Коммерческая эксплуатация прогулочной яхты
12 Березня, 2007
24
В мае 2005 года перед специалистами Международной юридической службы был поставлен вопрос о необходимости специальной регистрации или перерегистрации яхты, а также о необходимости получения каких-либо специальных или дополнительных судовых сертификатов в связи с планируемой коммерческой эксплуатацией Яхты, зарегистрированной под флагом Белиза как «некоммерческая прогулочная яхта».
Под «коммерческой эксплуатацией» здесь, как, впрочем, и в международной практике в целом, понимается пребывание на борту Яхты пассажиров, которые не являются членами семьи/друзьями/гостями собственника яхты и оплатили свое пребывание на базе повременной ставки или по факту перехода Яхты из пункта А в пункт Б. Организацию перехода/прогулки/круиза осуществляет собственник/оператор Яхты, в т.ч. непосредственно управление Яхтой осуществляется нанятой им командой.
В процессе исследования данного вопроса были использованы: n
- международные Договора и Конвенции, являющиеся инструментарием проверок инспекторов Государственного портового контроля, действующих в рамках Парижского меморандума о взаимопонимании (PMOU; ст. 2) и Меморандума о взаимопонимании Черноморского региона (BSMOU; ст. 2).
- действующее законодательство Украины (КТМ Украины, Постановление КМУ от 12.10.00 №1544 «О портовых сборах» и другие);
Также в рамках этого исследования были разосланы запросы и использованы материалы, предоставленные:
- Морской администрацией Белиза (International Merchant Marine Registry of Belize; IMMARBE);
- Морской администрацией Панамы;
- Секретариатом PMOU;
- Секретариатом BSOU;
- Бюро Веритас;
- Капитаном Одесского морского торгового порта;
- зарубежными контрагентами Международной юридической службы, имеющими практический опыт в данной сфере бизнеса.
- n
Контроль судовых документов/сертификатов осуществляют главным образом:
1. Морская администрация государства флага, в данном случае IMMARBE:
- Непосредственно при издании/переиздании,
- Опосредовано через уполномоченное Классификационное общество, в данном случае Бюро Веритас (BV).
2. Администрации портов захода судна:
- Непосредственно при оформлении прихода/отхода судна;
- Опосредованyо через службу Портнадзора (Port State Control, PSC) при проведении проверок судна после прихода, перед отходом либо во время стоянки у причала.
Бюро Веритас по нашему запросу сообщило, что никаких собственных специальных норм и правил, касающихся яхт, используемых в коммерческих целях, не имеет. При выставлении рекомендаций/требований Судовладельцу, а также при выдаче судовых Сертификатов BV руководствуется:
- требованиями Морской администрации государства флага судна; n
- требованиями международных Договоров и Конвенций;
- собственными нормами и правилами, дифференцирующими суда по техническим критериям: тип судна, размерения, мощность силовой установки и т.д. (в частности: «Правила Классификации и Сертификации Яхт» ).
Секретариат Парижского меморандума и Секретариат Черноморского меморандума по нашему запросу сообщили, что никаких специальных требований к яхтам, используемым в коммерческих целях, PMOU и BSMOU не имеют. При проверках судна инспектора Портнадзора (PSC) будут руководствоваться требованиями Морской администрации государства флага судна (в данном случае IMMARBE) и общими требованиями международных Договоров и Конвенций, являющихся их инструментарием в соответствии с Меморандумами.
Таким образом, необходимо определиться по двум позициям:
1. Какие требования предъявляет IMMARBE к яхтам, перевозящим коммерческих пассажиров, т.е. используемым в коммерческих целях. n
2. Какие международные Договора и Конвенции, и в каком объеме, распространяют свое действие на рассматриваемую яхту.
1. IMMARBE, орган выполняющий функции Морской администрации Белиза, сообщил по нашему запросу, что Яхта может быть постоянно зарегистрирована в Белизе как:
- • «Прогулочное судно (яхта) не коммерческое» (Pleasure Craft (Yacht) Non-Commercial), без учета льгот по тарификации, поскольку они распространяются на подобные суда длиной до 25 м.;либо
- • «Прогулочное судно (коммерческая яхта)» (Pleasure Craft (Commercial Yacht)), в случае использования данной яхты в коммерческих целях.
В соответствии с требованиями IMMARBE, в случае коммерческой эксплуатации Яхты, будет необходимо:
1. Издать регистрационные сертификаты, соответствующие данному статусу.
2. Кроме Судового патента (Patent of Navigation) и Лицензии судовой радиостанции (Ship Station License) необходимо будет получить Сертификат минимального безопасного состава экипажа (Minimum Safe Manning Certificate), определяющий состав команды (по должностям), без которого Яхта не сможет выходить в море.
3. Все члены команды (как минимум, указанные в Сертификате минимального безопасного состава экипажа) должны будут иметь Рабочие дипломы (Certificates of Competence), в соответствии с Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 78/95 (STCW 78/95).
4. Все судовые офицеры (Капитан, помощники, механики) должны будут получить Подтверждение (Endorsement) своего Рабочего диплома, изданное IMMARBE. В соответствии с изменениями к Конвенции ПДНВ 78/95, начиная с 2001 года, все судовые офицеры должны получать Подтверждение своего Рабочего диплома как в стране проживания (native country), так и в стране флага судна. Украина входит в перечень стран, рабочие дипломы которых признаются странами-участниками Конвенции на документальном уровне. Т.е. система образования и дипломирования моряков в Украине признана соответствующей мировым стандартам, и при подтверждении рабочего диплома украинского моряка не требуется проходить дополнительного обучения и/или сдавать дополнительные экзамены/тесты. Предоставленные документы для переподтверждения (диплом об образовании, рабочий диплом, подтверждение рабочего диплома в стране проживания, медицинский сертификат) проверяются только на подлинность и соответствие уровня подготовки занимаемой должности и судну.
5. Дополнительно Яхта должна будет иметь:
- a. международный Сертификат грузовой марки (International Load Line Certificate), изданный в соответствии с Конвенцией о грузовой марке 1966 г.;
- b. Сертификат безопасности неконвенционного пассажирского судна (Non-Convention Passenger Ship Certificate), изданный в соответствии Конвенцией Об охране жизни человека на море (SOLAS) 1974 г., с изменениями и дополнениями.
Оба указанных сертификата издаются BV либо иным уполномоченным Классификационным обществом от имени Морской администрации Белиза.
2. Перечень международных Договоров и Конвенций, являющихся инструментарием проверок инспекторов Портнадзора (PSC), действующих в рамках Парижского меморандума о взаимопонимании (PMOU) и Меморандума о взаимопонимании Черноморского региона (BSMOU), с указанием сферы их применения и оценки их применимости к рассматриваемой яхте, приведен в нижеследующей таблице.
Наименование Международной Конвенции, англ. | Наименование Международной Конвенции, рус. | Сфера применения | Распространение на данную яхту |