Что такое демередж и как им правильно пользоваться
29 Червня, 2020
8
Как человеку, далёкому от морского транспорта, объяснить, что такое демередж? Представить ситуацию, когда он одолжил соседу дрель на два часа, а прошло уже три, и он не отвечает на звонки. А вы должны срочно повесить в гостиной картину, и вот-вот придут гости. Тут у вас налицо моральный ущерб.
А давайте представим ущерб материальный, т.е. финансовый. У вас единственный в населённом пункте мотоцикл, авто нет ни у кого, и вы одалживаете его соседу, который едет на рынок, с условием привезти что-то за ваши деньги, но со скидкой. И вот в условленное время мотоцикла нет, а к вам приходит другой сосед, тоже за мотоциклом, но с более интересным предложением: он едет накосить хорошего сена для своих кроликов, и накосит заодно целый мешок для ваших. Вы вдвоем ждёте… потом он не выдерживает и хватает велосипед соседа. Вы в явном убытке. И, естественно, считаете себя вправе требовать от первого соседа неустойку, т.к. из-за его опоздания вы потеряли целый мешок сена.
Вот это требование по неустойке в морском бизнесе и называется «демередж» – ну, не всегда, конечно. Речь идет только о пребывании судна в порту под грузовыми операциями. При найме судна, который называется фрахтованием, оговаривается т.н. «сталийное время», т.е. длительность погрузки или выгрузки, рассчитанное, исходя из параметров судна и его грузовых приспособлений, с одной стороны, и порта с его погрузо-разгрузочной техникой, с другой. Время, превышающее сталийное, называется контрсталийным, и подлежит оплате сверх оговоренной суммы в пользу судовладельца, менеджера или оператора судна – стороны чартера. Но эта оплата не автоматическая. Судовладельцу необходимо слегка – а иногда и не слегка, о чём ниже – поработать, дабы заполучить эти деньги. Он должен заявить о демередже. И тут начинаются сложности.
Собственно, юридическое определение демереджа есть в Кодексе торгового мореплавания РФ, которое явно унаследовано из КТМ СССР 1968 г., так же, как и аналогичная статья в КТМ Украины. Есть упоминания контрсталийного времени и в законодательстве республики Казахстан.
Однако при осуществлении международных морских перевозок подавляющее большинство участников пользуется английским правом. По английскому праву демередж – это дополнительные затраты, представляющие собой «ликвидные убытки» или «оценённую и оговоренную неустойку» (liquidated damages / liquidated and ascertained damages – LADs), размер которых стороны определяют при составлении договора, чтобы пострадавшая сторона их получила как компенсацию за определённое нарушение (напр. несвоевременное выполнение).
Естественно, тем же путем идут международные согласованные отраслью правила, которые издаёт такая известная организация в этой сфере, как БИМКО (BIMCO – Baltic and International Maritime Council), как правило, совместно с другими столь же авторитетными учреждениями.
Так, «Правила интерпретации сталийного времени в рейсовом чартере» 1993 г., изданные BIMCO совместно с CMI, FONASBA and INTERCARGO (Voylayrules 93) констатируют практически то же самое: «Демередж означает согласованную сумму, выплачиваемую судовладельцу, в отношении задержки судна сверх сталийного времени, за которую судовладелец не несет ответственности. Демередж не подлежит исключению из сталийного времени» (п. 24).
Аналогично с документом под названием «Определения сталийного времени для чартеров» (Laytime Definitions for Charter Parties), изданным в 2013 г. BIMCO совместно с CMI, FONASBA и Baltic Exchange (п. 30).
Таким образом, вытекающее из определения демереджа требование владельца/оператора судна является императивным, т.е. безусловным.
