Что такое сервитут

17 Серпня, 2005

30

В условиях реформирования гражданского и земельного права в Украине значительно оживился интерес теоретиков и практиков к римскому частному праву. И это неудивительно, поскольку в национальном праве Украины возникли институты, характерные для римского частного права. Более того, в новых условиях можно утверждать о победе концепции частного права в Украине. Принятие нового Гражданского кодекса и Хозяйственного кодекса Украины 16 января 2003 года ознаменовало внедрение в Украине дуалистической системы частного права. Этой публикацией мы предполагаем начать знакомство наших читателей с некоторыми институтами частного права.

Несомненно, что в современных национальных системах частного права центральное место занимает институт собственности, который определяет характер всех иных институтов. Однако, чтобы разобраться в институте собственности, необходимо рассмотреть более широкий институт – институт вещных прав. Книга третья ГК Украины специально посвящена регулированию права собственности и других вещных прав. Что же такое вещное право, или право на вещь?

Право на вещь – это право, объектом которого является непосредственно имущество, власть над вещами, то есть право, которое существует в так называемых абсолютных правоотношениях, в которых одному управомоченному лицу противостоят все иные лица как обязанные. Однако, если право собственности мыслится как такая власть над вещью, которая не требует какого-либо правового опосредствования, то многие иные вещные права не могут реализоваться над вещью без правового опосредствования собственника. Сервитут относится к этой последней категории вещных прав, которые называются правами на чужые вещи. Общие положения о вещных правах на чужое имущество предусматриваются статьями 395 и 396 ГК Украины. Из этих положений можно сделать вывод о том, что права на чужые вещи защищаются, так же как от нарушений со стороны иных лиц, и от нарушений со стороны собственника.

Институт земельного сервитута был предусмотрен впервые в Украине в Земельном кодексе, принятом 25 октября 2001 года и введенном в действие с 1 января 2002 года.

По латыни слово servitus значит «рабство вещи», то есть служение вещи не только ее собственнику, но и другому хозяину, причем таким хозяином (господином) мыслился не только человек, а в древности, даже не столько человек, сколько соседний земельный участок, который так и назывался господствующий земельный участок, для экономических выгод которого устанавливался земельный сервитут.

Такое несколько упрощенное понятие земельного сервитута (servitutes praediorum) было со временем трансформировано. Не возникает сомнений, что уже древние римляне понимали отличие субъекта от объекта, и такая трактовка сервитута лишь подчеркивала характеристику отношений между собственниками или хозяевами соседних участков как именно вещных отношений в отличие от обязательственных отношений, которые имели персональную природу, то есть защищались от нарушений лишь со стороны конкретно определенных лиц. Сервитутом называлось право хозяина (собственника, владельца) господствующей вещи на чужую вещь, которая называлась обслуживающей. Сервитуты сначала были лишь земельными, поскольку именно земля была наиважнейшим объектом права в древности. Только в период развития классического римского частного права название сервитута стало применяться к правам пользования чужими вещами, причем эти права принадлежали лицам в собственном смысле, то есть человеку, как правило, вечно (servitutes personarum), так что, личные сервитуты – это продукт значительного прогресса в правовой системе.

Таким образом, подобно тому как в римском праве сначала возникли земельные сервитуты, так и в праве Украины сначала возникло понятие лишь земельного сервитута.

Статья 98 ЗК Украины определяет право земельного сервитута через его содержание. Право земельного сервитута – это право собственника земельного участка или землепользователя на ограниченное пользование чужим земельным участком (участками).

Право земельного сервитута имеет целью компенсировать недостатки земельных участков путем предоставления их собственникам или землепользователям ограниченных прав пользования соседним, как правило, смежным земельным участком, причем реализация земельного сервитута должна осуществляться способом наименее обременительным для собственника обслуживающего участка. Собственник или пользователь господствующего земельного участка должен пользоваться обслуживающим земельным участком лишь в пределах тех потребностей для которых установлен земельный сервитут, то есть такими преимуществами и удобствами участка, которые устраняют неудобства или недостатки участка, хозяином которого он является.

Земельные сервитуты подразделяются на различные виды. В зависимости от наличия или отсутствия ограничения прав хозяина господствующего земельного участка на пользование обслуживающим земельным участком определенным сроком, сервитуты могут быть срочными или постоянными. Это определяется целью установления земельного сервитута, но постоянный характер земельного сервитута не означает, что такой сервитут не может быть прекращен никогда. В зависимости от того, должен ли хозяин господствующего земельного участка платить за пользование обслуживающим земельным участком, сервитуты могут быть возмездными или безвозмездными. Поскольку земельный сервитут является обременением для собственника обслуживающего земельного участка, такой собственник в любом случае имеет право на возмещение убытков от установления сервитута, но требовать определения обязанности собственника господствующего участка уплачивать плату за установление сервитута собственник обслуживающего земельного участка может, если иное не установлено законодательством. Статья 99 ЗК Украины предусматривает неисчерпывающий перечень таких видов права земельного сервитута: право прохода и проезда на велосипеде; право проезда на транспортном средстве по существующему пути; право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, трубопроводов и иных линейных коммуникаций; право прокладки водопровода из чужого природного водоема или через чужой земельный участок; право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний; право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта зданий и сооружений, право прогона скота по существующему пути.

