ДОГОВОРНЫЕ АСПЕКТЫ СУДОРЕМОНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17 Липня, 2005
9
Положительная динамика развития транспортной отрасли Украины и подъем мирового фрахтового рынка вызвали в настоящее время оживление и в сфере судоремонта.
Параллельно с увеличением производственного объема увеличилось и количество хозяйственных споров, финансовых и юридических проблем, в основном вызванных конфликтами между Исполнителями работ (СРЗ) и Заказчиками (Судовладельцами). Зачастую эти конфликты вызваны непониманием сторонами многих аспектов отношений в связи с судоремонтом и заключением «коротеньких договоров» – «лишь бы было для налоговой». Очевидно, что если бы еще на стадии переговоров стороны обсудили весь спектр условий будущих отношений между ними и процедуры их реализации, а также закрепили достигнутые договоренности в соглашении, то многих проблем удалось бы избежать.
Итак, приближается время ремонта судна, и Судовладелец, либо назначенное им лицо, начинает искать базу ремонта. Составляется общая Предварительная ремонтная ведомость, и рассылаются запросы на судоремонтные предприятия. После анализа ответов от потенциальных исполнителей Судовладелец делает свой выбор и вступает в предварительные переговоры.
Итоги таких переговоров рекомендуем закрепить в Протоколе намерений. Речь идет не о декларативном документе неконкретного содержания (встретились-поговорили-разошлись), а о протоколе, описывающем процесс проведенных переговоров и закрепляющем их результат.
В Протоколе намерений целесообразно отразить: стороны будущего договора и рассматриваемое судно; предполагаемые дату начала ремонта, его продолжительность и стоимость; комплект документов, который должен быть предоставлен Заказчиком Исполнителю для подписания договора.
Последний пункт имеет особое значение, поскольку для Исполнителя крайне важно проверить статус компании, с которой будет заключен Договор, проверить статус судна и заранее узнать его основные характеристики, а также уяснить связь между будущей стороной по договору и собственником судна (если они не совпадают), определить плательщика и ответственное лицо.
Сегодняшняя практика организации судоремонта в Украине идет по пути заключения договоров не напрямую СРЗ – Судовладелец, а предполагает участие коммерческих структур, выполняющих различные функции: от реальной организации судоремонта (в.т. числе с привлечением СРЗ), до чисто посреднических. Со стороны «судна», например, может выступать не собственник, а фрахтователь, коммерческий агент или тоже посредник. Четкое определение всего круга «действующих лиц» крайне важно для успеха самого процесса ремонта и для разрешения возможных недоразумений, споров, или даже конфликтов.
Как правило же, договор подписывают одни лица, а практически ремонтом занимаются другие – СРЗ и собственник судна. В результате договорные отношения и фактические не совпадают по субъектам, и, зачастую, по сути. При возникновении же «осложнений» во взаимоотношениях, эти обстоятельства только еще больше их усугубляют.
Авторитетнейшей неправительственной организацией судовладельцев и морских брокеров, Балтийским и Международным Морским Советом (BIMCO), разработаны и рекомендованы для широкого использования две проформы договоров: Стандартный договор на судоремонт (REPAIRCON) и Стандартный договор на незначительные ремонтные работы (MINREPCON). Данные проформы, как и все проформы договоров, рекомендованные или разработанные BIMCO, носят рекомендательный характер и являются замечательной основой для будущего договора, но только основой. Практический профессионально разрабатываемый договор требует существенных дополнений и адаптации для каждого конкретного случая.
Договор, разработанный нами, составляет около 15 страниц, и на практике не все контрагенты наших клиентов желают его подписывать – слишком уж детально регламентированы многие вопросы.
Итак – краткое описание структуры Договора о судоремонте, его основные разделы и их содержание.