Однако существуют минимум два подводных камня. Первый – временное ограничение по подаче требования (time bar), которое может содержаться во многих проформах чартеров. Опыт специалистов Interlegal подсказывает, что судовладелец может слишком поздно подать требование, забыв заглянуть в разделы чартеры, написанные мелким шрифтом. Так, в деле Contrast Waterfront Shipping Co Ltd v. Trafigura AG (The Sabrewing) 2008 г. шла речь о проформе BPVoy4, где в статье о демередже есть положение, ограничивающее срок подачи требования 90 днями. Арбитраж отклонил требование судовладельцев по причине его подачи после оговоренного в чартере срока. Последние обратились в Верховный суд Великобритании (Supreme Court of the United Kingdom), где им было отказано по той же причине.
Тем не менее, своевременная подача требования по демереджу не снимает всех проблем. Необходимо также подать в этот срок необходимые документы, подтверждающие суть требования. Примером может служить дело Kassiopi Maritime Cov. Fal Shipping Co Ltd (M/T Adventure) [2015] EWHC 318 (Comm). Танкер был зафрахтован по проформе чартера BEEPEEVOY3, сталийное время по нему было израсходовано еще в порту погрузки, таким образом, всё время выгрузки было контрсталийным, и судовладелец в итоге подал требование, уложившись в требуемые и в этом чартере 90 суток, а взыскиваемая сумма составила 114 887.40 долл. США.
Однако в данной ситуации истец не обратил внимание на другие положения чартера, помимо временного дедлайна (строки 236-243):
«Фрахтователь не принимает любое требование судовладельца по дополнительному времени [….] в отсутствие представленных судовладельцем следующих документов:
а) почасовой насосный журнал, подписанный ответственным лицом судна и терминала или представителем фрахтователя, показывающий давление, поддерживаемое в трубопроводе в течение всей выгрузки….
б) копии всех протестов, поданных или полученных судном в отношении данной выгрузки,
в) копии всех других документов, изданных судном или принимающим терминалом в отношении данной выгрузки.»
Истец не предоставил всех этих документов и проиграл дело, поскольку, с точки зрения суда, нарушил правило подачи требования – не по сроку, а по подтверждающей документации.
Всё это говорит о том, что при заключении контрактов на перевозку грузов морем по существующим проформам чартеров следует обращать внимание на такие положения. Потому что, например, срок подачи требования не всегда 90 дней. У Interlegal не так давно был случай, когда стороны подписали договор с 30-дневным ограничением по требованиям, связанных с демереджем, но судовладелец обратился с ним через 57 дней и, логично, получил отказ фрахтователя. Затем он проиграл спор в Лондонской Морской Ассоциации Арбитров (London Maritime Arbitrators Association), одном из наиболее авторитетных в морском бизнесе третейских судов.
Общие принципы английского права требуют строгого соблюдения всех требований, относящихся к подаче требования по демереджу, иначе иск не будет удовлетворен. Есть интересная книга, посвященная только этой теме, называется «Сталийное время и демередж» (Laytime and Demurrage), автор Джон Скофилд (John Schofield). Вот что он пишет в главе «Временные ограничения по демереджу» (Demurrage time bars):
«6.265. Нередко можно найти в рейсовых чартерах дополнительное условие, требующее от судовладельцев подавать требование по демереджу в течение определенного срока, часто это 90 дней, при невыполнении которого требование считается отклоненным. Кроме желания быстро избавиться от такого требования, причиной включения в чартер такого пункта часто является параллельное положение в соответствующем контракте на продажу груза, требующее от фрахтователя подачи претензий грузоотправителям или получателям в течение определенного срока.
6.266. Суды и арбитражи охотно поддерживают юридическую силу таких условий. Однако, они будут это делать только в случае чёткого и недвусмысленного текста, дающего право на срок давности, иначе любое такое условие будет рассматриваться, как contra proferentem, т.е. против стороны, опирающейся на него.»
Словом, судовладельцам следует обращать внимание на пункты, регламентирующие подачу требований по демереджу. Лучше всего — ещё в процессе подписания чартера, а уж наверняка — при возникновении этого самого контрсталийного времени и, соответственно, демереджа. Впрочем, грамотный юрист, специализирующийся на договорах морской перевозки грузов, всегда обратит на это внимание и подскажет судовладельцу.
Специально для журнала “Агробизнес Казахстан“