Земельный сервитут может быть установлен по договоренности между соседями (собственниками соседних земельных участков) и принудительно по решению суда, поскольку собственник или пользователь земельного участка вправе требовать установления сервитута для обслуживания своего земельного участка. Земельный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации.

Вещная природа земельного сервитута несколько затемняется тем, что он не может быть предметом купли-продажи и залога.

В случае отчуждения обслуживающего земельного участка земельный сервитут сохраняет свое действие в отношении иных лиц, которые приобретают права на этот участок, за исключением случая, если обслуживающий участок приобретает собственник господствующего участка.

Сервитут – это всегда право на чужую вещь, поэтому соединение в одном лице собственника обслуживающего земельного участка и субъекта сервитута (сервитуария) приводит к прекращению сервитута. Это правило было сформулировано еще древними римлянами как основное положение сервитутного права таким образом: nemini res sua servit (никому не служит собственная вещь). Вообще, условия прекращения права земельного сервитута установлены статьей 102 ЗК Украины. Отказ лица, в интересах которого установлен сервитут; решение суда об упразднении сервитута; истечение срока действия сервитута; нарушение сервитуарием условий сервитута; неиспользование сервитута в течение трех лет – это обстоятельства, которые влекут прекращение сервитута. В случае прекращения оснований установления земельного сервитута и если использование обслуживающего земельного участка по его назначению становится невозможным при установлении сервитута, земельный сервитут подлежит прекращению в судебном порядке по требованию собственника обслуживающего земельного участка.

Часть 2 статьи 401 ГК Украины институализировала личные сервитуты. Смерть лица, в пользу которого установлен личный сервитут, прекращает действие такого сервитута.

Статья 406 ГК Украины предусматривает такой вид личного сервитута как право членов семьи собственника жилья на пользование жильем, то есть право членов семьи собственника жилья, которые фактически проживают вместе с ним, пользоваться жильем и занимать те жилые помещения, которые определены собственником, причем сервитуарий утрачивает это право в случае отсутствия его без уважительных причин более одного года, если иное не установлено законом или договоренностью между ним и собственником жилья.

Конечно, отношения земельного сервитута можно спутать с отношениями личного сервитута. Определяющими тут являются такие обстоятельства: конкретность определения лица сервитуария и невозможность удовлетворения его потребностей способом, иным чем установление сервитута. Развернутая теория сервитутного права в гражданском праве Украины еще не выработана. Однако, для разработки такой теории можно использовать понятия и концепции, которые возникли еще в Древнем Риме. Например, упомянутое право, предусмотренное ст. 406 ГК Украины, имело свой аналог в римском частном праве под названием «habitatio».

Прежде всего, встает вопрос о субъектном составе правоотношений сервитута. Как вещные правоотношения вообще они складываются между управомоченным субъектом, с одной стороны, и каким-либо иным субъектом как обязанным, – с другой, но производный от права собственности на обслуживающую вещь характер сервитута настоятельно диктует выделение специфичной стороны в отношениях сервитута – собственника обслуживающей вещи. Объектом сервитута являются отдельные свойства обслуживающей вещи. Содержанием сервитута является право сервитуария на действия по ограниченному пользованию определенными свойствами обслуживающей вещи, а также обязанность бездеятельности всех иных лиц, но бездеятельность собственника обслуживающей вещи несколько отличается от бездеятельности всех иных лиц вообще. Для определения бездеятельности собственника обслуживающей вещи уже римские юристы применили термин «patiendo» – терпение, это не бездеятельность вообще (non faciendo), а специфичная бездеятельность, которая граничила с обязанностью действовать таким образом чтобы сервитуарий мог пользоваться сервитутом, причем в случае servitus oneris ferendi (право опереть сооружение на чужую опору) эта грань исчезала, так что хозяин обремененного сервитутом участка имел обязанность поддерживать эту опору в исправном состоянии, ремонтировать и восстанавливать ее, что трудно назвать бездеятельностью.

