Цена формулировок чартера
30 Квітня, 2006
3
Как это часто бывает, случай из практики, казалось бы, не имеющий большого значения, явился поводом для выяснения вопросов, представляющих большую сложность в правовой теории торгового мореплавания. В декабре 2005 года судно под испанским флагом следовало в Николаевский морской торговый порт для погрузки груза в соответствии с чартером. По указанию поста регулирования движения судов порта Южный судно стало на якорь на подходе к этому порту. У компании-судовладельца возник вопрос о том, имеет ли право капитан судна подать нотис о готовности судна к погрузке груза фрахтователю, поскольку порт Николаев готов был принять судно. Небольшая задержка судна в ожидании лоцмана грозила большими убытками в случае опоздания судна под погрузку. Анализируя ситуацию, мы столкнулись с неоднозначностью мировой практики по вопросу об определении момента достижения судном, зафрахтованным по рейсовому чартеру, порта погрузки.
Только в 1993 году практика торгового мореплавания получила в этом отношении соответствующее закрепление.
Торговое мореплавание осуществляется в двух основных формах: трамповой и линейной. Особенно отчетливо эти формы различаются в результате анализа договора морской перевозки груза.
Несомненно, между этими формами торгового судоходства имеется много общего, что определяется экономической сущностью этих форм, когда они используются для перевозки грузов морем.
Основным содержанием договора морской перевозки груза является перемещение вещей из порта отправления в порт назначения и выдача этих вещей лицу, управомоченному на их получение. Эти условия являются общими для перевозки груза в любой форме торгового мореплавания.
Однако, имеются значительные отличия между перевозкой груза морем в трамповом и в линейном сообщении.
Предполагается, что исторически первым возникло трамповое торговое судоходство, при котором доставка груза происходит в любых возможных направлениях. При перевозке груза морем в такой форме торгового судоходства договор перевозки груза оформляется, как правило, договором чартера, название которого происходит от итальянского названия документа, который возник предположительно в XVI веке и разрезался на части, причем одна часть передавалась фрахтователю, а другая – фрахтовщику. Трамповое судно нанимается полностью или нанимается часть такого судна, либо снимаются определенные судовые помещения для перевозки, как правило, больших партий грузов, определенных родовыми признаками.
Линейное судоходство возникает тогда, когда складываются достаточно устойчивые грузопотоки в определенных направлениях. Линейные суда совершают рейсы по расписанию с заходами в определенное время в определенные порты, где осуществляется погрузка и выгрузка грузов. Возникновение линейного торгового судоходства привело к появлению такого транспортного документа как коносамент. Именно при помощи коносамента, как правило, и оформляется договор перевозки грузов при реализации его в форме линейного морского судоходства. Подача судна под обработку (погрузку или выгрузку) при такой форме судоходства определяется расписанием и принципиального значения для договора перевозки груза не имеет, поскольку договор перевозки груза, оформленный при помощи коносамента, имеет реальный характер, то есть считается заключенным только с момента фактического принятия груза к перевозке. Разумеется, отправитель и перевозчик могут заключить долгосрочный договор, предусмотренный ст. 914 Гражданского кодекса Украины. В этом случае у перевозчика груза возникает обязанность подать судно под погрузку и принять груз к перевозке в установленные сроки, причем можно оговорить наименование судна (судов), либо только их родовые признаки. У другой стороны, собственника или владельца груза, возникает обязанность передать груз для перевозки в определенном объеме.
В чартере, который носит консенсуальный характер, устанавливается обязанность фрахтовщика подать судно, находящееся в мореходном состоянии, под погрузку, принять груз и разместить его на судне в соответствии с договором. Поскольку судно в чартере определяется индивидуально, как правило, по названию, то именно это индивидуально определенное судно и должно быть подано под погрузку. Только с согласия фрахтователя или отправителя груза судно может быть заменено (субституировано) другим судном. Субституция может быть предусмотрена не только чартером, но и долгосрочным договором (оговорка о субституте). В этом случае фрахтовщик или перевозчик вправе произвести замену судна другим судном (субститутом) без дополнительного согласования. Оговорка о субституте считается в интересах фрахтовщика или перевозчика, поэтому субституция – это право фрахтовщика (перевозчика), но не его обязанность, разумеется, за исключением установления в чартере или императивным порядком обязанности субституции. Таким образом, если названное в чартере судно не может быть подано под погрузку, фрахтовщик может не подавать судно вообще. В этом случае чартер прекращается. Прекратить чартер возможно и отказом фрахтовщика произвести замену судна, которое не может быть подано под погрузку. Чартер заключается часто только на один рейс (“voyage charter”), но может заключаться и на ряд последовательных рейсов (“consecutive charter”). В последнем случае фрахтовщику принадлежит право неоднократной субституции. Несомненно, субститут должен находиться в мореходном состоянии, однако сомнительно, должен ли субститут иметь и иные признаки заменяемого судна, если это не указано в оговорке. Думается, что предоставление субститута с нарушением признаков судна, оговоренных в чартере, может быть основанием для отклонения субститута фрахтователем или отправителем, если он не выразил согласия с субституцией. Замена флага судна, оговоренного в чартере, иным флагом считается достаточным для фрахтователя (отправителя) основанием для отклонения субститута. Изменение собственника судна-субститута не считается достаточным основанием для отклонения субститута. Предоставление судна-субститута с улучшенными характеристиками не является основанием для увеличения ставки фрахта. Если в чартере отсутствует оговорка о субституте, согласие на субституцию может быть испрошено у фрахтователя (отправителя) судовладельцем или перевозчиком, если у него возникла такая надобность. Несогласие фрахтователя (отправителя) с субституцией является основанием для прекращения чартера. Подача субститута без согласования с фрахтователем (отправителем) – основание для отклонения субститута, а также основание для отказа от договора и требования о возмещении убытков, возникших у фрахтователя (отправителя) вследствие прекращения договора. Ст. 145 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает случай, когда согласие фрахтователя (отправителя) на субституцию не обязательно. Если погрузка груза на судно, предусмотренное чартером, началась, но случайно или по вине одной из сторон возникла техническая необходимость перевалки груза, у фрахтовщика возникает право перегрузить груз на другое судно, чартером не предусмотренное.
