Договор морского страхования
15 Листопада, 2003
11
Главное назначение морского страхования заключается в создании фонда для возмещения имущественных потерь, вызванных непредвиденными событиями.
Имущественные потери возникают вследствие: повреждения или гибели судов, грузов в результате воздействия опасностей и случайностей морской стихии – шторма, например; необходимости понести затраты или пожертвования для того, чтобы избежать возникновения убытков или уменьшить их размер – уплатить вознаграждение спасателям, пожертвовать частью груза для спасения судна и оставшегося груза, например.
В соответствии со ст. 239 КТМ Украины, по договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключен договор, понесенный ущерб.
Объектом морского страхования может быть любой связанный с мореплаванием имущественный интерес, а именно: судно, в тому числе и строящееся, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, прибыль, которая ожидается от груза и требования, обеспеченные судном, грузом и фрахтом, заработная плата, иные виды вознаграждения капитана, других лиц судового экипажа, гражданская ответственность судовладельца и перевозчика, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).
Объект страхования – существенное условие договора морского страхования, таким образом, указание в договоре морского страхования объекта страхования обязательно для наличия договора.
Украинское законодательство требует, чтобы наличие и содержание договора морского страхования были подтверждены письменными доказательствами.
В соответствии со ст. 244 КТМ Украины страховщик обязан по требованию страхователя выдать ему за своей подписью документ, который содержит условия договора морского страхования, например: полис, страховой сертификат.
Если страхователь систематически получает или отправляет морем значительные партии грузов, страхование осуществляется по генеральному полису. В этом случае для избежания оформления страхования по поводу каждой отправки груза стороны могут заключить договор о том, что все грузы, которые отправляются или получаются страхователем в определенный период времени, считаются застрахованными. Такой договор называется генеральным (ст. 253 КТМ Украины).
При заключении генерального договора страхование отдельных отправок груза осуществляется без заключения отдельных договоров по каждой отправке. Однако, это не освобождает страхователя от обязанности сообщать страховщику все необходимые данные по каждой отправке, в частности, наименование судна, на котором перевозится груз, путь следования груза, страховую сумму (ч. 1 ст. 254 КТМ Украины), а страховщик – от обязанности выдать страхователю по его требованию полис или страховой сертификат на любую отправку (ч.1 ст. 255 КТМ Украины). Если полис или страховой сертификат не соответствуют генеральному полису, то применяется правило, закрепленное ч. 2 ст. 255 КТМ Украины, о том, что преимущество отдается полису или страховому сертификату.
Возможные опасности и случайности, при которых возникают убытки, называются страховыми рисками.
Наступление факта, который в договоре морского страхования предусмотрен в качестве страхового риска, называется страховым случаем.
Существенным условием договора морского страхования является страховая сумма, на которую страхователь страхует свой имущественный интерес. Закон обязывает страхователя при заключении договора морского страхования объявить сумму, на которую он страхует имущественный интерес (ч. 1 ст. 250 КТМ Украины).
Страховая сумма может совпадать или не совпадать со стоимостью имущественного интереса, который был застрахован. Фактическая стоимость страхового интереса называется страховой стоимостью. Если страховая сумма совпадает со страховой стоимостью, то при наступлении страхового случая страховщик уплачивает страховое возмещение, которое равняется страховой сумме. Если страховая сумма ниже страховой стоимости, страховщик отвечает за убытки пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости (ч. 2 ст. 250 КТМ Украины).
Так, допустим, что страховая стоимость страхового интереса – 600 000 грн., страховая сумма – 400 000 грн. При полной гибели застрахованного имущества страховое возмещение составит 400 000 грн. При частичной гибели или повреждении имущества, например, на суму 90 000 грн., страховое возмещение составит (400 000 : 600 000 = 60 000 : 90 000) 60 000 грн.
В зависимости от характера и степени вероятности страхового риска, а также от размера страховой суммы, определяется размер страховой премии.
Договор морского страхования является двухсторонним, то есть таким, который возлагает взаимные права и обязанности на стороны этого договора.
- По договору морского страхования страхователь обязан:
- своевременно уплатить страховую премию;
- сообщить страховщику при заключении договора сведения об обстоятельствах, которые ему известны или должны быть известны и которые могут иметь существенное значение для определения ступени риска и для решения страховщиком вопроса о принятии риска на страхование и об условиях страхования;
- немедленно, как только это станет ему известно, уведомить страховщика о любых существенных изменениях, которые произошли с объектом или в отношении объекта страхования (перевалка, отклонение от обусловленного или обычного пути и т.п.);
- при наступлении страхового случая принять все зависящие от него меры с целью избежания и уменьшения убытков, немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая, выполнять указания страховщика.