Мы стали первой в Украине юридической фирмой, которая сопровождала судебный спор о понуждении к заключению договора об установлении земельного сервитута. Этому делу предшествовала такая история: несколько лет тому назад наш клиент – фирма «Н» приобрела в собственность объект незавершенного строительства, расположенный на территории государственного предприятия – судостроительного завода. Одним из пунктов договора предусматривалось предоставление заводом возможности использования путей транспортного сообщения. На приобретенном земельном участке наш клиент построил терминал для перевалки на морские суда зерновых и масличных культур. Зерно планировалось доставлять на терминал автомобильным и железнодорожным транспортом. Приложением к договору купли-продажи стороны утвердили схему движения транспортных средств. Условиями договора также предусматривалось, что наш клиент отремонтирует автомобильную и железную дорогу на территории завода и достроит их на собственной земле. Чтобы не создавать неудобств для завода, стороны согласовали строительство отдельного контрольного пропускного пункта при въезде на территорию завода.

После заключения договора наш клиент начал его исполнять и успешно строил терминал. Однако, со временем возник вопрос оформления дополнительных документов по поводу пользования транспортными путями. Тут завод занял довольно жесткую позицию: подписание документов он обусловил уплатой фиксированной платы из расчета USD 0,5 за каждую тонну перевезенного груза.

Поставленные условия были невыгодными для нашего клиента. Стоимость перевозки, определенная таким образом, не принесла бы экономического эффекта от эксплуатации терминала нашему клиенту. Образовалась патовая ситуация, и возможностей для компромисса не было. Дело осложнялось тем, что завод – режимный объект, так что для строительства терминала, сторонами предварительно было согласовано положение о порядке пропуска транспорта, работников «Н», проектировщиков и строителей. Строительство было довольно масштабным – общая стоимость терминала составила около 140 млн. грн.

Мы впервые в Украине разработали договор об установлении земельного сервитута, но этот договор не был заключен, главным образом, поскольку завод всячески оспаривал наличие в отношениях с нашим клиентом признаков земельного сервитута. Для отстаивания своей позиции мы посоветовали клиенту обратиться в хозяйственный суд Николаевской области с иском о понуждении к заключению договора земельного сервитута.

Иск был удовлетворен полностью. Ответчиком была подана жалоба в Одесский апелляционный суд. После тщательного исследования обстоятельств дела апелляционная инстанция пришла к выводу о наличии оснований для установления земельного сервитута и оставила решение по делу в силе. Тогда завод прибег к открытому саботажу этого решения. Сотрудники нашего клиента и строители перестали допускаться на территорию терминала.

В хозяйственный суд Николаевской области был заявлен иск об устранении препятствий в пользовании земельным сервитутом, в результате чего ответчик вынужден был прекратить создание препятствий исполнению работниками предприятия нашего клиента своих трудовых обязанностей. Блокада продолжалась ровно 41 день, клиенту она обошлась в солидную суму убытков. Производным от этого спора было дело о взыскании убытков, причиненных клиенту действиями, препятствующими установлению права земельного сервитута, и игнорированием признания права земельного сервитута, установленного судом. В состав исковых требований вошли как прямые убытки, так и неполученная выгода. Решением суда, которое по результатам апелляционной и кассационной проверок вступило в законную силу, иск в значительной части был удовлетворен, в том числе, в части взыскания неполученной выгоды.

Автор
Щоб постійно отримувати важливу інформацію, а головне швидко - підписуйтеся на новини з сайту
Підпишіться на новини

Публікації з цієї категорії

Цей запис не має тегів.

Інші публікації

Морське право

АРЕШТИ СУДЕН – STRANGER THINGS ПО-УКРАЇНСЬКИ

26 Грудня, 2024

0.276k

INTERLEGAL SHIPPING DIGEST Q4

20 Грудня, 2024

0.048k

Дія правил КІК в Україні: перші підсумки та вплив на бізнес

10 Грудня, 2024

0.066k

Що важливо знати при укладанні додаткової угоди до контракту

9 Грудня, 2024

0.065k

Як Interlegal допомогли найбільшому трейдеру з Казахстану 

2 Грудня, 2024

0.051k

Safe Port Warranty та розподіл воєнних ризиків за версією LMAA 

28 Листопада, 2024

0.142k

Нові правила трансфертного ціноутворення на Кіпрі: глобальна прозорість та нові виклики 

7 Листопада, 2024

0.063k

Податкове резидентство – що це таке і та як його визначати? 

6 Листопада, 2024

0.051k

Морське право

Виклики та рішення морської галузі 2024

0.088k

Юридична підтримка агротрейдерів: інтерв’ю з партнером юридичної компанії

28 Жовтня, 2024

0.174k

Реєстрація яхти під прапором Співдружності Домініки – швидко, просто та економічно вигідно 

22 Жовтня, 2024

0.047k

Не бажаєте платити демередж? А прийдеться…

20 Вересня, 2024

0.045k

Битва на Чорному морі

27 Серпня, 2024

0.068k

Гамбурзька справа: Чому Антимонопольний комітет України зацікавився німецьким портом

24 Серпня, 2024

0.059k

ЧИ Є У ІНШОГО ПОДРУЖЖЯ ПРАВА НА ВАШУ ЧАСТКУ В ТОВ?

