Что нам стоит порт построить
12 Січня, 2005
11
Частный порт или терминал?
Согласно аналитическим данным Государственного департамента морского и речного транспорта доля негосударственного сектора морской портовой грузоперевалки по итогам 10 месяцев 2004 года составила более 16 млн.т., что примерно на 24% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. На долю негосударственного сектора пришлось 15% суммарного грузооборота морских портовых комплексов Украины, что говорит о прогрессе морской перевалки негосударственными предприятиями. Основную долю предприятий негосударственного сектора составили рыбные порты (Ильичевский, Керченский, Севастопольский), а также крупнейшие частные перевалочные комплексы Николаевского региона («Нибулон», «Ника-тера», «Агроэкспорт»), «Трансинвестсервис» в Одессе, «Авлита» в Севастополе, «Ильичевский топливный терминал» и т.д. Доля частных комплексов в совокупной морской перевалке Украины – 9,5%.
Такое положение можно объяснить тем, что Украина осознает необходимость реформирования транспортной отрасли, хотя не располагает соответствующими средствами. Механизм же приватизации крупных предприятий транспорта (например, путем продажи целостных имущественных комплексов) на сегодняшний день реализовать не представляется возможным. Международный опыт реформирования деятельности портов определяет такие основные виды участия частного сектора в портовой деятельности как лизинг, соглашения типа «построить, эксплуатировать, передать», совместные предприятия, продажа акций пакетами на фондовом рынке или через тендер и т.д. В Украине частный капитал в данной отрасли уже представлен в различных формах. Все зависит от тех целей, которые ставят перед собой инвесторы. Разбег очевиден: от создания перевалочного комплекса в государственном порту до создания негосударственного порта со всей необходимой для этого инфраструктурой.
Что такое порт
Законодателем определен статус морского торгового порта как государственного транспортного предприятия, однако на территории порта допускается действие предприятий и организаций всех форм собственности (ст.73 КТМ Украины). Порт, являясь единой организационно-правовой структурой, сочетает в себе и выполняет разнообразные функции. Условно их можно разделить на две большие группы:
- 1. Хозяйственная деятельность порта.
- 2. Деятельность, связанная с выполнением портом делегированных ему функций государства (например, надзор за безопасностью мореплавания).
Специфические административные функции, делегируемые государством и выполняемые от имени государства, могут осуществляться только государственным предприятием, входящим в систему государственного управления (Минтранссвязи). В то же время разнообразнейшие хозяйственные (коммерческие) функции могут осуществляться предприятиями любой формы собственности.
Схемы реализации проекта
Сотрудничество
Морской порт, будучи государственным предприятием, не имеет права препятствовать деятельности других предприятий на территории порта, а также вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Но до тех пор, пока негосударственный причал в какой-то степени находится под административным контролем порта, его владелец будет чувствовать себя некомфортно. Суда, направляющиеся к Вашему причалу, «зависят» от портовых властей. Обычаи порта, в том числе вопросы очередности проводки и постановки судов к причалу, устанавливаются портом. Таким образом, предприятие при заключении договоров с клиентами вынуждено согласовывать график завоза-вывоза грузов, подачи-уборки судов и т.д. Поскольку предприятие в своей текущей деятельности вряд ли обойдется без вступления в договорные отношения с государственным морским портом (исключение составит случай, если Вы независимы географически), наиболее целесообразным вариантом является заключение с ним договора о сотрудничестве. Такой договор может регулировать вопросы организации работы и предусматривать схему расчетов, при которой часть портовых сборов и сборов и плат за услуги, оказываемые судам, поступала бы порту и часть – предприятию.
Концессия
Возможен вариант создания такого объекта путем использования механизма предусмотренного Законом Украины “О концессиях”, который фактически сводит на нет ранее единственно возможную концепцию государственного порта, предусматривая, что порты могут образовываться и в результате частной предпринимательской инициативы. Договор концессии – это договор, согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления предоставляет на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности право создать (построить) объект концессии или существенно его улучшить и (или) осуществлять управление им (эксплуатацию). Концессионный договор заключается на срок, определенный в договоре, но не менее 10 лет и не более 50 лет. Законом выделен ряд существенных условий договора концессии. Постановлением КМУ от 12.04.2000 года № 643 утвержден Типовой концессионный договор.
Другие формы создания
Еще одной и очень популярной формой работы в морских портах Украины в 90х годах был договор о совместной деятельности, в соответствии с которым инвестор осуществлял свой вклад современным оборудованием, привлекал грузопотоки и оперировал текущей хозяйственной деятельностью, а порт выделял соответствующую инфраструктуру и технику. Прибыль между участниками совместной деятельности делилась пропорционально стоимости внесенных вкладов. До сих пор в некоторых портах (например, Ильичевский) договора о совместной деятельности продолжают действовать.
Также возможна реализация такого проекта путем аренды целостного имущественного комплекса или индивидуального имущества (как движимого, так и недвижимого). Насколько нам известно, в Украине было предпринято две попытки взять в аренду целостный имущественный комплекс морского торгового порта (Мариупольский в 2002 году и Ильичевский в 2003 году), однако, несмотря на прямо предусмотренную Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» возможность аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия, ввиду определенных политических разногласий указанные попытки не увенчались успехом.
Без чего не обойтись
Наличие соответствующей инфраструктуры – признак, прямо вытекающий из сути понятия морского порта (терминала). Инфраструктура может включать в себя подъездные пути, подходные каналы, причалы всех категорий, защитные портовые сооружения, погрузо-разгрузочные механизмы, складские помещения, системы навигационного обеспечения, сигнализации и т.д.
Создание (строительство) такого объекта возможно только при наличии территории (земельного участка) и акватории (водного пространства), что является одним из существенных признаков такого объекта и во многом определяет успех дальнейшей работы. Этот признак является базовым, однако он не всегда находит практическое воплощение.
Что касается земли, то для ее выделения применяются нормы Земельного и Водного кодексов. Относительно акватории немного сложнее. Механизм выделения акватории был использован лишь в Севастопольскому морскому торговому порту. Относительно других портов речь пока идет только об открытии акватории для захода иностранных невоенных судов.
Грузы и другое имущество, которые пересекают государственную границу Украины, подлежат приграничному, таможенному, санитарно-карантинному, ветеринарному контролю и т.д. На вновь созданных негосударственных грузовых терминалах решение этого вопроса можно осуществить через Пункт пропуска, который открыт для этих целей в ближайшем морском торговом порту. При этом целесообразно открыть на своей территории отдельный Пост пропуска через государственную границу Украины. Однако иной порядок контроля грузов и имущества, которые перерабатываются на таком терминале и пересекают государственную границу Украины, возможен в случае открытия собственного Пункта пропуска или Пункта контроля через государственную границу Украины.
Цены и тарифы
Собираясь осуществлять указанную хозяйственную деятельность, надо помнить, что согласно ст.6 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» в Украине применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым устанавливается государственное регулирование цен и тарифов.
В Украине введен в действие Сборник тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины» (далее «Сборник»).
Тарифные ставки Сборника и порядок их исчисления применяются всеми субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги, предусмотренные этим Сборником, в морских портах, на причалах судостроительных и судоремонтных заводов, других портах, причалах (пристанях), независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Создание нового негосударственного грузового терминала или порта – задача безусловно сложная, но уже имеется достаточный набор правовых инструментов и форм для ее успешного выполнения. Общественные отношения в Украине складываются таким образом, что вопрос существования и успешного функционирования таких субъектов хозяйствования ни у кого уже не вызывает сомнений.