Договор фрахтования судна на определенное время
1 Лютого, 2002
13
Как известно статьи 203 – 214 Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ) регламентируют фрахтование судов на определенное время. В данной статье приводятся содержания договоров тайм-чартера и бербоут-чартера. Также представлена проформа универсального тайм чартера.
По договору фрахтования судна на определенное время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно для перевозки пассажиров, грузов и иных целей торгового мореплавания на определенное время. По договору тайм-чартера судовладелец предоставляет судно, укомплектованное экипажем, а по договору бурбоут-чартера судовладелец предоставляет судно, не укомплектованное экипажем и не снаряженное.
Юридическая компания Interlegal уже более 20 лет практикует в сферах Transport, Shipping and International Trade. Наши юристы помогут найти наилучшие решения для Вашего бизнеса. Наши услуги в сфере морского права
Договор фрахтования судна на определенное время заключается в простой письменной форме. Существенными условиями договора фрахтования судна на определенное время являются: название судна, его технические и эксплуатационные данные, район плавания, цель фрахтования, размер фрахта, срок действия договора, место приема и сдачи судна.
Судовладелец обязуется передать судно фрахтователю в состоянии, пригодном для использования по назначению, которое определяется целью, предусмотренной договором фрахтования судна на определенное время.
При фрахтовании судна по тайм-чартеру судовладелец обязуется снарядить судно и укомплектовать его экипажем, а также поддерживать судно в течение срока тайм-чартера в мореходном состоянии, оплачивать его страхование и содержание судового экипажа.
Фрахтователь судна по договору фрахтования на определенное время владеет судном, пользуется им от своего имени, что сближает договор фрахтования судна на определенное время по правовой природе с договором имущественного найма. Капитан судна и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям фрахтователя. Фрахтователь несет ответственность по обязательствам, которые вытекают из документов, подписываемых капитаном судна в доказательство заключения договоров перевозки и во исполнение этих договоров. Фрахтователь по договору тайм-чартера не имеет права давать капитану судна распоряжения по судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа.
В случае возникновения убытков, вызванных спасанием, повреждением судна или его гибелью, фрахтователь по договору фрахтования судна на определенное время обязан возместить эти убытки в соответствии с наличием его вины в причинении таких убытков. Вина фрахтователя презюмируется и, если он возражает против возмещения за его счет убытков судовладельца, фрахтователь должен доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.
В случае гибели судна фрахтователь по договору фрахтования судна на определенное время должен уплатить судовладельцу фрахтовую ставку по день гибели судна, а если этот день установить невозможно – по день получения последнего известия о судне. От уплаты фрахта и других платежей по судну фрахтователь освобождается за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. Однако, если немореходное состояние судна возникло по вине фрахтователя, то он должен уплачивать фрахт судовладельцу в порядке и сроки, предусмотренные договором фрахтования судна на определенное время. В этом случае фрахтователь также обязан за свой счет производить все расчеты по расходам судна, которые относятся к его обязанностям, несмотря на непригодность судна к эксплуатации вследствие его немореходного состояния.
Если в период действия договора фрахтования судна на определенное время судно предоставило услуги по спасанию на море, вознаграждение, причитающееся за это судну, зафрахтованному по договору тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем после вычета сумм убытков, понесенных судном, и сумм, причитающихся его экипажу. Если судно было зафрахтовано без экипажа, то вознаграждение, причитающееся фрахтователю, определяется в соответствии с правилами, регламентирующими отношения по поводу вознаграждения за спасение на море, так, как судовладельцу.
Конечно, договор фрахтования судна на определенное время не исчерпывается такими его видами, как тайм-чартер и бербоут-чартер. Хотя именно между этими видами договоров лежит условная линия, которая разделяет договора фрахтования судов на определенное время в зависимости от того, какой объем прав передает судовладелец фрахтователю по управлению судном и контролю над его экипажем. К договору бербоут-чартера примыкает договор димайз-чартера, по которому фрахтователь на срок договора просто нанимает экипаж судна, члены которого становятся временными работниками фрахтователя на время чартера. К договору бербоут-чартера примыкает также договор лизинга судна, по которому фрахтователь принимает на себя обязательство приобрести право собственности на судно по истечении срока договора. В свою очередь, к договору тайм-чартера примыкают договора, которые трудно бывает отличить от рейсового чартера, например, дейли-чартер или, так называемый, рейсовый тайм-чартер, по которым судно нанимается с экипажем, но фрахтователь принимает на себя расходы по судну на время выполнения определенного рейса или достижения иной цели, предусмотренной договором фрахтования на время.