Не надо бояться писать объемный договор. Чем детальнее прописаны действия сторон и особенно последствия этих действий – тем лучше. Если, конечно стороны преследуют добросовестные цели. Необходимо избегать громоздких и вычурных формулировок. Договор должен точно и полно отобразить достигнутые договоренности. Нельзя оставлять что-то «между строк» или что-то подразумевать, при этом отображая на бумаге иное. Существуют реальные законные механизмы отображения любых договоренностей и процедур, определенных сторонами. Нужно только профессионально к этому подойти.
В преамбуле договора необходимо полно и точно указать наименования сторон, их юрисдикции, имена и полномочия лиц, действующих от имени сторон. В первом разделе договора рекомендуем определить трактовку терминов и понятий, используемых в договоре. От их точного определения и единообразного понимания сторонами во многом зависит точность исполнения ими условий договора. Разногласия могут возникнуть и по самым простым (с первого взгляда) понятиям, ведь даже что такое сам «ремонт» стороны могут понимать по-разному. Во втором разделе договора целесообразно отразить порядок осуществления работ, их продолжительность, нормативное и техническое регулирование их выполнения, вопросы поставки и использования материалов и запчастей, выполнение работ с привлечением субподрядчиков.
Можно выделить в отдельный раздел (оговорить) возможность и порядок осуществления каких-либо работ Судовладельцем самостоятельно, а также его право по контролю выполнения работ Исполнителем.
Необходимо детально описать процедуры передачи Судовладельцем и принятия Исполнителем судна в ремонт, а также возврат Исполнителем и принятие Судовладельцем судна из ремонта. Здесь же целесообразно предусмотреть возможность аннуляции договора каждой из сторон еще до передачи/принятия судна в ремонт.
Следующий раздел – финансовые условия. Первое.- необходимо определить цену и общую сумму договора, а точнее: порядок их определения, формирования и согласования.
Детально определяется порядок осуществления платежей – сколько, когда и на какой счет. Ни в коем случае нельзя связывать момент возникновения обязательства по платежу у Судовладельца с датой получения им счета, т.к. это довольно трудно доказать (особенно при наличии определенного умысла). Желательно указать в договоре банковские реквизиты для платежей. В следующем разделе необходимо оговорить взаимную ответственность сторон: за утрату или повреждение имущества, за смерть или ущерб здоровью. Можно оговорить договорное ограничение размера ответственности и компенсационные выплаты, возможную ответственность перед третьими лицами. Логично включить условия по форс-мажору.
Вопрос ответственности и гарантий крайне важен и очень интересен. Особенно в части обеспечения этой ответственности. И если со стороны судовладельца это обеспечение понятно – само судно, то со стороны исполнителя ремонта этот вопрос необходимо четко определить. Если исполнителем по договору судоремонта выступает не СРЗ, а коммерческое предприятие, которое, как правило, не обладает собственными имуществом и средствами, достаточными для обеспечения ответственности по договору, то судовладельцу целесообразно поставить вопрос о страховании коммерческих рисков исполнителя либо о поручительстве. Поручителем в данном случае могут выступать разные лица: учредитель фирмы-исполнителя судоремонта, финансовая структура и т.д.
Далее в договоре следует отразить: гарантии, предоставляемые Исполнителем на выполненные работы; критерии оценки качества работ, а также порядок выявления и устранения дефектов; возможность, порядок и последствия расторжения договора (после начала, но до окончания выполнения работ); страхование рисков; условия по защите информации и интеллектуальной собственности; порядок разрешения споров между сторонами. Здесь необходимо указать: применяемое право и подсудность, место рассмотрения спора и состав суда, язык и процедуру судебного разбирательства, порядок исполнения и обжалования решений суда (арбитража). Также хочется отметить, что адреса и другие реквизиты сторон должны быть указаны точно, правильно и полностью. Можно указать отдельно адрес зарегистрированного офиса и адрес для корреспонденции – главное, чтобы ее (корреспонденцию) можно было бы туда доставить.
Возможно, что некоторые договора при таком детальном подходе и не были бы заключены, но нам кажется, что лучше не заключить договор вообще, чем делать работу ради самой работы, а потом тратить время и средства на решение конфликтов друг с другом.