21 Серпня, 2024

0.049k

Реєстрація яхти під прапором Кіпру: переваги та умови

16 Серпня, 2024

0.049k

Lien on cargo on board the vessel in Ukraine

3 Серпня, 2024

0.055k

Дефолт в торговом контракте: объявляем по-английски

2 Серпня, 2024

0.048k

Демередж – такий звичний, але такий важливий

1 Серпня, 2024

0.034k

Шипінг в умовах війни: відповіді на найпоширеніші запитання

26 Липня, 2024

0.023k

Апдейт процедури та свіжий погляд на арешт суден в Одеському регіоні під час війни

25 Липня, 2024

0.021k

Страхування інвестицій

1 Липня, 2024

0.02k

Що таке новація в англійському праві?

28 Червня, 2024

0.027k

Пост-релиз вебинара “Международная торговля и перевозка товара”

26 Червня, 2024

0.021k

Maritime Days in Odesa 2024

22 Червня, 2024

0.023k

Круглий стіл «Юридичні питання контейнерних перевезень зернових та олійних»

20 Червня, 2024

0.017k

Шануйтеся (страхуйтеся), панове!

27 Травня, 2024

0.021k

Пост-реліз: EBA Odesa Business Talks: Recovery Ukraine. Проєкти відновлення на Півдні України

24 Травня, 2024

0.015k

Interlegal Yachting Digest Q1 2024

4 Квітня, 2024

0.019k

Псування наливних вантажів: морські вимоги та особливості арешту

24 Січня, 2024

0.02k

Як уникнути проблем в міжнародній торгівлі?

11 Січня, 2024

0.016k

Помилки яких варто уникати під час укладання CIF контрактів

15 Грудня, 2023

0.026k

Certificate is final as to quality…

13 Грудня, 2023

0.022k

Що потрібно знати для організації чартерної діяльності?

12 Грудня, 2023

0.026k

Anticipatory breach. Відповіді на найактуальніші питання

17 Листопада, 2023

0.022k

Чи вартий демередж арбітражу: як краще вирішити спір з невеликою сумою?

31 Жовтня, 2023

0.017k

А Ви вже налагодили бізнес-процеси своєї компанії у Польщі?

3 Жовтня, 2023

0.014k

Яхтинг

На що звертати увагу при укладанні брокерської угоди

10 Вересня, 2023

0.032k

Чартерний бізнес у Чорногорії: рішення є!

0.029k

Бізнес-колаборації та партнерські угоди під час війни

3 Серпня, 2023

0.022k

Звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік

5 Липня, 2023

0.023k

Судно підходить до порту призначення, а фрахт ще не надійшов: що робити?

4 Липня, 2023

0.025k

Прапор Чорногорії: переваги юрисдикції

30 Червня, 2023

0.018k

Неуважність вартістю в мільйони

25 Травня, 2023

0.015k

Знижка в ціні згідно “extension clause” GAFTA 48

15 Травня, 2023

0.023k

Фінпідтримка й фінпартнерство: як стати банком першого вибору для експортерів

10 Квітня, 2023

0.021k

Як співпраця Укрексімбанку зі Світовим банком відкриває доступ бізнесу до довгострокового фінансування

7 Квітня, 2023

0.012k

Чартерний бізнес у Чорногорії: рішення є!

27 Березня, 2023

0.011k

Зник вантаж. Відповідальність директора складу.

23 Березня, 2023

0.018k

Compliance банку та визначення якими він лякав

6 Березня, 2023

0.019k

На що звертати увагу при укладанні брокерської угоди

24 Лютого, 2023

0.019k

Коносамент чи морська накладна: вибір за Вами

23 Лютого, 2023

0.076k

Конвенція ООН Про Міжнародні Наслідки купівлі-продажу суден у судовому порядку – вже скоро

3 Лютого, 2023

0.012k

ОПОДАТКУВАННЯ ФРАХТУ

0.08k

Що робити, якщо Ваш іноземний контрагент не виконує зобов’язання за угодою?

1 Лютого, 2023

0.021k

Як продовжити строк поставки за правилами Gafta та Fosfa?

20 Січня, 2023

0.02k

Interlegal Trade digest Q4 2022

16 Січня, 2023

0.019k

Створення та функціонування спільного підприємства в Україні

10 Січня, 2023

0.131k

Що робити у разі втрати коносаменту?