Договоры фрахтования судов на время радикально отличаются от договоров морской перевозки тем, что фрахтователь по договору фрахтования судна на определенное время становится фрахтовщиком по договорам перевозки, которые он заключает с грузовладельцами, отправителями и получателями. Фрахтователь по договору фрахтования судна на время принимает на себя ответственность и издержки по морскому предприятию. В морской перевозке термин “морское предприятие”, применяется для обозначения судна, груза и фрахта в их совокупности, и, поскольку фрахтователь по договору фрахтования судна на время принимает на себя ответственность за судно перед судовладельцем, такой фрахтователь представляет интересы судна. В морском праве сложилась весьма специфическая система договоров. Элементы договора перевозки часто сочетаются с элементами договора имущественного найма. В соответствии со степенью замещения элементами имущественного найма элементов перевозки можно условно выстроить такой спектр договоров, опосредствующих отношения перевозки: договор собственно перевозки по коносаменту – рейсовый чартер – тайм-чартер – бербоут-чартер.
Правила, регулирующие отношения имущественного найма, которые, несомненно, присутствуют в договоре фрахтования судов на определенное время, конкретизируют правила, регулирующие эти отношения нормами гражданского права вообще. Например, ст. 206 КТМ предусматривает, что фрахтователь может в пределах прав, предоставленных ему по договору фрахтования судна на определенное время, заключить от своего имени самостоятельный договор фрахтования судна с третьими лицами. Это правило можно толковать как специальную норму, предусмотренную законом, конкретизирующую правило, предусмотренное ст. 267 Гражданского кодекса, о том, что сдача нанимателем нанятого имущества в поднаем допускается лишь с согласия наимодателя, если иное не предусмотрено императивными или диспозитивными, регулирующими отношения сторон. Таким образом, если вообще по правилам, регулирующим отношения аренды, арендатор не вправе сдать имущество в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды, то тайм-чартерный или бербоут-чартерный фрахтователь имеет право сдать зафрахтованное судно в субчартер, если это прямо не запрещено ему договором с судовладельцем.
Для заключения договора фрахтования судна на время часто используются правовые обыкновения, то есть типовые формы договоров, разработанные различными морскими организациями.
Наиболее распространенной проформой тайм-чартера является “Балтайм 1939”. Эта проформа была принята Комитетом по документации Палаты судоходства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Комитетом по документации Японской судоходной биржи. 1 января 1974 эта проформа пересматривалась, в результате чего была принята “Боксовая форма 1974” этого универсального тайм-чартера. Во вступительной части чартера указано название судна, валовая (брутто) и чистая (нетто) регистровая вместимость, класс судна, мощность двигателей, полная грузоподъемность, емкость грузовых помещений для зернового и кипового груза в кубических футах, вместимость постоянных бункеров для топлива, скорость хода, потребление топлива, местонахождение судна в момент фрахтования и наименование судовладельца и фрахтователя.
В чартере определяется срок аренды судна, порт и время сдачи его в тайм-чартер, характер подлежащего перевозке груза и район плавания. Плавание может происходить лишь между безопасными портами или пунктами в пределах обусловленного района, причем судно постоянно должно находиться на плаву.
Судовладелец обязан: обеспечить все судовые припасы, выплату заработной платы, уплату страховой премии по судну, предоставить необходимое снаряжение и поддержание судна, его корпуса и машин в годном для плавания состоянии во время нахождения судна в тайм-чартере; обеспечить судно лебедками, стрелами и обычными шкентелями, которые могут поднимать груз весом до 2 т; предоставлять по одному лебедчику на люк (дополнительных лебедчиков оплачивает фрахтователь, который оплачивает также расходы по найму береговых лебедчиков, если грузчики откажутся работать с лебедчиками из числа судовой команды или если это не разрешается местными правилами).
Фрахтователь обязан предоставить и оплатить топливо, включая топливо для камбуза, оплачивать портовые, лоцманские, маячные, буксирные, консульские, канальные, причальные и другие сборы и пошлины, всевозможные иностранные муниципальные и государственные налоги, а также причальные или корабельные сборы в портах приемки судна в аренду и сдачи из аренды. Фрахтователь также оплачивает агентское и комиссионное вознаграждение, организует и оплачивает погрузку, трюмные работы, выгрузку, взвешивание, подсчет и сдачу груза, наблюдение за люками, приобретение сепарационного материала и устройство продольных переборок в трюмах судна, оплачивает все прочие расходы, включая расходы по карантину.