Ст. 136 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает в качестве существенного условия чартера порт отправления. Таким образом, порт погрузки в чартере может быть определен однозначно. Если порт погрузки в чартере однозначно не определен, всегда указывается срок, когда порт погрузки должен быть определен окончательно. Избрание порта погрузки называется номинированием порта. Обязанность определить порт погрузки может лежать как на судовладельце, так называемое «директивное фрахтование», так и на фрахтователе, так называемый «географический опцион». Существует также фрахтование “for order”, при котором избрать порт погрузки должен фрахтователь, но он вправе дать распоряжение (ордер) фрахтовщику направить судно или суда в любой безопасный порт или порты погрузки. Наибольшее распространение имеет географический опцион, по условиям которого фрахтователь вправе избрать один или несколько портов погрузки в определенных чартером пределах, например: в чартере может быть указан морской бассейн, побережье или страна, либо перечислены несколько портов, из которых фрахтователь может выбрать. Иногда указывается участок береговой полосы, обозначенный двумя крайними портами, так называемый «рэндж» (range). В любом случае избранный порт должен быть безопасным. Если избран порт, во время стоянки в котором судно может подвергаться опасности, сторона, избравшая такой порт, обязана возместить убытки другой стороны, если они возникнут. Порт должен быть безопасным при подписании чартера, при последующем избрании в соответствии с условиями чартера, а также в момент подхода к нему судна. Критерии безопасного порта (safe port) подразделяются на навигационные, санитарные и политико-правовые. Если в чартере срок, когда должен быть номинирован порт не указан, обязанность номинировать порт в пределах разумного времени лежит на фрахтователе, если иное не следует из договора. Если номинирован небезопасный порт, пропущен срок номинирования порта, фрахтователь в разумное время не уведомил фрахтовщика о номинировании порта, фрахтовщик может в одностороннем порядке отказаться от чартера.
В чартере может быть указан не только порт погрузки, но и место погрузки груза, которое обязательно для фрахтовщика. Это место должно быть безопасным, пригодным для погрузки груза, таким в котором судно может оставаться на плаву, которое судно может достичь без опасностей и из которого может выйти с грузом. Место погрузки считается условием, связывающим фрахтователя, которое может быть уточнено фрахтователем за свой счет. Место погрузки, разумеется, связывает и фрахтовщика, и не может быть изменено ним в одностороннем порядке. Исключение составляют случаи, когда фрахтователем указано место, непригодное для погрузки груза, или несколькими фрахтователями указаны разные места погрузки груза. В этих случаях фрахтовщик вправе подать судно под погрузку в место погрузки, обычно используемое в данном порту. При перевозке груза в линейном сообщении место погрузки определяется перевозчиком. Это правило достаточно логичное, поскольку в линейном сообщении перевозятся в большинстве штучные грузы, доставка которых к борту судна не представляет проблемы. Кроме того, линейные суда подаются, как правило, только к определенным причалам данного порта. Если судно подано под погрузку груза в необычное для данного порта место, в обязанности перевозчика может входить уведомление об этом грузовладельца или отправителя. Если в чартере место погрузки груза не указано, фрахтовщик или перевозчик вправе подать судно в обычное для данного порта место. На практике пространственные пределы порта, достижение которых по обычаям порта считается подачей судна в порт, называются коммерческой зоной порта.
