Гарантийные письма в торговом мореплавании
14 Червня, 2010
9
В практике торгового мореплавания значительное место занимают гарантийные письма. В последнее время выдача гарантийных писем приобрела такие масштабы, что возникла проблема научного определения их правовой природы. В частности, эта проблема ежегодно поднимается на ежегодной конференции «Практика морского бизнеса: делимся опытом», которую проводит наша компания.
Гарантийное письмо или LOI (Letter of Indemnity, Letter of Guarantee) встречается в двух основных сферах морского бизнеса: в морском страховании и в морских перевозках.
В страховании
В морском страховании гарантийное письмо — это документ, выданный страховой компанией или клубом взаимного страхования (P&I) как обеспечение обязательства страхователя, который содержит и удостоверяет обязательство страховщика возместить ущерб или удовлетворить иные законные требования потерпевшего (третьего лица), возникшие в результате деяний страхователя. В этом случае гарантийное письмо является формой доказательства наличия и содержания договора морского страхования. Односторонний характер гарантийного письма страховщика не означает односторонности сделки. Часто страховые документы выдаются страховщиком только за его подписью, но подтверждают они наличие и содержание договора, который является, как правило, двусторонней сделкой между страховщиком и страхователем.
Таким образом, в результате выдачи страховщиком гарантийного письма у потерпевшей ущерб стороны — третьего лица возникает вполне правомерная дополнительная гарантия исполнения должником требования о возмещении вреда.
В перевозках
В морских перевозках имеется три наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых используются гарантийные письма:
1) грузовладелец просит перевозчика (капитана) выдать чистый коносамент, то есть коносамент без оговорок, против гарантийного письма;
2) гарантийное письмо предлагается перевозчику в обмен на поставку груза в порт назначения;
3) гарантийное письмо выдается перевозчику для изменения места назначения груза (порта назначения или направления судна).
Гарантийное письмо в этих случаях по своей правовой природе — это односторонняя сделка. В принципе, оно может рассматриваться и как оферта.
Коносамент, который подписан перевозчиком без оговорок, свидетельствует о том, что груз принят к перевозке в хорошем состоянии и в количестве, указанном в коносаменте. Ссылка перевозчика на то, что груз был принят к перевозке в количестве, меньшем, чем указано в коносаменте, или на то, что груз имел плохой внешний вид, не будет принята судом во внимание. Однако банки предоставляют кредиты только под чистые коносаменты, поэтому грузовладелец требует выдачи перевозчиком коносамента без оговорок, которые тот вправе сделать, если он не имел возможности проверить данные о количестве и состоянии груза, либо если у него есть достаточные основания полагать, что данные, указанные отправителем, неверны. Перевозчик (фрахтовщик, судовладелец), заинтересованный в получении фрахта, соглашается на выдачу чистого коносамента, хотя не имел разумной возможности проверить количество и состояние груза или даже обнаружил его дефекты. Чтобы обеспечить свои интересы он, как правило, через капитана судна требует выдачи гарантийного письма, в котором отправитель (грузовладелец) обязуется возместить убытки перевозчика, возможные при выдаче груза получателю.
Такая ситуация прямо предусмотрена ч.ч. 2—4 ст. 17 Конвенции ООН о морской перевозке груза от 31.03.1978.
Любое гарантийное письмо или соглашение, по которому грузоотправитель обязуется возместить перевозчику ущерб, вытекающий из того, что перевозчик или лицо, действующее от его имени, выдаст коносамент без оговорок относительно данных, представленных грузоотправителем для включения в коносамент, либо относительно внешнего состояния груза, является недействительным в отношении любой третьей стороны, включая грузополучателя, которой был передан данный коносамент.
Такое гарантийное письмо или соглашение является действительным в отношении грузоотправителя, если только перевозчик или лицо, действующее от его имени, не делая упомянутую оговорку, не имеет намерения обмануть третью сторону, включая грузополучателя, которая действует, полагаясь на описание груза, содержащееся в коносаменте. Если в последнем случае несделанная оговорка касается данных, представленных грузоотправителем для включения в коносамент, перевозчик не имеет права требовать от грузоотправителя возмещения ущерба.
В случае преднамеренного обмана перевозчик несет ответственность, не пользуясь правом на ограничение ответственности, за ущерб, понесенный третьей стороной, включая грузополучателя, из-за того, что она действовала, полагаясь на описание груза, содержащееся в коносаменте.
Из этого следует, что выдача чистого коносамента против гарантийного письма может быть неправомерным действием.
Серьезные сомнения в правомерности действий имеются и в случае выдачи гарантийного письма в подтверждение обязательства возместить вред, вызванный недостачей груза. В практике «Международной юридической службы» имелось дело, связанное с предоставлением подобного гарантийного письма. Фабула дела такова. Закупленный нерезидентом Украины товар хранился на складе в порту г. Одессы под таможенным обеспечением. Этот товар продается также нерезиденту, который заключает договор морской перевозки.
При этом обнаруживается, что отгруженная на судно партия меньше закупленной на 600 тонн. Покупатель направляет продавцу и судовладельцу гарантийное письмо о том, что он обязуется возместить все убытки, связанные с расхождением в количестве груза, который отправлялся в Испанию в адрес швейцарской фирмы, выступившей следующим покупателем.
Таким образом, выдача гарантийного письма может быть и правомерным, и неправомерным действием. Правомерным действием выдача гарантийного письма является, например, когда оно представляет собой оферту, то есть предложение о заключении (изменении) договора перевозки. Если грузовладелец хочет переадресовать груз, он может направить гарантийное письмо перевозчику, а тот вносит соответствующие изменения в договор перевозки.