Фрахтователь в порту приемки, судовладелец в порту сдачи судна обязаны принять и оплатить все находящееся на борту судна топливо по существующим в этих портах ценам.
Установленная по соглашению сторон месячная арендная плата вносится вперед, иначе судовладелец имеет право изъять судно из эксплуатации фрахтователя без каких-либо судебных или иных формальностей.
Фрахтователь обязан сдать судно обратно после истечения срока чартера в том же состоянии, в котором оно было ему передано.
Все грузовые помещения и палуба предоставляются в распоряжение фрахтователя. В пользовании судовладельца остаются только жилые помещения для капитана, командного состава и команды судна, а также кладовые для такелажа, снастей, снаряжения и судовых припасов.
n
Капитан обязан осуществлять все рейсы с наибольшей скоростью, подчиняться распоряжениям фрахтователя, касающимся эксплуатации судна, агентирования и других вопросов, связанных с перевозками. Фрахтователь отвечает за все последствия или обязательства, возникшие в результате подписания капитаном, командным составом или агентами судна коносаментов и других документов, за последствия выполнения капитаном всякого рода распоряжений фрахтователя, за неправильное оформление судовых документов и перегруз судна.
Если фрахтователь недоволен поведением капитана, командного состава или судовых механиков, судовладелец обязан срочно расследовать заявление об этом фрахтователя и, если необходимо и возможно, произвести соответствующие изменения в личном составе.
Фрахтователь снабжает капитана всеми инструкциями и навигационными пособиями, а капитан и старший механик ведут подробные журналы, доступные обозрению фрахтователя и его агентов.
Судовладелец не отвечает за недостачу, смешение и маркировку, за количество штук или мест и повреждение груза, вызванные ненадлежащей его укладкой или другими причинами, но он отвечает за задержку в сдаче судна, за задержку судна во время действия чартера, потерю и повреждение груза на борту судна только в том случае, если это вызвано отсутствием должной заботливости со стороны судовладельца или его управляющего в обеспечении мореходности судна или его снаряжения или явилось следствием какого-либо иного действия, упущения или ошибки судовладельца. Во всех остальных случаях судовладелец не отвечает ни за повреждение, ни за задержку, даже если они явились следствием небрежности или упущения служащих судовладельца.
Фрахтователь отвечает за убытки и вред, причиненные судовладельцу грузами, погруженными вопреки условиям чартера, или в результате неправильной, небрежной погрузки и укладки грузов, или какими-либо иными неправильными или небрежными действиями фрахтователя или его служащих.
В том случае, если фрахтователь требует круглосуточной работы, он обязан возместить судовладельцу сумму, уплаченную командному составу и экипажу судна за сверхурочные работы в соответствии с законом страны, под флагом которой плавает судно.
Судовладелец имеет залоговое право на все принадлежащие фрахтователю грузы и на причитающийся фрахт в обеспечение своих требований по чартеру, а фрахтователь – на судно в обеспечение сумм, уплаченных судовладельцу, но не отработанных.
Вознаграждение за спасание и оказание помощи другим судам делится поровну между судовладельцем и фрахтователем после вычета доли, причитающейся капитану и экипажу, и всех прочих законных расходов, включая арендную плату, уплаченную за время, потерянное судном на спасание, а также стоимость исправления повреждений и израсходованного топлива.
Фрахтователь может сдать судно в субаренду, известив об этом судовладельца, но он отвечает за надлежащее выполнение чартера.
В тайм-чартере оговаривается, что арендная плата не участвует в контрибуционном капитале при распределении общей аварии.
Основной обязанностью фрахтователя по договору тайм-чартера является уплата фрахтовой ставки авансом до начала расчетного периода, и невыполнение фрахтователем этого условия влечет, как правило, возникновение права судовладельца на досрочное расторжение договора, не прибегая к судебной процедуре. Однако, если фрахтователь, неудовлетворенный таким действием судовладельца, которое является реализацией этого права, обратится в суд, то суд должен будет рассмотреть спор. Решение суда по такому спору представляет собой не расторжение договора, а только подтверждение правомерности аннулирования тайм-чартера судовладельцем, что и имело место, например, в решении Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Украины от 11.01.00 по делу МАК № 9к/99.