Огромное значение для перевозки груза по чартеру имеет срок подачи судна в порт погрузки. Этот срок называется позицией судна. Позиция судна измеряется, как правило, в днях. Позиция судна может быть установлена в виде фиксированной даты. В этом случае такая дата называется датой канцеллинга, или просто канцеллингом. Однако, часто позиция обозначается в виде отрезка времени, определенного двумя датами: начальной, или наиболее ранней датой, которая называется лэйдэйс, и конечной, или предельно допустимой для подачи судна под погрузку датой, – канцеллинг. Дата канцеллинга может быть не указана в чартере однозначно, но в этом случае в чартере должно содержаться правило определения такой даты. Если судно не подано под погрузку к дате канцеллинга, фрахтователь получает право отказаться от договора в одностороннем порядке без обращения в суд (канцеллировать чартер) и потребовать возмещения убытков. Правда, в некоторых проформах чартера содержится обыкновенное условие о том, что если фрахтователь получит сообщение фрахтовщика или капитана судна о предполагаемом опоздании судна, у фрахтователя возникает обязанность уведомить фрахтовщика или перевозчика о своем намерении расторгнуть чартер. Если фрахтовщик или перевозчик не будет уведомлен о таком намерении, право фрахтователя канцеллировать чартер утрачивается. Счет сталийного времени не может начинаться раньше даты лэйдэйса без согласия фрахтователя. Как правило, начало отсчета сталийного времени связывается с истечением определенного времени после вручения фрахтовщиком или перевозчиком груза по чартеру уведомления (нотиса) о готовности судна к погрузке груза или о том, что судно будет готово к погрузке груза в определенное время, в письменной форме фрахтователю или отправителю, если он указан фрахтователем. Нотис может быть вручен только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания. Если судно не готово к погрузке в указанное в нотисе время, нотис считается неподанным, а убытки, причиненные фрахтователю в связи с вручением нотиса в таком случае, подлежат возмещению перевозчиком. Практически обязанность вручения нотиса лежит на перевозчике или капитане зафрахтованного судна.
Чартеры различаются в зависимости от того, указан ли в них только порт погрузки, либо док или причал. Если из чартера можно определить лишь порт погрузки, такой чартер называется «чартер на порт», или портовым чартером; если в чартере указан док, такой чартер называется «чартер на док», или доковым чартером; если в чартере указан причал или иное место погрузки, чартер называется «чартер на причал». В Правилах истолкования сталии в рейсовом чартере, выпущенных в 1993 году совместно БИМКО, ММК, ФОНАСБА и ИНТЕРКАРГО, портом погрузки признается район, где судно производит погрузку или выгрузку у причала, якорной стоянки, плавучего буя или тому подобного места, включая обычные места, где суда ожидают своей очереди, или где им указано, или где они обязаны ожидать своей очереди независимо от расстояния от этого района. Таким образом, при портовом чартере нотис может быть вручен до достижения обычных для данного порта мест ожидания. При доковом чартере судно считается прибывшим только, если оно вошло в док, а при чартере на причал – если оно в соответствии с условиями чартера надлежащим образом ошвартовалось у причала (иного места погрузки), следовательно, нотис может быть подан не ранее чем судно вошло в док или ошвартовалось у причала (иного места погрузки). Однако, все же можно фрахтовщику или перевозчику ставить вопрос о начале отсчета сталийного времени еще до вручения фрахтователю нотиса на основании оговорок, внесенных в доковый или причальный чартер, при условии что судно вошло в порт погрузки (выгрузки). Примерные оговорки: «время, потерянное в ожидании причала, считается временем погрузки (выгрузки)»; «независимо от того, у причала или нет»; «независимо от очереди».
Например, в соответствии с п. 4.3.5 Правил плавания и лоцманской проводки судов в северо-западной части Черного моря, Бугско-Днепровско-лиманском и Херсонском морском каналах, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 06.03.1998 № 69, в случае закрытия канала, неприема судна портом назначения, ледовых ситуаций и других уважительных причин, судно, по указанию поста регулирования движения судов (ПРДС) порта Южный должно становиться на якорь в районе якорной стоянки № 354 или иной якорной стоянки, например, №№ 357, 358, получив предварительное разрешение ПРДС. Таким образом, может сложиться ситуация, при которой морское судно, готовое к приему портом, например, Николаев, должно стоять на якоре на подходе к порту Южный. В этом случае нотис о готовности судна к погрузке груза может быть подан капитаном судна, зафрахтованного по рейсовому чартеру на порт, хотя коммерческая зона порта Николаев и не достигнута. Капитан судна, зафрахтованного по доковому или причальному чартеру, такого права не имеет. Право на уведомление о готовности судна к погрузке в последнем случае не возникает и по прибытии судна в порт погрузки груза вплоть до постановки судна к причалу или в док. Однако, заход судна в порт погрузки может служить в этом случае основанием для начала отсчета сталийного времени, хотя нотис о готовности судна к погрузке и не вручен, если из чартера следует, что расходы, связанные с ожиданием причала, относятся за счет фрахтователя. Игнорирование отсутствия права на уведомление о готовности судна к погрузке груза только на том основании, что у фрахтовщика или перевозчика возникло право начать отсчет сталийного времени, чревато тем что нотис, поданный при отсутствии права на его подачу, будет считаться неподанным, а убытки, причиненные фрахтователю подачей нотиса, будут возмещены перевозчиком.
Богатая практика специалистов нашей юридической фирмы однозначно свидетельствует о необходимости внимательного отношения к любым условиям чартера.