Если страхователь понесет затраты в целях избежания или уменьшения убытков, а также в связи с исполнением распоряжений страховщика, последний должен возместить страхователю такие затраты пропорционально отношению страховой суммы и страховой стоимости (ст. 267 КТМ Украины).
Основной обязанностью страхователя является возмещение убытков в соответствии с условиями договора морского страхования, которые были понесены в результате страхового случая.
Кроме уплаты страхового возмещения страховщик возмещает затраты по общей аварии, даже если эти два вида платежей превосходят страховую сумму (ст. 268 КТМ Украины).
В страховой практике часто используются типовые условия договора морского страхования. Наиболее часто используются условия “с ответственностью за все риски”. В договоре предусматривается лишь небольшой перечень ограничений.
Значительно меньший объем ответственности страховщика при страховании грузов на условиях “с ответственностью за частную аварию”. В этом случае возмещаются убытки, которые возникли вследствие наступления случайностей или опасностей, предусмотренных в самих условиях договора морского страхования.
Наиболее узкое страховое покрытие предоставляется на условиях “без ответственности за повреждения, кроме случая гибели”. При таких условиях возмещаются убытки лишь от полной гибели всего или части груза, которые возникли вследствие наступления рисков, которые были предусмотрены условиями договора морского страхования.
Типовые условия страхования судов более разнообразны и чаще дополняются специальными условиями, оговоренными в договоре.
В случае полной фактической гибели застрахованного имущества, то есть уничтожения судна или груза, страховщик выплачивает страховую сумму, причем к нему с его согласия переходят все права на застрахованное имущество, если страховая сумма равна страховой стоимости имущества. Если страховая сумма меньше, чем страховая стоимость, то к страховщику переходит право на часть имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Такой переход права страховщика на застрахованное имущество называется суброгацией (ст. 269 КТМ Украины).
В случаях полной конструктивной гибели, пропажи судна без вести, а также захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более шести месяцев, страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество и получить полную страховую сумму. Такое заявление называется заявлением об абандоне.
Абандон – односторонняя сделка, которая может быть совершена в течение шести месяцев с момента истечения указанных сроков или наступления указанных обстоятельств.
Заявление об абандоне не может быть сделано под условием и не может быть взято обратно (ч. 3 ст. 272 КТМ Украины).
Нормы, регулирующие отношения по поводу абандона, императивны и не могут быть изменены соглашением сторон договора морского страхования.
К страховщику, который уплатил страховое возмещение, переходит в пределах уплаченной суммы право требования к лицу, ответственному за причиненный вред. Страхователь обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком прав, которые перешли к нему (ст. 275 КТМ Украины).
Передача страхователем страховщику права на возмещение убытков за счет третьих лиц осуществляется только с согласия страховщика, как правило, в письменной форме (subrogation form), то есть такой переход прав страхователя к страховщику после уплаты им страхового возмещения также является суброгацией, причем ясно, что суброгация, в отличие от абандона, сделка двухсторонняя.
В нашей практике имел место следующий случай. Украинская страховая компания заключила договор страхования морского судна с его оператором, американской судоходной компанией, действующей на основании поручения судовладельца – компании, зарегистрированной в Великобритании.
Согласно рапорта капитана судна произошло обесточивание судна, когда судно шло под тралом, Несмотря на то, что причины обесточивания судна не были установлены, был возбужден валогенератор. При достижении напряжения в 200 вольт было обнаружено появление дыма, после чего возбуждение было снято. Страхователь – оператор судна заявил страховщику об убытках и потребовал их возместить.
При выяснении обстоятельств случая в журнале замеров сопротивления агрегатов судовой электростанции была обнаружена отметка о том, что необходим ремонт валогенератора, а доказательств проведения такого ремонта представлено не было.
10 апреля 2002 года в порту Лас-Пальмас Российским морским регистром судоходства было проведено освидетельствование электрооборудования судна, причем было вынесено решение о негодности к эксплуатации электрооборудования судна. Естественный износ изоляции требовал проведения заводского технического обслуживания валогенератора и применения особых методов восстановления сопротивления изоляции. Таким образом, был сделан вывод о том, что причиной выхода валогенератора из строя явилось старение и естественный износ изоляции.
Принимая во внимание, что страховщик не отвечает за убытки, которые наступили вследствие ветхости судна и его оборудования, их изношенности от времени или обычного использования, а договором страхования иное не предусмотрено, страховая компания приняла решение о непризнании данного случая страховым и отказе в выплате страхового возмещения.