16 Грудня, 2022

0.02k

Електронна печатка FOSFA для сертифікатів аналізів

15 Грудня, 2022

0.018k

Interlegal Shipping digest Q4 2022

9 Грудня, 2022

0.016k

Особливості іноземного арбітражного рішення в Китаї

2 Грудня, 2022

0.016k

СТРАХУВАННЯ ЯХТ ПО-АНГЛІЙСЬКІ

31 Жовтня, 2022

0.023k

З чим зіткнувся шипінг та трейд під час блокади морських портів України

11 Жовтня, 2022

0.021k

Санкції проти РФ та Білорусі. Вплив на бізнес.

3 Жовтня, 2022

0.015k

Нововведення Греції: що потрібно враховувати

28 Вересня, 2022

0.015k

Interlegal Trade digest Q3 2022

22 Вересня, 2022

0.014k

Купівля яхти у складчину

30 Серпня, 2022

0.015k

Смарт-контракти: як сторонам убезпечити себе

29 Серпня, 2022

0.016k

НОВИНИ КОРПОРАТИВНОГО СВІТУ

18 Серпня, 2022

0.014k

Бізнес з Китаєм: розбір практичних кейсів

25 Липня, 2022

0.012k

Постійне проживання на борту: ризики для яхт у тимчасовому ввезенні до ЄС

21 Липня, 2022

0.018k

Опубликован отчет Парижского Меморандума за 2021 год

12 Липня, 2022

0.017k

Денонсация соглашения между правительствами Украины и российской федерации

14 Червня, 2022

0.009k

ВІДКРИТТЯ БІЗНЕСУ В КИТАЇ: ОБИРАЄМО ФОРМУ ОРГАНІЗАЦІЇ

11 Червня, 2022

0.022k

Порядок использования паспорта моряка при пересечении границ ЕС

30 Травня, 2022

0.407k

План Маршалла для України: відкриті питання

23 Травня, 2022

0.016k

ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

28 Квітня, 2022

0.018k

Проведение регистрационных действий в условиях военного времени

22 Квітня, 2022

0.018k

Про припинення заходів державного нагляду (контролю) і державного ринкового нагляду в умовах воєнного стану

19 Квітня, 2022

0.011k

Форс-мажор: взгляд под другим углом

23 Березня, 2022

0.015k

Робота морських лінійних перевізників на території України після 24.02.2022

22 Березня, 2022

0.022k

Alert: Принудительное изъятие имущества при военном положении

21 Березня, 2022

0.017k

Программы Yacht Engaged in Trade. Где существуют и для чего использовать?

10 Лютого, 2022

0.018k

Interlegal digest – TRADE

0.019k

В Украине меняется ведение документации, а в мире – налоговые ставки: новости корпоративного мира за январь

2 Лютого, 2022

0.012k

Регистрация яхты и выбор флага

24 Січня, 2022

0.023k

China Check – проверяем китайских контрагентов

13 Січня, 2022

0.345k

Изменения в Налоговый кодекс, “Дія City” и реформа на Кипре

10 Січня, 2022

0.019k

Кипр завлекает бизнес налоговыми льготами, Британия вводит реестр бенефициаров: новости корпоративного мира за ноябрь

6 Грудня, 2021

0.015k

Временный ввоз яхты в ЕС: коротко о главном

29 Листопада, 2021

0.035k

Привлечь любой ценой…

0.019k

Регистрация яхты с с выплаченным НДС в ЕС

18 Листопада, 2021

0.015k

Interlegal Trade Newsletter Q3

12 Листопада, 2021

0.017k

Чергова пеня за порушення граничних строків для Експортера

11 Листопада, 2021

0.009k

Тренды уходящего года в шиппинге

0.039k

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С КИТАЙСКИМИ ПАРТНЕРАМИ

10 Листопада, 2021

0.01k

Pandora Papers касается каждого: новости корпоративного мира за октябрь

2 Листопада, 2021

0.009k

Третье лицо в судебном процессе. К чему готовиться Истцу.

28 Жовтня, 2021

0.016k

Новое уголовное дело против экоинспекции, или Почему отсутствовать нарушение не может

20 Жовтня, 2021

0.015k

КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЯХТ

13 Жовтня, 2021

0.012k

Уроки Бейрута: морские и торговые аспекты

8 Жовтня, 2021

0.019k

Соевые бобы: риски и рекомендации по предотвращению потерь

7 Жовтня, 2021

0.019k

Закон о виртуальных активах и GDPR: новости корпоративного мира за сентябрь

4 Жовтня, 2021

0.025k

«Water toys» на прогулочных яхтах. Правила использования средств для развлечений на воде

29 Вересня, 2021

0.01k

Земельная реформа 2021 в деталях

23 Вересня, 2021

0.014k

Закон о мультимодальных перевозках. В чем риски?

