Как не стать жертвой мошенников?
23 Листопада, 2020
10
Мошенничество – одна из худших проблем для любого бизнесмена. Ведь возникающий чистый убыток, нужно компенсировать, средства вложить в оборот или рассчитаться перед другими контрагентами в цепи коммерческой схемы.
Иными словами, при мошенничестве бизнес не только теряет прибыль (что иногда случается в бизнесе), но и несет 100% расходов, на компенсацию которых трудно рассчитывать (по крайней мере, поначалу).
Ниже мы постарались консолидировать 25-летний опыт компании Interlegal по юридической поддержке агробизнеса и сформулировали 7 советов о том, как не стать жертвой мошенников.
Совет 1. Проверить контрагента «до того как»
Первый и важнейшим рецептом, чтобы не стать жертвой мошенников в бизнесе является детальная проверка контрагента. Можно с уверенностью сказать, что правильный комплаенс принципиально снижает риски мошеннических действий со стороны контрагента, поскольку глаз опытного юриста сразу обратит внимание на целый комплекс вопросов: существование юридического лица, офиса, полномочия подписантов и на наличие права подписи на необходимых документах. Дальнейшая проверка контрагента должна оценить репутацию, активы компании и реальную возможность исполнения контрагентом принятых на себя обязательств.
Совет 2. Проверить адрес, по которому осуществляется корреспонденция
В последнее время в нашей практике участились случаи, когда контрагенты при достижении договоренностей по делу получают письма с офертами с мошеннических электронных адресов, отличающихся от реальных на одну роковую букву.
Практика показывает, что подобных «успешных» мошеннических операций великое множество. А значит рецепт защиты один – проверять электронные адреса на соответствие, тем, которые закреплены в договоре или с которыми велась переписка ранее.
Совет 3. Закрепить основное в контракте
Исходя из предыдущего совета, мы рекомендуем закреплять электронные адреса, пользователи которых которые имеют право обрабатывать информацию и отправлять счета в контракте между сторонами.
Также логичным является закрепление в договоре данных о банковских реквизитах, на которые нужно осуществлять оплату.
Совет 4. Проверить физическое наличие товара перед оплатой денежных средств
Одной из частых схем мошенничества является фактическая невозможность выполнения контрагентом взятых на себя обязательств. Поэтому стандартный и хорошо известный сюрвей товара у покупателя никто не отменял.
К этому же пункту относится абсолютно необходимая проверка того факта, что на складе продавца находится именно ваш товар. Например, продавец гарантирует наличие пяти тысяч тонн кукурузы на складе, но можно ли быть уверенным, что такие же гарантии он не предоставил еще десяти другим покупателям?
Совет 5. Проверить терминал
Этот совет прямо вытекает из предыдущего. Терминал – важная и неотъемлемая составляющая цепи поставок товара, однако, если с необходимостью проводить проверку покупателя или продавца ни у кого вопросов не возникает, то необходимость проверки терминала звучит немного странно. Можем с уверенностью сказать, что такая необходимость вызвана не юридическим снобизмом, а практическими и крайне неприятными кейсами.
Проверяйте реестр товаров, завозимых на терминал, уделяйте внимание его репутации и корпоративной структуре, поскольку частые случаи мошенничества случаются там, где этого не ожидаешь.
Совет 6. Уделить повышенное внимание информационной безопасности
Этот совет можно с натяжкой назвать юридическим, однако последствия могут точно затронуть всю жизнедеятельность компании. Пользуйтесь качественными антивирусными программами, обеспечивайте наличие профессионалов в сфере безопасности в вашей команде и не допускайте утечку важной информации за пределы компании.
Совет 7. Не забывать об NDA
Правильный и профессионально составленный договор о неразглашении важной информации убережет вас от большинства мошеннических схем по простому принципу – мошенники просто не смогут узнать о ваших планах.
Если мошенничество уже произошло?
В таком случае важнейшим правовым вопросом является разграничение гражданско-правовой ответственности за нарушение контракта и мошеннических действий в рамках уголовного производства.
Практика такова, что основная работа после произошедшей беды может заключаться в двух основных направлениях:
1) доказать, что сторона по договору не имела возможности выполнять свои обязательства, а заключение договора и все предыдущие отношения имели место только с целью получения и завладения чужими денежными средствами или имуществом;
2) доказать, что сторона по договору не имела намерений выполнить возложенные на неё обязанности, а всё, что она делала, было своеобразным «прикрытием» реальной цели.
А реально ли вернуть своё?
Вопрос риторический, и ответ на него зависит от ситуации и качества работы специалистов.
Единственное, что можем сказать – это то, что такие случаи существуют, они реальные полностью положительные и совершенно непубличные. И помните: в таких делах очень важна скорость оперативного реагирования на мошенничество. Удачи вам!
Специально для Agroportal