Коммерческо-правовые аспекты судоремонтной деятельности
26 Вересня, 2016
1
Несмотря на определенные сложности в последние десятилетия, Украина по-прежнему обладает мощной судоремонтной производственной базой и производит значительное количество услуг по судоремонту. Отсюда и большое количество хозяйственных споров, порождающих финансовые и юридические проблемы для сторон. Споры, как правило, связаны с конфликтами между исполнителями работ (судоремонтными заводами) и заказчиками (судовладельцами). Зачастую эти конфликты вызваны упрощенным пониманием сторонами некоторых аспектов отношений в связи с судоремонтом. Очевидно, что если на стадии переговоров стороны обсудили весь спектр условий будущих отношений между ними и процедуры их реализации, а также закрепили достигнутые договоренности в соглашении, то многих проблем удается избежать.
Авторитетнейшей неправительственной организацией судовладельцев и морских брокеров, Балтийским и Международным Морским Советом (BIMCO), разработаны и рекомендованы для широкого использования две проформы договоров: Стандартный договор на судоремонт (REPAIRCON) и Стандартный договор на незначительные ремонтные работы (MINREPCON). Данные проформы, как и все проформы договоров, рекомендованные или разработанные BIMCO, носят рекомендательный характер и являются замечательной основой для будущего договора, но только основой. Индивидуально разрабатываемый договор требует существенных дополнений и адаптации для каждого конкретного случая. В большинстве случаев судоремонтные предприятия готовят свои «стандартные» формы и предлагают для подписания своим заказчикам-субовладельцам.
Фиксация переговоров
Итак, приближается время ремонта судна и судовладелец, либо назначенное им лицо, начинает искать базу ремонта. Составляется предварительная ремонтная ведомость, и рассылаются запросы на судоремонтные предприятия. После анализа ответов от потенциальных исполнителей судовладелец делает свой выбор и вступает в предварительные переговоры.
Итоги таких переговоров рекомендуем закрепить в Протоколе намерений. Речь идет не о декларативном документе неконкретного содержания, а о протоколе, описывающем процесс проведенных переговоров и закрепляющем их результат. В Протоколе намерений целесообразно отразить, как минимум:
– Стороны будущего договора и рассматриваемое судно;
– Предполагаемые дату начала ремонта, его продолжительность и стоимость;
– Комплект документов, который должен быть предоставлен Заказчиком Исполнителю для подписания договора.
Последний пункт имеет особое значение, поскольку для Исполнителя крайне важно проверить статус компании, с которой будет заключен Договор, проверить статус судна и заранее узнать его основные характеристики, а также уяснить связь между стороной по договору и собственником судна (если они не совпадают), определить плательщика и ответственное лицо. В современных условиях, когда судовладельцами в подавляющем большинстве являются оффшорные компании, единственной гарантией исполнения обязательств судовладельца может быть лишь само судно.
Договор судоремонта: структура и основные разделы
Не надо бояться писать объемный договор: чем детальнее прописаны действия сторон и последствия этих действий – тем лучше. При этом необходимо избегать громоздких и вычурных формулировок. Договор должен точно и полно отобразить достигнутые договоренности. Нельзя оставлять что-то “между строк” или что-то подразумевать, при этом отображая на бумаге иное.
В преамбуле договора необходимо полно и точно указать наименования сторон, их юрисдикции, имена и полномочия лиц, действующих от имени сторон.
В первом разделе договора рекомендуем определить трактовку терминов и понятий, используемых в договоре. От их точного определения и единообразного понимания сторонами во многом зависит точность исполнения ими условий договора. Разногласия могут возникнуть по самым простым (с первого взгляда) положениям, даже понятие “ремонт” стороны могут трактовать по-разному.
Во втором разделе договора целесообразно отразить порядок осуществления работ, их продолжительность, нормативное и техническое регулирование их выполнения, вопросы поставки и использования материалов и запчастей, выполнение работ с привлечением субподрядчиков. Можно выделить в отдельный раздел или оговорить в этом же разделе возможность и порядок осуществления каких-либо работ Судовладельцем самостоятельно, а также его право контроля за выполнением работ Исполнителем. Немаловажными являются условия по привлечению классификационного общества для надзора за проведением ремонта, а также порядок испытания и предъявления отремонтированных узлов классификационному обществу.
Необходимо детально описать процедуры передачи Судовладельцем и принятия Исполнителем судна в ремонт, а также возврата Исполнителем и принятия Судовладельцем судна из ремонта, с указанием составляемых при этом документов. Здесь же целесообразно предусмотреть возможность аннуляции договора каждой из сторон еще до передачи/принятия судна в ремонт. Должен быть также детализирован порядок уточнения характера и объема работ, составления промежуточных ремонтных ведомостей.
Следующий раздел – финансовые условия. Первое, что необходимо определить – это цена и общая сумма договора, а точнее: порядок определения начальной и конечной стоимости ремонта, их согласования и изменения. Необходимо детально определить порядок осуществления платежей – сколько, когда и на какой счет. Как правило, судоремонтные договоры содержат определенный график, например 60% от первоначальной стоимости ремонта – авансом, и полный расчет – по окончании работ. Одни из наиболее частых споров – это споры, связанные с изменением стоимости ремонта (вследствие изменения объема требуемых работ, стоимости материалов и т.д.)
В следующем разделе необходимо оговорить взаимную ответственность сторон: за утрату или повреждение имущества, за смерть или ущерб здоровью членов экипажа. Здесь же можно оговорить договорное ограничение размера ответственности и компенсационные выплаты, возможную ответственность перед третьими лицами. В этот же раздел логично включить условия по форс-мажору. Отдельно должна быть отражена ответственность сторон за соблюдение правил пожарной безопасности.
Далее в договоре следует отразить:
– гарантии, предоставляемые Исполнителем на выполненные работы, критерии оценки качества работ, а также порядок выявления и устранения дефектов в гарантийный период;
– возможность, порядок и последствия расторжения договора (после начала, но до окончания выполнения работ);
– страхование рисков;
– порядок разрешения споров между сторонами. Здесь необходимо указать применяемое право и подсудность, место рассмотрения спора и состав суда, язык и процедуру судебного разбирательства, порядок исполнения и обжалования решений суда (арбитража).
В данной статье мы дали общую характеристику Договора о судоремонте. Следствием недооценки важности юридической помощи на стадии заключения договора могут стать непредвиденные споры, которых можно было избежать при проявлении сторонами должной тщательности при заключении договора.
Опубликовано в журнале “Порты Украины”