17 Вересня, 2021

0.019k

Прецедент с яхтой Insieme в Грузии: правовые выводы

14 Вересня, 2021

0.025k

Paperless, отмывание денег и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за август

2 Вересня, 2021

0.016k

Возможно ли расторгнуть брак в Украине, если он был заключен в другой стране, да и еще с нерезидентом?

0.009k

INTERLEGAL QUARTERLY TRADE NEWSLETTER 02 2021

4 Серпня, 2021

0.018k

О чем нужно позаботиться экспортерам и трейдерам, поставляющим сельхозпродукцию в Египет?

3 Серпня, 2021

0.011k

Сухой порт. Особенности и организация работы

2 Серпня, 2021

0.016k

Дія City, деолигархизация и прожиточный минимум: новости корпоративного мира за июль

0.012k

Чек-лист по обыскам на судне

27 Липня, 2021

0.01k

ВНЕСУДЕБНЫЕ САНКЦИИ: КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА

26 Липня, 2021

0.015k

О развитии яхтенной индустрии в Испании

15 Липня, 2021

0.011k

Ограничение конкуренции на услуги в морских портах будет снято

13 Липня, 2021

0.011k

Оптимизм минус чиновники

8 Липня, 2021

0.015k

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ БИЗНЕСА ОТ МОШЕННИЧЕСКИХ СХЕМ

7 Липня, 2021

0.017k

Искать точки соприкосновения, договариваться с конкурентами и объединяться для лоббирования интересов отрасли

0.012k

Выбраться из старой колеи. Мысли по поводу законопроекта «О государственном экологическом контроле»

5 Липня, 2021

0.009k

Что делать продавцу, когда покупатель не платит за товар?

2 Липня, 2021

0.024k

Налог на Google и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за июнь

0.017k

«Дождались!» – раскрытие информации о структуре владения компаниями

1 Липня, 2021

0.014k

Министерство транспорта Турции выступило с инициативой по увеличению торгового флота Турции!

0.015k

Безопасные реквизиты: как работает комплаенс при открытии банковского счета

29 Червня, 2021

0.014k

Interlegal предотвратил получение мошенниками груза Клиента

0.015k

Опубликован новый отчет Парижского Меморандума

25 Червня, 2021

0.014k

Судостроение в Украине поддерживать некому, – Артур Ницевич

11 Червня, 2021

0.021k

“ЗАЛЕЖАЛІ” ВАНТАЖІ: ПРИЧИНИ ВИНИКНЕННЯ Й АЛГОРИТМ ДІЙ

8 Червня, 2021

0.027k

Страхование груза по CIF-контрактам: на что стоит обратить внимание сторонам договора?

4 Червня, 2021

0.019k

О запрете однокорпусных нефтяных танкеров

3 Червня, 2021

0.011k

Создание БЭБ и старт для крупных инвестиций: новости корпоративного мира за май

0.016k

Приостановка выдачи каботажной лицензии в Хорватии

0.015k

Як визнати в Україні рішення іноземних судів та арбітражів? 5 цікавих питань

2 Червня, 2021

0.015k

Развитие зернового рынка Украины – мнение юриста

20 Травня, 2021

0.019k

Преимущества и особенности Черногории для регистрации яхт

19 Травня, 2021

0.016k

Бюро экономической безопасности. Чего ждать украинскому бизнесу?

0.01k

Основы страхования яхт – что нужно знать начинающему яхтсмену

18 Травня, 2021

0.017k

Дія.City, санкции и трансграничные схемы: новости корпоративного мира за апрель

11 Травня, 2021

0.021k

Арбитражное соглашение: базовые принципы английского права и современный подход английских судов

0.009k

Альтернатива для судовладельца. Чем заменить углеводородное судовое топливо?

5 Травня, 2021

0.014k

Государство не помогает морскому бизнесу Украины, но он адаптируется и не сдается. За счет чего

29 Квітня, 2021

0.011k

Безопасная эксплуатация прогулочных яхт. На что обратить внимание?

0.009k

Як експедитору захистити себе?

28 Квітня, 2021

0.017k

Новые правила Лондонской ассоциации морских арбитров

0.03k

Хто з нерезидентів повинен стати на облік в ДПСУ?

15 Квітня, 2021

0.012k

Чек-лист при ведении чартерной деятельности в ЕС

0.016k

Учёт нерезидентов и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за март

7 Квітня, 2021

0.015k

ДОМАШНИЙ КОНОСАМЕНТ ДЛЯ NVOCC: В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО?

6 Квітня, 2021

0.02k

INTERLEGAL QUARTERLY TRADE NEWSLETTER

30 Березня, 2021

0.018k

Как выбрать флаг для яхты?

