, например: с предприятием невозможно связаться по указанному в регистрационных данных юридическому адресу.
В свою очередь, в черный список входят компании, которые привлекались к административной ответственности за нарушения, связанные с ведением прямых продаж, недобросовестной конкуренцией, нарушением прав потребителей, недобросовестной рекламой и другими.
Пребывание компании в одном из списков может свидетельствовать о недобросовестности компании.
4. Проверка реквизитов
Начиная работать с китайской компанией лучше подтверждать банковские реквизиты по нескольким каналам связи: электронной почте, телефону, Skype, WhatsApp и т д.
Мошенники могут заменить всего одну букву в адресе электронной почте, что сложно заметить. Чаще всего схема работает следующим образом: первое письмо отправляется на правильный адрес электронной почты, а потом ее перехватывает робот и вся дальнейшая переписка с клиентом ведется уже с поддельного адреса. Такие примеры, к сожалению, не редки и для среднего бизнеса и для крупных компаний.
Под крупные компании мошенники могут даже создавать аналогичные юридические лица. В Китае есть правило: внутри одной провинции компании не могут называться одинаково, но в разных провинциях названия фирм могут совпадать. Еще один способ выдать себя за другую компанию – открыть одноименную компанию в Гонконге, а счет — в китайском банке. Вы получаете реквизиты и отправляете свои деньги не туда. И потом доказать что-то кому-то практически невозможно: клиенты изначально вели переписку с не той фирмой.
5. Интернет-проверка
Дополнительно, существуют быстрые способы проверки компании-контрагента онлайн. Так, вводим название компании по-английски и по-китайски, а рядом пишем слово «scammer» что в переводе с английского значит «обманщик, симулянт».
В интернете существует множество специализированных ресурсов, на которых люди отслеживают «скаммеров» из Китая. Если хотя бы на одном из них встречается упоминание компании-контрагента, это повод насторожиться и начать детальную проверку.
Конечно же нельзя исключать, что негатив о компании могут распространять и конкуренты, но лучше заранее все изучить и обезопасить себя.
Начиная вести бизнес с Китаем, необходимо быть предельно внимательными и проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.
В Interlegal сегодня функционирует сервис China Desk, созданный для поддержки клиентов при работе в Китае и с китайскими компаниями. В рамках China Desk наши специалисты могут провести также и due diligence китайского контрагента и проверить:
– официальное наименование компании;
– регистрационный номер;
-статус компании;
– размер уставного капитала;
– юридический адрес;
– сведения об участниках и руководителях компании;
– предмет деятельности компании;
– история изменений;
– сведения о зарегистрированных правах на интеллектуальную собственность;
– сведения о судебных тяжбах и исполнительных производствах;
– пребывание компании в “черных” или “серых” списках.
Опираясь на свой опыт в оценке компаний, вовлечённых во внешнеэкономическую деятельность, наши специалисты готовы приложить все усилия для того, чтобы обезопасить ваш бизнес от столкновения с недобросовестными партнерами.
Специально для издания Logist.fm