ФИЛИАЛЫ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ
15 Липня, 2008
23
ФИЛИАЛЫ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ
Рубрика ПРАВИЛА ИГРЫ
Подрубрика финансовые организации
Автор Гурецкая К.
Редактор Завьялова Е.
Корректор – Тимошенко Ю.
Вступление Украины в ВТО дало новый толчок для развития инвестиционной политики. Однако не всегда урегулирование каких-либо механизмов на законодательном уровне создает благоприятные условия для их практического функционирования.
Поток иностранных инвестиций в украинскую экономику напрямую зависит от того, как грамотно будет построена государственная политика Украины в сфере инвестиций, их защиты и гарантий, насколько полно и открыто данный вопрос будет урегулирован законодательно. В данном случае речь пойдет об инвестировании в банковскую деятельность, а именно о возможности открытия филиалов иностранных банков в Украине.
7 декабря 2000 года Верховной Радой Украины был принят закон “О банках и банковской деятельности” № 2121-ІІІ (далее — Закон), который стал основным нормативным документом, регулирующим экономические, организационные и правовые аспекты создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков в Украине.
До 2006 года Закон вообще не содержал норм, регулирующих порядок открытия филиалов иностранных банков на территории Украины. Однако в связи со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) в Закон были внесены изменения, в результате чего статья 24 стала регулировать не только порядок открытия представительств иностранных банков, но и порядок открытия филиалов иностранных банков.
Согласно данной статье, аккредитацию филиалов иностранных банков в Украине осуществляет Национальный банк Украины. Этой же статьей предусмотрено, что открытие филиала иностранного банка возможно, если соблюдены следующие условия:
- 1) государство, в котором зарегистрирован иностранный банк, принадлежит к государствам, которые принимают участие в международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также сотрудничает с Группой по разработке финансовых мероприятий по борьбе с отмыванием денег (FATF);
- 2) банковский надзор в государстве, в котором зарегистрирован иностранный банк, отвечает Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета по вопросам банковского надзора;
- 3) между Национальным банком Украины и органом банковского надзора государства, в котором зарегистрирован иностранный банк, заключено соглашение о взаимодействии в сфере банковского надзора, гармонизации их принципов и условий;
- 4) минимальный размер приписного капитала филиала на момент ее аккредитации составляет не меньше чем 10 миллионов евро (приписной капитал — сума денежных средств в свободно конвертированной валюте, предоставленная иностранным банком филиала для его аккредитации);
- 5) наличие письменного обязательства иностранного банка о безусловном выполнении им обязательств, которые возникли в связи с деятельностью его филиала на территории Украины.
- Таким образом, законодательство Украины дает возможность иностранным банкам открывать филиалы на территории Украины. Сама процедура регистрации филиала иностранного банка также подробно описана в Законе. Так, можно выделить несколько этапов указанной процедуры:
- 1. Иностранный банк предоставляет необходимые для открытия филиала документы согласно перечню, указанному в Законе. При этом официальные документы, которые подаются Национальному банку Украины, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и сопровождаться нотариально удостоверенным переводом на украинском языке.
- 2. Иностранный банк производит оплату за регистрацию и аккредитацию филиала иностранного банка и предоставляет: – документ, подтверждающий внесение средств в размере приписного капитала филиала;
- – документ, подтверждающий внесение официальной платы за аккредитацию, которая составляет 5100 гривен.
- 3. Национальный банк Украины после получения вышеуказанных документов принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации филиала иностранного банка в течение трех месяцев с момента представления всех необходимых документов. Отказ предоставляется в письменной форме с указанием соответствующих оснований.
Такова процедура, определенная законом. Однако когда дело доходит до начала процедуры открытия филиала, руководство Национального банка Украины отказывается принимать какие-либо меры по началу процедуры аккредитации, мотивируя это тем, что внутренними нормативными документами Национального банка не предусмотрена возможность такой аккредитации.Так, за последние несколько лет на территории Украины не было открыто ни одного филиала иностранного банка.
Действия Национального Банка в данном случае нарушают права того лица, которое обратилось с целью открытия филиала иностранного банка, а ч. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Украины устанавливает, что каждое лицо имеет право в порядке, установленном данным Кодексом, обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов. Так, в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Украины, лицо, чье право нарушено, имеет право обратиться в суд в качестве истца по местонахождению ответчика с исковым заявлением и просить суд обязать Национальный банк Украины осуществить аккредитацию филиала иностранного банка.
К сожалению, на данном примере можно увидеть, как государство посредством принятия прогрессивных законов якобы развивает экономику, привлекая иностранных инвесторов, и одновременно не дает возможности иностранным инвесторам закрепить свои позиции в сфере банковской деятельности в Украине. Но нельзя забывать и о том, что адаптация украинского законодательства к европейским нормам — процесс длительный и требующий огромного взаимодействия всех государственных и негосударственных структур Украины.
Ксения Гурецкая,
юрист Международной юридической службы
Украина, Киев — Одесса — Николаев
www.interlegal.com.ua