26 Березня, 2021

0.091k

Таможенные войны или как поставить товар в срок

22 Березня, 2021

0.016k

Нерезиденты обязаны стать на учет в налоговой Украины

18 Березня, 2021

0.013k

ЛОНДОНСКИЙ АРБИТРАЖ – ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

11 Березня, 2021

0.019k

Открытие данных о бенефициарах и амнистия: новости корпоративного мира за февраль

5 Березня, 2021

0.014k

Регистрация прогулочных яхт под флагом Великобритании

26 Лютого, 2021

0.014k

Я же перевалил, или Как взыскать убытки по договору перевалки

25 Лютого, 2021

0.016k

Почему международные консультанты теряют интерес к работе в Украине?

18 Лютого, 2021

0.016k

Как не стать жертвой проводимой в государстве антикоррупционной реформы?

17 Лютого, 2021

0.015k

Brexit: как повлиял на эксплуатацию яхт

12 Лютого, 2021

0.017k

Welcome to the jungle або що може піти не так в Україні?

0.019k

Конечному бенефициарному собственнику приготовиться

5 Лютого, 2021

0.013k

На что обратить внимание украинскому IT-бизнесу в 2021 году? Советы юриста

0.019k

Налоговые проверки и правила работы с нерезидентами: новости корпоративного мира за январь

0.009k

Качество vs предназначение товара: позиция английского права

3 Лютого, 2021

0.012k

Сухой порт. Порядок взаимодействия с железной дорогой

2 Лютого, 2021

0.015k

О чем писали морские СМИ в декабре 2020

28 Січня, 2021

0.029k

Коментар Interlegal до проекту Закону “Про внесення змін до Закону України “Про зовнішньоекономічну діяльність»

25 Січня, 2021

0.014k

Упрощена процедура получения освобождения от НДС для коммерческих яхт, осуществляющих навигацию в открытом море

22 Січня, 2021

0.012k

Рейдерство в 2021: чего ждать бизнесу?

15 Січня, 2021

0.019k

Операционный лизинг яхты на Мальте

0.013k

Закон «О внутреннем водном транспорте» для яхтинга

4 Січня, 2021

0.014k

О чём писали морские СМИ в ноябре

30 Грудня, 2020

0.014k

Внимание: Что не так с голландской упрощенной регистрацией яхт?

23 Грудня, 2020

0.015k

На что обратить внимание при ликвидации компании за границей

17 Грудня, 2020

0.017k

Депозит по договору купли-продажи. Где кроется подвох?

9 Грудня, 2020

0.01k

Новый регламент МКАС при ТПП Украины

3 Грудня, 2020

0.016k

11 лучших книг по международной торговле на выходные

0.021k

Как (не) нужно объявлять дефолт по контрактам

30 Листопада, 2020

0.021k

Обзор мирового шиппинга за Ноябрь

24 Листопада, 2020

0.015k

Как не стать жертвой мошенников?

23 Листопада, 2020

0.023k

Качество финальное в месте погрузки – английский подход

19 Листопада, 2020

0.03k

Как частному бизнесу оперировать землями водного фонда на законных основаниях?

16 Листопада, 2020

0.017k

Где зарегистрировать компанию и создать реальный офис? Сравниваем юрисдикции

5 Листопада, 2020

0.015k

Введены в действие изменения к Регламентам МКАС и МАК при ТПП Украины

2 Листопада, 2020

0.015k

На что обратить внимание при взыскании сумм в порядке регресса и суброгации в Украине

30 Жовтня, 2020

0.069k

Регистрация прогулочной яхты под европейским флагом на иностранца

21 Жовтня, 2020

0.019k

Обзор мирового шиппинга за октябрь

20 Жовтня, 2020

0.033k

Открытие счета в платежной системе 3s.money

15 Жовтня, 2020

0.015k

Руководство по инвестированию для собственников

13 Жовтня, 2020

0.016k

Поставка товара без риска на условиях FOB

0.028k

Международные поставки: CPT в украинском исполнении — каких рисков остерегаться?

9 Жовтня, 2020

0.031k

Новости законодательства Мальты. Что нового для владельцев яхт?

28 Вересня, 2020

0.014k

Виртуализация рынка морских перевозок ІІ – Киберриски для портов и судоходства

23 Вересня, 2020

0.014k

Не форс-мажором единым прекращается контракт…

22 Вересня, 2020

0.018k

НЕрезидент: разбираемся в тонкостях для временного ввоза яхт

16 Вересня, 2020

0.014k

Третий лишний? Брокерская комиссия: почему важно грамотно составить договор

11 Вересня, 2020

0.021k

Панамский паспорт моряка: какие преимущества для яхтсмена?

7 Вересня, 2020

0.051k

Преимущества Кипра для яхтинга

20 Серпня, 2020

0.016k

Независимому регулированию на транспорте быть!

