Коммерческо-правовые аспекты судоремонтной деятельности
3 Березня, 2004
24
В наследство от Советского Союза Украина получила мощную судостроительную и судоремонтную производственную базу. Положительная динамика развития транспортной отрасли Украины, подъем мирового фрахтового рынка вызвали в настоящее время оживление и в сфере судоремонта. Однако параллельно с увеличением производственного объема увеличилось и количество хозяйственных споров, финансовых и юридических проблем, в основном вызванных конфликтами между Исполнителями работ (СРЗ) и Заказчиками (Судовладельцами). Зачастую эти конфликты вызваны непониманием сторонами многих аспектов отношений в связи с судоремонтом и заключением “коротеньких договоров” – “лишь бы было для налоговой”. Очевидно, что если бы еще на стадии переговоров стороны обсудили весь спектр условий будущих отношений между ними и процедуры их реализации, а также закрепили достигнутые договоренности в соглашении, то многих проблем удалось бы избежать. Возможно, что некоторые договора при таком детальном подходе не были бы заключены, но лучше не заключить договор вообще, чем делать работу ради самой работы, а потом тратить время и средства на решение конфликтов друг с другом.
Данной статьей мы открываем серию публикаций, посвященную правовым аспектам судоремонтной деятельности. Мы подробно осветим договорные аспекты, нормативные документы, регулирующие эту сферу, международные нормы и обычаи, а также практику, в том числе и судебную. Первую же статью мы хотим посвятить структуре Договора на судоремонт, осветить основные моменты, которые должны быть согласованы сторонами ДО заключения договора, постановки судна на ремонт и начала работ.
Авторитетнейшей неправительственной организацией судовладельцев и морских брокеров, Балтийским и Международным Морским Советом (BIMCO), разработаны и рекомендованы для широкого использования две проформы договоров: Стандартный договор на судоремонт (REPAIRCON) и Стандартный договор на незначительные ремонтные работы (MINREPCON). Данные проформы, как и все проформы договоров, рекомендованные или разработанные BIMCO, носят рекомендательный характер и являются замечательной основой для будущего договора, но только основой. Практический профессионально разрабатываемый договор требует существенных дополнений и адаптации для каждого конкретного случая.
Итак, приближается время ремонта судна и Судовладелец, либо назначенное им лицо, начинает искать базу ремонта. Составляется общая Предварительная ремонтная ведомость, и рассылаются запросы на судоремонтные предприятия. После анализа ответов от потенциальных исполнителей Судовладелец делает свой выбор и вступает в предварительные переговоры.
Итоги таких переговоров рекомендуем закрепить в Протоколе намерений. Речь идет не о декларативном документе неконкретного содержания (встретились-поговорили-разошлись), а о протоколе, описывающем процесс проведенных переговоров и закрепляющем их результат. В Протоколе намерений целесообразно отразить, как минимум:
- Стороны будущего договора и рассматриваемое судно;
- Предполагаемые дату начала ремонта, его продолжительность и стоимость;
- Комплект документов, который должен быть предоставлен Заказчиком Исполнителю для подписания договора.
Последний пункт имеет особое значение, поскольку для Исполнителя крайне важно проверить статус компании, с которой будет заключен Договор, проверить статус судна и заранее узнать его основные характеристики, а также уяснить связь между будущей стороной по договору и собственником судна (если они не совпадают), определить плательщика и ответственное лицо.
Итак – краткое описание структуры Договора о судоремонте, его основные разделы и их содержание.
Здесь хочется отметить, что не надо бояться писать объемный договор. Чем детальнее прописаны действия сторон и особенно последствия этих действий – тем лучше. При этом необходимо избегать громоздких и вычурных формулировок. Договор должен точно и полно отобразить достигнутые договоренности. Нельзя оставлять что-то “между строк” или что-то подразумевать, при этом отображая на бумаге иное. Да и незачем – существуют реальные законные механизмы отображения любых договоренностей и процедур, определенных сторонами. Нужно только серьезно и профессионально к этому подойти.
В преамбуле договора необходимо полно и точно указать наименования сторон, их юрисдикции, имена и полномочия лиц, действующих от имени сторон.
В первом разделе договора рекомендуем определить трактовку терминов и понятий, используемых в договоре. От их точного определения и единообразного понимания сторонами во многом зависит точность исполнения ими условий договора. Разногласия могут возникнуть и по самым простым (с первого взгляда) понятиям, ведь даже что такое сам “ремонт” стороны могут понимать по-разному.
Во втором разделе договора целесообразно отразить порядок осуществления работ, их продолжительность, нормативное и техническое регулирование их выполнения, вопросы поставки и использования материалов и запчастей, выполнение работ с привлечением субподрядчиков. Можно выделить в отдельный раздел или оговорить в этом же разделе возможность и порядок осуществления каких-либо работ Судовладельцем самостоятельно, а также его право по контролю выполнения работ Исполнителем.
Необходимо детально описать процедуры передачи Судовладельцем и принятия Исполнителем судна в ремонт, а также возврат Исполнителем и принятие Судовладельцем судна из ремонта. Здесь же целесообразно предусмотреть возможность аннуляции договора каждой из сторон еще до передачи/принятия судна в ремонт.
Следующий раздел – финансовые условия. Первое, что необходимо определить – это цена и общая сумма договора, а точнее: порядок их определения, формирования и согласования. Необходимо детально определить порядок осуществления платежей – сколько, когда и на какой счет. Ни в коем случае нельзя связывать момент возникновения обязательства по платежу у Судовладельца с датой получения им счета, т.к. это довольно трудно доказать (особенно при наличии определенного умысла). Желательно указать в договоре банковские реквизиты для платежей.
В следующем разделе необходимо оговорить взаимную ответственность сторон: за утрату или повреждение имущества, за смерть или ущерб здоровью. Здесь же можно оговорить договорное ограничение размера ответственности и компенсационные выплаты, возможную ответственность перед третьими лицами. В этот же раздел логично включить условия по форс-мажору.
Далее в договоре следует отразить:
- Гарантии, предоставляемые Исполнителем на выполненные работы;
- критерии оценки качества работ, а также порядок выявления и устранения дефектов;
- возможность, порядок и последствия расторжения договора (после начала, но до окончания выполнения работ);
- страхование рисков;
- условия по защите информации и интеллектуальной собственности;
- порядок разрешения споров между сторонами. Здесь необходимо указать:
- применяемое право и подсудность, место рассмотрения спора и состав суда, язык и процедуру судебного разбирательства, порядок исполнения и обжалования решений суда (арбитража)
Также хочется отметить, что адреса и другие реквизиты сторон должны быть указаны точно, правильно и полностью. Можно указать отдельно адрес зарегистрированного офиса и адрес для корреспонденции – главное, чтобы ее (корреспонденцию) можно было бы туда доставить.В данной статье мы постарались дать общую характеристику Договора о судоремонте. В последующих статьях мы будем более детально останавливаться на правовой характеристике вопросов, с которым могут сталкиваться судоремонтные предприятия в своей деятельности.