0.013k

Виртуализация рынка морских перевозок

4 Серпня, 2020

0.015k

Современные правовые инструменты для агробизнеса

31 Липня, 2020

0.016k

Актуальный вопрос. Временный ввоз иностранных прогулочных яхт в Грецию

0.012k

Новая жизнь портов

23 Липня, 2020

0.013k

Парижский меморандум: история вопроса

17 Липня, 2020

0.014k

Совет юриста трейдеру, или Как НЕ потерять права по договору

7 Липня, 2020

0.014k

Режим временного ввоза. Пример Турции

2 Липня, 2020

0.017k

Что такое демередж и как им правильно пользоваться

29 Червня, 2020

0.022k

Ситуация с поднятием танкера “Делфи”

0.014k

Привлекательная для бизнеса: как открыть компанию в Грузии

26 Червня, 2020

0.023k

COVID-19. Оговорка BIMCO о смене экипажей для тайм-чартеров

25 Червня, 2020

0.014k

Покупка яхты: юридические тонкости при оценке технического состояния

24 Червня, 2020

0.017k

Ликвидация компаний в ЕС: время принимать решения

22 Червня, 2020

0.012k

Нові підходи до арешту суден в Україні

18 Червня, 2020

0.018k

Режимы ограничений на судозаходы яхт (по состоянию на 16 июня)

16 Червня, 2020

0.02k

Через признание к исполнению

15 Червня, 2020

0.014k

Бизнес и кризис – что происходит в морской отрасли

0.013k

Риск – дело благородное. Но не в бизнесе

9 Червня, 2020

0.016k

Деньги, бизнес и водные пути

8 Червня, 2020

0.013k

Как возместить расходы на юристов в арбитраже GAFTA

5 Червня, 2020

0.024k

Новые правила игры для компаний-нерезидентов

0.011k

Руководство для владельцев яхт при наступлении страхового случая

4 Червня, 2020

0.284k

Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте»: важные аспекты для яхтинга

28 Травня, 2020

0.013k

Бенефициарный собственник: когда вносить данные в реестр

26 Травня, 2020

0.016k

По косточкам: разбираем проект о портовых сборах

25 Травня, 2020

0.014k

Оформление иностранной яхты в режим временного ввоза в Украине при перевозке ее автотранспортом

22 Травня, 2020

0.008k

Аграрные расписки: украинский опыт

0.013k

Своды обычаев и аресты судов: что нового в законе о ВВТ

0.014k

Закон 1210 подписан – BEPSу в Украине быть!

0.02k

О Порядке оформления прихода судов в морской порт

21 Травня, 2020

0.016k

Как открыть постоянное представительство в Украине? Пошаговый гид

20 Травня, 2020

0.014k

Режим IP-Box в Польше: как воспользоваться

17 Травня, 2020

0.024k

Выгодный тренд: ship management судна из Грузии

0.017k

Упрощённая процедура смены британского флага

7 Травня, 2020

0.014k

Защита торговой марки на таможне

4 Травня, 2020

0.018k

Как защитить себя от действий недобросовестного судовладельца по бербоут-чартеру

0.018k

Почему 64 доли в яхте?

24 Квітня, 2020

0.011k

Работа платежных систем во время пандемии COVID-19

17 Квітня, 2020

0.016k

Ограничения на судозаходы яхт (по состоянию на 17 апреля)

0.021k

Есть ли жизнь после СOVID?

16 Квітня, 2020

0.016k

Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке

0.016k

Форс-мажор: проверка, уведомление и подтверждение

10 Квітня, 2020

0.016k

Рынок земли: всё что вы хотели спросить

9 Квітня, 2020

0.014k

Временный ввоз яхт Vs пандемия COVID-19

0.017k

В Панаме создается Реестр бенефициарных собственников

8 Квітня, 2020

0.016k

Взыскание бункерного долга – когда срочность важна

7 Квітня, 2020

0.014k

Регистрация прогулочных яхт в Делавэре: что изменилось?

3 Квітня, 2020

0.013k

Interlegal отмечает растущие риски невыполнения экспортных контрактов

0.012k

Импорт яхты в Украину набирает популярность

31 Березня, 2020

0.015k

Alert: Работа сотрудников на время карантина

27 Березня, 2020

0.019k

Мировой карантин уже влияет на международную торговлю и морское судоходство в Черноморском регионе

0.011k

Alert: изменения в проформах FOSFA с 1 апреля

24 Березня, 2020

0.014k

Как защититься от действий монополиста в Украине?

0.016k

Страхование яхт: разбираемся в видах на примерах из практики

21 Березня, 2020

0.013k

Островная регистрация яхт: Джерси, Каймановы острова и Маршалловы острова

20 Березня, 2020